Сейчас достаточно часто предлагается заработать в различных MLM - проектах (Multilevel Marketing) или другими словами при помощи сетевого маркетинга[1]. В то же время этот способ заработка оброс огромным числом мифов, как со стороны противников, так и со стороны участников MLM-проектов. Многие, особенно те, кто сталкивался с данными онлайн проектами, ошибочно считают, что сетевой маркетинг - это финансовая пирамида. На самом деле такой вид маркетинга заключается в том, что распространяется какой-либо продукт различными способами и продавцы получают за это определённое вознаграждение. По своей сути, сетевой маркетинг - есть способ распространения товаров и услуг относительно независимыми распространителями или дистрибьюторами. Благодаря независимости дистрибьюторов возможности заработка теоретически не ограничены, но на практике серьёзно заработать удалось далеко не каждому. Поэтому заработок при помощи сетевого маркетинга оброс огромным количеством мифов.
Итак, выражения, которые придумали недоброжелатели MLM-бизнеса::
а) «MLM - это мошенничество или финансовые пирамиды». Такой миф возник на основе того, что многие пирамиды стали маскироваться под MLM-проекты. Следует чётко различать: сетевой маркетинг - это бизнес, а пирамида - мошенничество и обман;
б) «Сетевой маркетинг - это что-то наподобие секты или «зомбирования»;
в) «В MLM заработать ничего нельзя». Этот миф придумали те, кто пробовал заработать с помощью сетевого маркетинга, но по каким-либо причинам не смог осуществить задуманное.
Но ради справедливости стоит отметить, что некоторые мифы придумывали и сами работники MLM, с целью привлечения новых членов в пирамиду::
а) «Самый лучший бизнес - это сетевой маркетинг, за ним будущее». За 60 лет существования MLM, ни одна из подобных компаний не вышла на лидирующие позиции в мире. Также тот факт, что сетевой маркетинг занимает очень малую долю в сфере товарооборота, подтверждает безосновательность этого мифа;
б) «MLM - это путь к независимости, создание собственного бизнеса». В MLM- проектах, особенно на нижних уровнях, не стоит задумываться о самостоятельности и независимости, так как установлены общие правила для всех участников проектов. Даже на верхних уровнях участникам проектов приходится считаться с общей стратегией. Продавцов могут в любой момент исключить из бизнеса, что делает такую работу отчасти похожей на работу по найму;
в) «Сетевой маркетинг - это гарантированный успех и богатство». На самом деле далеко не все зарабатывают большие деньги в подобных проектах. Иначе откуда бы взялись мифы со стороны противников такого ведения бизнеса. Для того чтобы заработать деньги на сетевом маркетинге, нужно четко следовать рекомендациям и работать с полной самоотдачей. И то не факт, что доход будет впечатляющим[2].
Крайняя точка зрения, что сетевой маркетинг это не серьезно, встречает сегодня гораздо меньше сторонников, чем еще несколько лет назад, но суть происходящего остается. И несмотря на то, что уже тысячи людей во всем мире добились экономического успеха в индустрии сетевого маркетинга, среди широких масс попрежнему в ходу избитое мнение, что сетевой маркетинг - это что-то вроде заменителя «нормальной» работы, своего рода «псевдобизнес». Нет ни малейшего сомнения, что мир экономических взаимоотношений ожидают кардинальные перемены. Уже сейчас в этой сфере занято более 6% населения, причем количество вовлеченных людей растет с каждым годом. Количество зарегистрированных сетевых компаний составляет около 500, а начиная с 2011-го года финансовые ресурсы М^М-компаний превышают 4 миллиарда евро. Объемы продаж растут с каждым годом. Мировой сетевой рынок поделен между компаниями США, Японии и Германии. Этим странам принадлежит 83% мирового М1_М-рынка, а их суммарный товарооборот составляет 54,5 млрд.$. Лидерство мирового сетевого рынка на протяжении последних лет принадлежит двум компании США: Avon - 10,9 млрд.$, и Amway - 9,2 млрд.$. В число крупнейших мировых М1_М- компаний вошла только одна российская компания сетевого маркетинга - Фаберлик, с общим годовым товарооборотом 0,2 млрд.$. Суммарный оборот компаний сетевого маркетинга в России за 2013г составил 4,3 млрд.$, или 7% мирового рынка. Оборот иностранных компаний, действующих на российском рынке - 3,5 млрд.$.[3] По разным оценкам в компаниях сетевого маркетинга в России работают до 11 млн. человек.
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что сетевой маркетинг - это один из методов продажи потребительских товаров. Этим MLM отличается от разного рода "пирамид", организаторы которых зарабатывают за счет взносов новых участников. Пирамиды считаются мошенническими организациями, формой обмана потребителей и запрещены во многих странах. В MLM, наоборот, сеть строится для продажи товаров. Компания-производитель получает доход исключительно от продажи своей продукции, и ее участники получают доход от продажи товаров с помощью людей, которые благодаря им обучились этому бизнесу. Пройдет совсем немного времени, и люди будут заниматься сетевым маркетингом так же естественно, как сегодня они ходят в магазин или в гости. А затем исчезнет и само понятие сетевого маркетинга, потому что когда подавляющее большинство предприятий возьмет на вооружение те или иные многоуровневые методы, сетевой маркетинг перестанет осознаваться как нечто, существующее отдельно.
ЛИТЕРАТУРА
«Что же такое сетевой маркетинг?» (www/business-lady.com/stat_mlm_10.php)
«Мифы и реальность сетевого маркетинга» (www.osvita.com.ua/articles/199/)
А.С.СТЕПАНОВА, А.С.ЛЕБЕДЕВА, С.Н. ХРИПУНОВ (Ивановский государственный политехнический университет)
помощь сетевой маркетинг, сетевой маркетинг способ, мировой сетевой рынок, сетевой маркетинг россия, поделить сша япония, сетевой рынок поделить, рынок поделить сша, япония германия страна, принадлежать мировой рынок, мировой рынок суммарный, сетевой рынок поделить сша, рынок поделить сша япония, мировой сетевой рынок поделить, расти мировой сетевой рынок, продажа расти мировой сетевой, поделить сша япония германия, сша япония германия страна, принадлежать мировой рынок суммарный, страна принадлежать мировой рынок, германия страна принадлежать мировой,