Симметрия и фотопринт как новый прием в дизайне тканей
Л. Н. Толстой говорил: “Стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия понятна глазу? Что такое сим-метрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано?”. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Слово «симметрия» греческое, оно означает соразмерность, одинаковость в расположении частей, пропорциональность. Все природные объекты строятся по принципам симметрии: растения, животные, человек, если исходить из того, что в природе нет случайностей, и все ее творения совершенны, то, возможно, человеческий глаз воспринимает принцип симметрии, заложенный в природных объектах, как идеал красоты и гармонии. Возможно поэтому симметрия, как интуитивный принцип мировой гармонии нашла свое отражение в разных видах искусства, а особенно
декоративно-прикладного. Принцип симметрии изначально лежал в композиции этнических орнаментов самых разных культур, а в дальнейшем симметричные орнаменты используются в декоративно-прикладном искусстве всех эпох и культур, а далее в дизайне, и в частности в дизайне тканей.
Кроме самой всем известной зеркальной симметрии существует еще несколько видов: плоскостная, осевая, лучевая симметрии, а также радиальная, ветровая и вин-товая симметрии. Большинство видов этих симметрий встречается в композиционных структурах тканей.
С активным развитием компьютерных технологий одним из распространенных приемов декорирования тканей стала компьютерная печать или фотопринт. Компьютер-ная печать находит широкое применение в различных сферах дизайна в одежде, в сувенирах, в текстильных панно, в рисунках на мебели, натяжных потолках, покрытиях для пола в текстиле для дома и одежды. Печать может выполняться на любой по плотности и фактуре ткани. Сейчас этот способ нанесения изображения на ткань приобретает промышленные масштабы и является практически революционным в дизайне текстиля, так как снимает все ограничения как в размерах рисунка, так и цветовом решении, и качестве переносимого на ткань рисунка. На основе новых технических возможностей возникла одна из самых актуальных тенденций в дизайне текстиля: нанесение фотоизображений на ткань, причем эти тенденции распространяются как на ткани для одежды, так и на ткани для интерьера. Способ создания дизайна с использованием фотоизображений в современном дизайне по своим эстетическим качествам приравнивается к созданным вручную мотивам для ткани, так как искусство фотографии уже давно встало вровень с другими видами искусства, а возможности графических программ: таких как fotoshop, добавляют абсолютной свободы художнику в решении своих задач.
В основу разрабатываемой дипломной коллекции легла тема растительных мотивов в дизайне тканей. Казалось бы, вечная тема и самый распространенный мотив на протяжении всей истории текстильных рисунков, но он приобретает совершенно новое звучание благодаря тому, что выбрана новая трактовка самих мотивов: это обработанные определенным образом фотоизображения различных цветов. Полученная стилистика сочетает необыкновенную материальность и ботаническую точность с определенной условностью, которую дает графическая обработка с одной стороны и особая «рас-пластанная» композиция, с другой стороны.
Зеркальная симметрия становится основным принципом композиционного строя эскизов тканей. Этот принцип является на сегодняшний день очень актуальным, осо-бенно в фотопринтах на тканях для одежды. Пышные нагруженные цветом и деталями гирлянды из цветов выстраиваются симметрично вдоль вертикальных осей, таким образом, изобилие и некоторая перегруженность мотивов уравновешивается очень статичным и упорядоченным принципом композиции. Все мотивы переплетены симметрично, отражены и составлены между собой наподобие калейдоскопа, где сам мотив не является главным, а сливается в общее орнаментальное поле.
Композиционный принцип симметрии заложен и в серии из трех панно. На орнаментальные изображения цветов на плоскости накладываются выходящие в объем ор-наментальные ажурные структуры из искусственной кожи, таким образом, два слоя композиции и два слоя симметрии рождают новое качество очень сложной и в то же время очень упорядоченной композиции.
Посредством симметрии человек пытался, по словам немецкого математика Германа Вейля, «постичь и создать порядок, красоту и совершенство». И в разрабатываемом дипломном проекте симметрия воспринимается и используется автором как путь к «порядку» и «совершенству».
УДК 745.522.2: 745.03
О.МОРОЗОВА, Т.Л. ЩЕРБАКОВА (Ивановский государственный политехнический университет)
принцип симметрия заложить, выбрать трактовка мотив, благодаря выбрать трактовка, звучание благодаря выбрать, совершенно звучание благодаря, трактовка мотив обработать, мотив обработать определенный, фотоизображение различный цвет, образ фотоизображение различный, определенный образ фотоизображение, выбрать трактовка мотив обработать, благодаря выбрать трактовка мотив, звучание благодаря выбрать трактовка, совершенно звучание благодаря выбрать, трактовка мотив обработать определенный, мотив обработать определенный образ, фотоизображение различный цвет получить, образ фотоизображение различный цвет, определенный образ фотоизображение различный, обработать определенный образ фотоизображение,