СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Формирование и развитие новой орнаментики Ивановского текстиля второй половины ХХ века


Формирование и развитие новой орнаментики Ивановского текстиля второй половины ХХ века

Период 1950-х годов по праву можно назвать важным этапом в истории развития ивановской школы текстильного дизайна. В это время наблюдался значительный скачок в области декоративного оформления тканей, который дал новое, особенное направление творческой деятельности художников. Вероятно, это было связано с историческими факторами, а именно: отступила боль войны, принесшая народу огромные потрясения, постепенно начинали восстанавливаться текстильные фабрики, города, появилась потребность в выпуске тканей широкого ассортимента.

Мастера-текстильщики активно влились в работу над созданием новых образцов текстильной продукции. К примеру, в 1956 году на художественном совете было представлено около трехсот новых эскизов тканей, большинство из которых было принято к печати и получило отличную оценку [1].

Среди ассортимента выпускаемой в начале 1950-х годов продукции следует выделить плательные и сорочечные ткани, поставлявшиеся во многие регионы страны, текстиль для импорта в Среднюю Азию, платочные изделия. Текстильные рисунки были структурированы в определенные группы - серии, зная которые художник облегчал себе задачу в выборе построения рисунка, расширения ассортимента и повышения уровня художественного оформления тканей. Таких групп в это время насчитывалось около сорока видов. [2]

К концу 1950-х художники-текстильщики в своей работе стали тесно сотрудничать с модельерами и проектировщиками интерьера. Главная задача при этом заключалась в гармоничном сочетании материала и формы изделия, что определило собой новые направления в искусстве оформления тканей.

Последующие годы характеризуются активным поиском необычных стилевых решений в оформлении текстиля, творческими экспериментами, в которых наряду с ис-пользованием традиционных приемов в работы вносились элементы авторского стиля.

Середина и конец 1960-х годов характеризуются возросшим интересом к народному искусству. В 1970-е годы художники-текстильщики в своих работах активно обращались к традициям прошлого, причем, не только осваивая технику и орнаментику предшественников, но и развивая, обогащая ее своими неповторимыми качествами. Современный взгляд художника и декоративные приемы прошлого в своей совокупности да-вали неожиданные и интересные творческие решения. [2]

Наряду с классическими орнаментами в творчестве художников второй половины ХХ века появлялись совершенно новые мотивы. Материалом для создания рисунков служила окружающая советская действительность, состояния природы, различные ассоциативные фантазии. Среди сюжетов этого периода символика Олимпийских игр, знаки дорожного движения, машины и трамваи, различные надписи, юбилейные клейма, имитация дождя или листопада, пейзажи и др. Особенно интересны творческие сочетания старых и новых композиций. Например, в традиционный рисунок «огурцов», выполненных на белом фоне, вписана символика олимпиады в Москве [3,4].

Таким образом, период второй половины ХХ века с уверенностью можно считать прекрасным продолжением богатой истории ивановской школы текстильного дизайна. Послевоенное время со своим свободным духом открыло перед мастерами текстильного орнамента новые технические и художественные возможности, постоянное стремление к самовыражению и творческим импровизациям.

ЛИТЕРАТУРА

Илларионов, С. И. Текстильный рисунок/ С. И. Илларионов. - И.: Ивановское книжное издательство, 1956. - С. 79.

Соловьев, В. Л. Ивановские ситцы/ В. Л. Соловьев, М. Д. Болдырева. - М.: Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 1987. - С. 224.

Каталог тканей Большой Ивановской мануфактуры 1957 - 2008 гг./ Фонд отдела «Музей ивановского ситца» Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина (дата обращения: 5.02.2014).

Каталог тканей Ивановского хлопчатобумажного комбината им. Ф. Н. Самойлова 1984 - 2004 гг./ Фонд отдела «Музей ивановского ситца» Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина (дата обращения: 23.02.2014).

УДК 745.521


Н.В. САВИНА (Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ