В машиностроительной отрасли на любом этапе производства используются высокие технологии. Это означает, что инновационные решения в машиностроении востребованы практически постоянно. Развитие технологий требует постоянного капиталовложения, что в свою очередь возвращается высокими дивидендами для инвестора.
Основными инновационными направлениями в машиностроении являются:
Развитие и совершенствование технологий производства;
Увеличение прочности и качества материалов;
Использование принципиально новых технологических решений. [2]
Машиностроение включает в себя инновационные решения в самых различных
направлениях - инновации в механике, энергетике и других направлениях. Также новые технологии данной отрасли с успехом применяются в автомобилестроении, авиастроении, кораблестроении и других самых разных направлениях хозяйственной деятельности. [4]
Одними из наиболее сложных и дорогостоящих механизмов в машиностроении являются редукторы. Современные многоступенчатые редукторы применяются повсеместно во многих видах техники от автотранспорта до кухонного комбайна. Однако сейчас им появилась серьезная и недорогая альтернатива.
Ученый и изобретатель Валерий Дмитриевич Дудышев предлагает совершенно новый энергосберегающий тип бесконтактного редуктора нового поколения - магнитный редуктор (МР). В основе этого изобретения лежит свойство силового взаимодействия
между собой сильных постоянных магнитов. Следствием этого является редукция скорости двух разнополюсных магнитов, один из которых является ведущим, а второй - соответственно, ведомым. [3]
Полезная модель относится к машиностроению, и может быть использована для сеялок, сортировочных машин, конвейеров, смесителей, винтовертов и гайковертов с заданными крутящими моментами.
Планетарный МР (рис.1) конструктивно представляет собой две подвижные горизонтальные дисковые платформы - два подвижных ротора, размещенных на общем валу вращения, на которые ребрами жестко укреплены на своих независимых подшипниках дисковые или прямоугольные сильные постоянные магниты.
Коэффициент редукции такого планетарного МР зависит от соотношения количества магнитов на этих дисках. Причем один ротор - горизонтальный диск, например, внутренний является ведущим и жестко соединен с валом вращения, а второй диск, выполненный в виде внешнего кольца-обода - ведомый - свободно размещен на валу че-рез скользящую втулку. Горизонтальные рабочие плоскости этих двух роторов МР выполнены на одном уровне и изготовлены из немагнитных материалов, соединены с зазором и имеют общий вал вращения, со свободным движением относительно друг друга. Для этого внешний обод МР насажен через спицы и немагнитную втулку на общий вал вращения. На обоих роторах на отдельных валах вращения размещены постоянные магниты ребрами так, чтобы имелась возможность их свободного вращения на подшипниковых узлах вокруг собственных осей. Ведущий вал вращения на своем подшипниковом узле соединен с рабочим столом и через редуктор с механическим приводом независимого вращения этого вала или с приводным серво электродвигателем. При принудительном вращении вала и вместе с ним внутреннего ротора с магнитом - кольцевой ротор с магнитами также приходит в движение, причем магниты его тоже одновременно с вращение диска вращаются вокруг оси. Поэтому аналогия с планетарным механическим редуктором довольно полная.
Ранее такой планетарный МР с двумя роторами был изготовлен и испытан Подтверждена экспериментально магнитная редукция снижения скорости вращения ведо-мого ротора по сравнению с ведущим ротором во столько раз, во сколько количество магнитов на ведомом роторе больше количества магнитов на ведущем. Причем опыты
подтвердили, что, несмотря на разные угловые скорости роторов - угловое скорости вращения самих магнитов на обоих роторах одинаковые. Количество роторов в таких МР может быть и более дух.
Благодаря минимальным рабочим зазорам между дисковыми магнитами конструкция МР может эффективно обеспечить передачу момента вращения и существенные усилия на выходном валу. В результате такие МР могут быть применены и в силовых бесконтактных коробках скоростей на автотранспорте нового поколения и на многих устройствах различного применения. Кроме того, такой магнитный редуктор имеет КПД практически равный единице. Уже сейчас реально создание компактных бесконтактных магнитных редукторов мощностью от сотен ватт до 60 кВт, поскольку сила взаимного притяжения современных магнитов из сплавов типа ниодим, «самарий-кобальт» на расстоянии долей миллиметра достигает тысяч ньютонов. С дальнейшим усовершенство-ванием магнитных материалов и постоянных магнитов данный редуктор вполне будет в состоянии передавать до 100 - 150 кВт механической мощности. [3]
ЛИТЕРАТУРА
Дамдинова Д.Р., Дондуков В.Г. Механическое оборудование предприятий строительной индустрии. Улан-Удэ, 2004, ВСГТУ, С. 125.