СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Влияние агрессивных визуальных элементов городской среды на внимание студентов


Влияние агрессивных визуальных элементов городской среды на внимание студентов

Среда обитания, окружающая современного человека, включает в себя природную и искусственно преобразованную в города среду. В мегаполисах наряду с шумом, вибрацией, запахами, загрязненностью, запыленностью, большой плотностью населения на человека действует противоестественная визуальная среда, которая не соответствует физиологическим нормам зрения.

Применение новых конструкционных материалов в городском строительстве обусловило изменение вида современного города. Здесь преобладает темно-серый цвет зданий, прямые линии и углы городских строений, статичность построек и обилие больших плоскостей. Все это изолировало человека от естественной визуальной среды и обусловило на территориях современных городов наличие «неблагоприятных» для зрения человека полей, такие поля называют гомогенными и агрессивными.

Агрессивное поле содержит слишком много одинаковых зрительных элементов. Агрессивные поля бывают трех видов: одинаковые вертикальные линии, большое коли-чество маленьких, равномерно рассредоточенных по поверхности элементов и концентрические кольца. Агрессивные поля создают одинаковые окна на огромной стене дома, навесные вертикальные русты, облицованные плиткой цоколи зданий, решетки пра-вильных геометрических форм, квадратная плитка на тротуарах.

В гомогенной визуальной среде из-за дефицита зрительных элементов мозг получает недостаточно информации от органа зрения, при этом формируется "зрительное голодание", которое особенно тяжело переносится людьми. В городах гомогенная среда может быть образована торцами зданий, большими стеклянными поверхностями, асфальтовым покрытием, цветовой скудостью окраски зданий, пустырями и неблагоустро-енными участками. Массовое применение в строительстве панелей и стекол больших размеров, архитектура, в которой преобладают упрощенные силуэты зданий, малое количество деталей и почти полное отсутствие элементов декора, большие плоскости, прямые линии и углы, создают пространство, которое оказывает вредное влияние на человека.

Современное городское строительство сосредоточило цветовую скудость окраски зданий, упрощенные силуэты зданий, малое количество деталей, большие плоскости, прямые линии и углы, которые обусловливают преобладание в городской среде гомогенных визуальных элементов. Неблагоприятная визуальная среда приводит к расстройству зрения, влияет на состояние центральной нервной системы [ 6 ]. Врачи- психиатры считают, что 80% их пациентов в крупных городах имеют «синдром большого города», основные признаки которого - подавленное состояние, психическая неуравно-вешенность и агрессивность, особенно ярко проявляющаяся среди молодежи.

Поэтому, целью представленного исследования является изучение влияния агрессивной визуальной среды города на психические процессы студентов. В качестве объекта психических процессов было выбрано внимание по двум причинам. Во-первых, без внимания не протекает ни одна психическая функция человека. Во-вторых, без внимания невозможен процесс обучения.

Функции внимания были исследованы у 162 студентов в возрасте от 18 до 21 года с помощью методики Мюнстерберга [ 1,2 ]. Данная методика позволяет оценить избирательность и концентрацию внимания по количеству выделенных слов и допущенных ошибок. Испытуемые были разделены на 4 группы. Первым трем группам перед тестом Мюнстерберга в течение одной минуты ( первая группа), трех ( вторая группа) и пяти минут ( третья группа) предъявлялись изображения агрессивных, гомогенных визуальных элементов современных городов. Контрольная группа испытуемых выполняла тест без предъявления изображений агрессивных визуальных полей. Полученные в трех группах данные сравнивались с контрольной группой и анализировались с помощью критерия Стъюдента [ 4 ].

На основе проведенных исследований были получены следующие результаты. На первой минуте предъявления агрессивной визуальной среды количество допущенных ошибок не отличалось от контрольной группы испытуемых, но возрастало количество выделенных слов, что говорит об увеличении избирательности внимания. После трех минут воздействия агрессивной визуальной среды на фоне возрастания количества выделенных слов увеличивалось и количество допущенных ошибок, что означает снижение концентрации внимания испытуемых. После пятиминутного воздействия агрессивных визуальных элементов тестирование выявило снижение обоих показателей по сравнению с контрольной группой.

Полученные данные могут быть объяснены с точки зрения природы внимания, как ориентировочного рефлекса. Вероятно, монотонность агрессивного зрительного поля, предъявляемого перед тестированием приводит к привыканию и угасанию ориентировочного рефлекса испытуемых, т.е. к снижению вначале концентрации внимания, а затем и избирательности [ 5 ]. Первоначальное незначительное возрастание избира-тельности внимания в ответ на минутное предъявление агрессивной визуальной среды может быть использовано в качестве обучающего стимула для формирования произвольного внимания студентов перед выполнением какого-либо задания. Педагогам следует учитывать, что постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна. Это и определяет особое значение послепроизвольного внимания в процессе обучения. В связи с тем, что оно первоначально возникает как произвольное, необходима четкая организация начальных этапов деятельности, процесса «втягивания» в работу [ 3 ].

Таким образом, полученные результаты показывают, что минутное предъявление агрессивных визуальных полей приводит к формированию произвольного и после-произвольного внимания, что может быть использовано в процессе обучения. Более длительное воздействие агрессивных визуальных элементов городской среды приводит к угнетению психических процессов испытуемых и может быть вызвано утомлением.

ЛИТЕРАТУРА

Карелин А.А. Психологические тесты. - М.: Владос-Пресс, 2007.- 248 с.

Крылов А.А., Маничев С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.: Питер, 2000.-560с.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл че- ловека.-М.:ЮСАЙТ, 2003.- 284 с.

Лакин Г.Ф. Биометрия.-М.:Высшая школа, 1980.-293с.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2004.- 367с.

Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что - плохо.- М.: Media Пресс, 1997.- 485 с.


Н.И.КАРАМИЛЯ, Т.В.ЧЕСНОКОВА (Ивановский государственный политехнический университет)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ