Австрийский ученый-нейролог Арндт Трайндл разобрался в природе реакции покупателей на различные виды раздражителей и в результате основал науку «нейромаркетинг».
Мир бизнеса быстро реагирует на все новое в науке и технике, и результаты и открытия «нейронаук» активно используются для коммерческой пользы.
При проведении научных исследований в области нейромаркетинга широко используется наблюдение (при разных воздействиях) за давлением человека, его пульсом, влажностью кожи, углом поворота зрачка человеческого глаза при принятии решений. Такие наблюдения связаны с попытками узнать неосознанные реакции человека, реакции, не прошедшие сквозь фильтры его «ego» и «super-ego» [5]. И теперь крупные лаборатории исследуют, с помощью каких цветов и композиций ароматов отправить клиента к кассе. Эти научные исследования проводятся в тех странах, где они законодательно не запрещены (например, в Австралии или в Швейцарии). Но, несмотря на законность проводимых исследований, компании предпочитают это не афишировать. Ведь это связано не только с правовыми, но и с этическими аспектами. И потребители, и рыночные партнеры хотят иметь свой осознанный, а не подсознательный выбор.
Пример тому недавний скандал во Франции с одной знаменитой фирмой, которая пыталась через суд запретить журналистам писать об использовании нейромаркетинга для продвижения товаров. Ведь французы отрицательно относятся к такого рода экспериментам, считая, что их используют как “подопытных кроликов”, лишая права выбора. В России же случаи использования нейромаркетинговых исследований также широко не опубликованы, но все больше рекламных агентств обращаются в научные организации для анализа или разработки рекламных и торговых стимулов. Видимо, и в дальнейшем, с ростом конкуренции и появлением доступной информации о нейромаркетинге его роль в рекламе и брендобразовании будет расти. Однако, в США этот вид маркетинга уже давно один из самых востребованных. Об этом говорят материалы ежегодного Исследовательского фонда (Advertising research foundation). Он запол-нен презентациями, посвященными новым научным подходам к маркетингу. Также в США самое большое количество крупнейших нейромаркетинговых компаний, таких как Bright House (1995 г.), Ol-son Zaltman Associates (1997 г.), Gallup and Robinson (1948 г.), Neu-roFocus (2005 г.), Lucid Systems (2010 г.), EmSense (2004 г.) [2]. Специалисты считают, что в будущем маркетологам не придется спраши-вать потребителей, что они думают или пытаться расшифровать их намерения в отношении будущих действий. Они будут иметь возможность контролировать их мысли непосредственно - на клеточном уровне. Это хорошая новость для компаний. Не только они смогут тратить свои маркетинговые бюджеты более эффективно, но они будут в состоянии оказывать больше влияния на покупки, которые делают потребители. Специалисты в США полагают, что, если нейромаркетинг реализует хотя бы часть своего потенциала, он сможет изменить баланс сил на рынке от покупателя к продавцу.
ЛИТЕРАТУРА
Трайндл Арндт, Нейромаркетинг. Визуализация эмоций, 2009 г., изд. Альпина Паблишер
www.blog.votinoff.com, статья “Десять нейромаркетинговых компаний.”
www.marketing-ua.com. Статья “Как и кого зомбирует нейро-маркетинг”.
www.ideaura.com. Статья “Психология рекламы.Ощущения”.
www.advertology.ru. Статья “Нейромаркетинг: почему о нем говорят шепотом?”.
УДК 339.1
А.Н. ПАВЛОВ, Е.А.ФОМИЧЕВА, А.Б. ШАПОШНИКОВ (Ивановский государственный политехнический университет)
говорят материал ежегодный, востребовать говорят материал, материал ежегодный исследовательский, ежегодный исследовательский фонд, фонд запол нить, исследовательский фонд запол, маркетинг востребовать говорят, вид маркетинг востребовать, реклама брендобразование растить, роля реклама брендобразование, говорят материал ежегодный исследовательский, востребовать говорят материал ежегодный, материал ежегодный исследовательский фонд, ежегодный исследовательский фонд запол, фонд запол нить презентация, исследовательский фонд запол нить, маркетинг востребовать говорят материал, вид маркетинг востребовать говорят, реклама брендобразование растить сша, роля реклама брендобразование растить,