СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Видеоэкология. Анализ визуальной среды г. Иваново


Видеоэкология. Анализ визуальной среды г. Иваново

В последнее время все больше внимания уделяется не только физическому, но и психологическому здоровью и комфорту человека. На стыке этих двух аспектов и об-разовалась такая наука как видеоэкология. Она изучает взаимодействие человека с окружающей средой, затрагивая при этом такие фундаментальные науки как анатомия, физиология и психология.

Влияние окружающего мира на зрительный аппарат может носить положительный, а так же отрицательный характер. Это позволяет говорить о таких понятиях как комфортная, гомогенная или агрессивная визуальная среда. [1] К первой относится среда, насыщенная разнообразными зрительными элементами. В комфортной среде существует достаточное количество зрительных элементов, поэтому взгляд в привычном ему ритме и без особого напряжения небольшими быстрыми скачками (саккадами) перемещается от одного объекта к другому. Ее благоприятное воздействие обуславливается природой нашего зрения: так же как дыхание и сердцебиение, оно работает в автоматийном режиме (то есть происходит непроизвольно, с определенным ритмом), а любое вмешательство в этот процесс может привести к ощущению дискомфорта, ухудшить самочувствие или вызвать психологические расстройства.

В гомогенной среде зрительных элементов недостаточно, либо они вообще отсутствуют, что сбивает с толку зрительный анализатор: сигнал о совершенной саккаде поступил, а смены картинки не произошло, поскольку перепад освещенности на фоторецепторах оказался недостаточным. [2] Это мешает выполнению основной функции нашего зрения - координации в пространстве и, как следствие, такие ситуации негативно сказываются на нашем самочувствии.

Что касается агрессивной визуальной среды, то в ней присутствует большое количество однообразных элементов, что также вызывает нарушение работы зрительного аппарата: в таком пространстве глаз не находит для себя «опорных точек» и поэтому не понимает, какой именно из множества одинаковых элементов он рассматривает в данный момент.

К сожалению, в современных городских условиях гораздо больше негативного воздействия визуальной окружающей среды: прямолинейные очертания домов, бесконечно повторяющиеся ряды окон, глухие стены и однообразная цветовая гамма. Такая закономерность стала основной причиной, по которой мы решили провести анализ ви-зуальной среды своего родного города - Иванова. Для этого нами был организован опрос, в котором приняли участие 230 респондентов. Им были предложены фотографии 24 зданий, расположенных на основных улицах города Иваново и, соответственно, формирующих его визуальную среду. Данные здания представляют собой разные стили и эпохи и максимально отражают современный облик города. Участники должны были от-ветить на вопрос: «Какое впечатление на Вас производит это здание?». В качестве ответов были предложены такие варианты: «Положительное», «Отрицательное», «Не могу определиться».

Наиболее неприятные для взгляда здания можно отнести к разряду гомогенных и агрессивных полей. Такое отношение к ним легко можно объяснить с точки зрения видеоэкологии: большая площадь остекления и глухих стен, бесконечно повторяющиеся ряды окон неблагоприятно воздействуют на зрительный аппарат и заставляют человека чувствовать себя некомфортно.

Среди наиболее благоприятных для взгляда зданий большинство выполнено с применением классических элементов: колонны, криволинейные окна, лепнина, что соответствует основным положениям видеоэкологии. Однако в этот список попали и здания с большими гомогенными полями. По нашему мнению, такая оценка обусловлена не столько визуальным впечатлением, сколько личными ассоциациями опрошенных, а так же возможным отождествлением внешнего облика с внутренней функцией в сознании людей.

На основании нашего исследования можно сделать вывод, что отказ от так называемых «архитектурных излишеств» приводит к нарушению фундаментальных процессов зрения, а чрезмерное увлечение сплошным остеклением приводит к гомогенизации видимой среды. Именно поэтому очень важно учитывать вопросы видеоэкологии на всех стадиях формировании городского облика - от проектирования до эксплуатации.

ЛИТЕРАТУРА

Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что - плохо. Москва, 2006, ТАСС-реклама, С. 512

Филин В.А. Автоматия саккад. Москва, 2002, МГУ, С. 263

УДК 342.98


Н.С. БАГНО, М.А. ЛОБОВА, Н.Л. ФЕДОСОВА (Ивановский государственный политехнический университет)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ