СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Слуцкий пояс как элемент традиционной белорусской культуры


Слуцкий пояс как элемент традиционной белорусской культуры

Исторически костюм представляет собой определенный феномен истории культуры, отражение эпохи и событий, ей принадлежащих. Эволюционируя, одежда приобретает определенный смысл, и сама начинает выступать как отличительная знаковая характеристика не просто индивида, а всего общества в целом.

Белорусский национальный костюм - сложившийся на протяжении веков комплекс одежды, обуви и аксессуаров. Имея общие корни с украинским и русским нацио-нальными костюмами и формируясь на основе взаимовлияния литовской, польской, русской и украинской традиций, тем не менее отличается самобытностью и является самостоятельным явлением. Кроме этого, он вбирал в себя тенденции интернационального городского костюма и таким образом вписывался в общеевропейский контекст.

Несомненно, одним из самых выразительных символов белорусской шляхетской культуры являются шелковые узорчатые пояса - слуцкие, которыми шляхтичи пе-репоясывали жупаны и кунтуши. Пояс, являясь обязательным элементом одежды, со временем кроме утилитарной и эстетической функции стал обладать отличительно знаковой характеристикой.

Прослеживая развитие образов, эволюцию в формировании особенностей данного аксессуара, следует обратить внимание на стилизацию мотивов, их построение в орнамент. Формирование художественного образа пояса невозможно без традиций. Это не только сочетание устоявшихся систем цветовых сочетаний, но и простое заимствование элементов, их прообразов для создания чего-то нового.

Слуцкий пояс долгое время оставался отражением традиций и опыта, накопленного восточными мастерами, но постепенно белорусские мастера-ткачи стали привно-сить в него свои художественные элементы. Влияние белорусской культуры на орнаментацию и стилизацию пояса можно проследить на примере четырехстороннего слуцкого пояса, где в его средней части можно увидеть прообраз орнаментики рушника или килима.

Белорусский рушник изготавливался из льняного полотна. Узор на нем мог быть как тканным, так и вышитым. Наиболее распространенной техникой при изготовлении рушников было бранное ткачество. В основу убранства таких рушников ложится геометрический тканый или вышитый орнамент, он располагается по концам рушника и образует поперечные композиции бордюрного характера. Подобное построение орнамента можно обнаружить и в слуцких поясах.

"Голова" пояса представляет собой большие парные цветочные композиции вытянутых пропорций. Для них характерна ярко выраженная ось симметрии в виде стебля, общая направленность масс снизу-вверх. Подобный вид мотивов традиционен для белорусского рушника. В композиционной структуре букета можно выделить 4 части. Нижняя - это основа, в которой все элементы заключены в овальную форму. Две остальные

части представляют собой зоны, где располагаются большие и маленькие растительные мотивы. Главная часть композиции - завершающая - изображение большого фантазийного цветка, рисунок которого орнаментирован маленькими цветами.

Шелковый пояс - пример богатого наследия не только восточного ткачества, но и явный знаковый символ, отражающий традиции белорусского прикладного искусства. Орнамент, его цветовые сочетания, ритмические пропорции - все это помогает найти в слуцком поясе устоявшиеся системы и образы художественной культуры Беларуси.

В настоящее время для многих слуцкий пояс - это символ белорусского декоративно-прикладного искусства, результат тысячелетнего опыта мастеров-ткачей на тер-ритории нашей страны. Благодаря выразительным художественным элементам, которые являются определяющей характеристикой, шелковый пояс становится знаковым историческим отличием. Возможно, спустя время он потерял свое утилитарное значение, но навсегда приобрел культурную значимость и ценность.

УДК 745.05.04


А.В.МАНДРИК (Витебский государственный технологический университет, Беларусь)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ