СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Сентябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Синтез образов птиц и женщин в изобразительном, декоративном и народном искусстве


Синтез образов птиц и женщин в изобразительном, декоративном и народном искусстве

Птица в славянской и западной мифологии занимает значимое место. Она начало всех начал, принявшая образ серой уточки, которая снесла два яйца Явь и Навь - воплощение добра и зла, жизни и смерти.

Образ птицы в русском фольклоре очень многозначен. Птицы символизировали свободу и счастье, предвещали хороший урожай и богатство. Птица - это и идея мате-ринства, любви, свадьбы.

Украшения-обереги в виде птиц считают самыми сильными. Этот мотив - один из самых популярных в народной резьбе, вышивке и других видах искусства. Священные птицы украшают наличники домов, этнографические осветительные приборы. Ковши, ендовы и другую пиршественную посуду украшали зверями и водоплавающими птицами (утками, гусями). Сама посуда могла иметь форму утки-сосуда. Тулово всех ковшей воспроизводило тело птицы, независимо от того, чем заканчивался ковш - птичьей или конской головой. Ручка ковша обычно напоминала хвост птицы; на груди ковша вырезали или рисовали огромное солнце.

Птицы часто противостоят злым силам, стерегут границы родной земли, указывают дорогу и предрекают погоду. Тёмные птицы несут плохие вести, сопровождают тёмную силу, несут болезни и даже смерть.

Эстетическое представление о женщине у наших предков существовало неразрывно с образом птицы. Эпитетами "Лебедушка", "лебедь белая", "пава", "утушка", "сера утица" русский народ в своей поэзии награждал женщин и этим подчеркивал зрительную, пластическую сторону образа.

И народное искусство своеобразными художественными средствами воплотило этот образ в женском народном костюме.

Богатство красок русского женского народного костюма распределялось по сложившимся в отдаленные времена художественным законам. И в этом расположении цветов снова и снова проступает образ из древней славянской мифологии - символический образ птицы.

Шитые золотом, разноцветными нитями, жемчугом или цветными камнями кички, кокошники, сороки венчали головы русских женщин. В самих названиях этих уборов сохранились корни древних, бытовавших у наших предков наименований птиц.

Во многих местностях женщины украшали свои уборы "пушками" из гусиного или лебединого пуха, селезневыми кудрями - самой красочной частью оперения селезня. Полным символики было и декоративное решение рукавов в русской женской рубахе. Сочным красным цветом и строгим орнаментом, мерцанием золота, кружевной черной вязью на серебристом холсте или белым рельефным шитьем на прозрачной кисее украшали русские женщины рукава своих рубашек. Нашивали ли они куски цветной ткани или ткали их на станине - всегда цветом, орнаментом выделялись больше всего верхняя часть рукава, - та, откуда начинается движение рук. Этим художественным приемом народное искусство, всегда чуждое копированию природы, уподобляет руки крыльям птицы.

Ведь когда в сказке девушка или обиженная жена в поисках любимого или, спасаясь от преследований злых людей, превращается в птицу, то руки ее становятся кры-льями.

В стиле модерн, часто использовавшем мотивы языческого искусства параллель женщина-птица появлялась особенно часто повсюду - от книжной графики и живописи до театрального и бытового костюма. Царевны-лебеди стали героинями многих знаковых художников того времени, творчество которых вдохновляет и сегодня множество их последователей.

К докладу прилагаются видеоряд примеров из искусства и авторские эскизы по мотивам «Окольцованная птица».

УДК 74.01/.09


И. В. ПАНТЯ, Н.Г. МИЗОНОВА (Ивановский государственный политехнический университет)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ