Полотенце - необходимое средство личной гигиены в любом доме. Сегодня на рынке присутствует огромное количество всевозможных полотенец от разных производителей. Однако среди потребителей есть очевидные лидеры. Махровые полотенца, изготовленные из хлопка, присутствуют, пожалуй, в каждой квартире, несмотря на то, что в последнее время производители домашнего текстиля готовы предоставить своим покупателям не только товары из хлопка, но и из современных волокон - бамбука, сои. По приблизительным данным, суммарный годовой объем рынка махровых полотенец в России находится на уровне 50 млн. кв. м. Более точную оценку затрудняет существенная доля «серой» продукции. В денежном выражении объем рынка (оптовые цены) составляет примерно 250 млн. долларов, а объем розничного рынка превышает эту цифру в два раза.
Отечественный спрос на махровые полотенца более чем на 82% обеспечивается за счет импорта. Основным источником «серого» импорта остается Китай: продукция поступает как напрямую, так и через территории соседних государств - Кыргызстана и Казахстана. В целом, по оценкам агентства «Анитэкс», суммарная доля «серых» производителей в общероссийском объеме выпуска махровых полотенец не превышает 30%. В структуре махровой продукции преобладают изделия низкого качества, в основном произведенные в Китае; их доля находится на уровне 55¬57%. Полотенца высокого качества производятся преимущественно в Европе, и их доля в общем объеме не превосходит 3% (Рисунок).
производители 11%
Донецкая
мануфактура
Китай 5С":
Серые
поставщики
29::
Европа
Рис.1 Ситуация на рынке махровых полотенец в России
Общее число российских фирм-импортеров махровых полотенец в настоящее время превышает 1100 фирм. Из этого количества на 20 наиболее крупных компаний приходится 44% поставок. Как и в прежние годы, большинство из этих получателей не являются конечными потребителями данной продукции, либо официальными дистрибьюторами зарубежных производителей, а выступают в качестве “сервис- поставщиков”.
По данным маркетингового исследования две трети отечественного выпуска махровых полотенец пришлось на долю пяти ведущих производителей: ОАО «Донецкая мануфактура М», ОАО «Юрьев-Польская ткацко-отделочная фабрика «Авангард», ООО «Вышневолоцкий хлопчатобумажный комбинат», ООО «Ярцевский хлопчатобумажный комбинат» и ООО «Лакаса-Тэкс». Лидером является компания ДМ-текстиль, производящая около 6 млн. кв. м. махрового полотна в год, то есть примерно треть от общего объема российского рынка. По прогнозам, в скором времени планируют выход на рынок несколько средних производителей, таким образом можно ожидать обострения конкурентной борьбы, в которой основным методом привлечения клиентов станет снижение цены, а не улучшение качества продукта (Рисунок). Практически все предприятия включены в составы крупных холдингов, обеспечивающих полную технологическую цепочку, от поставок сырья до реализации готовой продукции.
Для данного сегмента рынка характерно участие большого количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, не предоставляющих в госорганы подробных отчетов о производстве отдельных видов продукции. Как правило, данные компании имеют небольшие швейные цеха (участки) и работают на импортном либо отечественном сырье (ткани и полотна махровые).
Таким образом, состояние отечественного рынка махровых полотенец оценивается экспертами как достаточное. Потребитель может найти товар, отвечающий всем его требованиям, не зависимо от того ищет он безупречное качество или самую дешевую стоимость. А это значит, что в краткосрочной перспективе следует ожидать некоторого замедления темпов роста импортных поставок и соответствующего спада внутреннего производства данного вида продукции.
М.А. КИШАЛОВА, В.А. БУРОВА (Костромской государственный технологический университет)
рынок махровый полотенце, махровый полотенце россия, выпуск махровый полотенце, хлопчатобумажный комбинат ооо, примерно треть общий, полотно примерно треть, треть общий объем, общий объем российский, российский рынок прогноз, объем российский рынок, рынок махровый полотенце россия, махровый полотно примерно треть, производить махровый полотно примерно, текстиль производить махровый полотно, полотно примерно треть общий, примерно треть общий объем, объем российский рынок прогноз, общий объем российский рынок, треть общий объем российский, являться текстиль производить махровый,