Причины делового конфликта «менеджер - маркетолог»
Не секрет, что во многих компаниях ведётся внутрифирменная конкурентная борьба за ресурсы. Одним из проявлений внутренней конкуренции является конфликт интересов между маркетологами и финансовыми менеджерами. Основная задача фи-нансистов - добиться наилучшего соотношения в паре «доходы/затраты». Однако, вместо того, чтобы всеми способами увеличивать объём доходов, многие менеджеры стремятся пойти путём урезания всех «лишних» с их точки зрения расходов. Инвестиции в маркетинг в этом случае сокращают одними из первых.
Избитую фразу о том, что «реклама - двигатель торговли», знают все, но инструментарий современного маркетинга намного шире рекламной деятельности. К сожалению, сущность таких мероприятий, как CRM-коммуникации или поддержание торговой марки, непонятна большинству менеджеров. Их пугают свойственные маркетингу долгосрочные инвестиции с не чёткими сроками окупаемости и трудно рассчитываемой нормой отдачи. Поэтому при формировании бюджетов подобные статьи расходов в лучшем случае финансируются по остаточному принципу. Менеджеры зачастую не учиты-вают того факта, что непонятные им маркетинговые технологии привлекают и удерживают лояльных потребителей, а значит, компания получает возможность укрепить рыночные позиции и получить устойчивые потоки денежных средств (тех самых доходов, за которые менеджеры должны биться).
Другой причиной «нелюбви» менеджеров к расходам на маркетинг является неоднозначность их бухгалтерского и налогового учёта. К расходам организации, учитываемым в целях налогообложения прибыли, относятся затраты на рекламные мероприятия через средства массовой информации, наружную рекламу, на оформление витрин, на участие в выставках. Все остальные рекламные расходы (например, на покупку призов для рекламных кампаний, на рекламную SMS-рассылку) учитываются в сумме, не превышающей норматив - 1 % выручки от реализации (без НДС) за отчётный период, в котором были произведены эти расходы. [1] В управленческом учёте все расходы на маркетинг относят к накладным. [2] По аксиоме накладные расходы подлежат безусловной минимизации, поскольку негативно влияют на величины основных показателей эффективности деятельности компании.
Таким образом, экономя на программах по продвижению товаров или по укреплению бренда, менеджеры «рубят сук, на котором сидят». Причём, не полное финанси-рование в данном случае бывает даже опаснее абсолютного отказа от маркетинга. Достаточно вспомнить примеры низкобюджетной, малопрофессиональной рекламы, самодельных буклетов и листовок, которые не только не привлекают покупателя, но скорее отпугивают его, создавая компании негативный имидж «несолидной» фирмы.