Современные стратегические ресурсы управленческой деятельности предприятия
В данной статье рассматриваются современные ресурсы управленческой дея-тельности с точки зрения одного из направлений стратегического менеджмента - ре-сурсного подхода. Согласно ресурсному подходу организация представляет собой со-вокупность разнообразных ресурсов. Ресурсы обеспечивают в той или иной степени конкурентоспособную деятельность организации в рыночной и социальной среде. В те-кущей кризисной ситуации российской экономики наиболее важно максимально исполь-зовать все имеющиеся ресурсы организации - как материальные, так и нематериальные.
Современная конкурентная ситуация в экономике характеризуется следующими факторами:
• макроэкономическая нестабильность - высокая инфляция, замедление роста ВВП, высокие процентные ставки по кредитам на пополнение оборотных средств, резкие колебания обменного курса;
• дефицит квалифицированных кадров - причем дефицит как в производственной среде, так и дефицит компетентных управленцев;
• непредсказуемость государственного регулирования, проблема недобросо-вестной конкуренции - демпинг, коррупция, использование личных связей и т.п. [3];
• информационно-технологическая революция - как никогда высокая роль в производстве и создании нового продукта уникальных знаний, компетенций. При этом отечественные предприятия, в особенности легкой промышленности, характеризуются слабым использованием информационных и интеллектуальных ресурсов, слабым раз-витием маркетингового потенциала;
• наконец, высокая глобализация экономики - уже сейчас небольшим предприятиям приходиться конкурировать, по сути, со всем миром и, в дальнейшем, данная ситуация будет только усиливаться, на локальные, слабо конкурентные рынки будут приходить новые зарубежные игроки в погоней за сбытом, и, здесь, вопрос конкурентоспособности предприятия, вопрос конкурентных преимуществ и необходимых стратегических ресурсов встанет наиболее остро.
Сложившуюся кризисную ситуацию можно и нужно попытаться использовать с пользой для предприятия, помня о том, что кризис, в переводе с китайского, это не только угроза, но и возможности. В условиях высокой динамики внешней среды современные стратегические ресурсы управленческой деятельности предприятия, такие как управление организационными знаниями, формирование маркетинговой компетентности, управление корпоративной памятью, культурой, инновациями, - становятся одними из ключевых факторов конкурентоспособности и экономического роста предприятия. Проблемам управления организационными знаниями, формирования маркетинговой
компетентности на уровне предприятия посвящены такие труды зарубежных и отече-ственных теоретиков и практиков менеджмента как К.Виига, П.Друкера, И.Нонака, Б.З.Мильнера, Т.А. Андрусенко, В.А. Дресвянникова, Ю.Н.Соловьевой и многих других. Так, например, по мнению П.Друкера [1], современная экономика, «экономика знаний», характеризуется воздействием знания на само знание как главный источник производи-тельности. По оценкам Д.Квинна, на данный момент, % добавленной стоимости продукта создается благодаря обладанию уникальными знаниями.
Соответственно, в такой конкурентной ситуации смогут выжить только те орга-низации, которые способны эффективно генерировать и использовать информацию, со-хранять и приумножать знания, маркетинговую компетентность, обеспечивая тем самым свою долгосрочную конкурентоспособность. Организации должны развивать свои способности, основанные на знаниях и маркетинговой компетентности, другими словами, организации должны стать «интеллектуальными», сознательно стремясь узнать как можно больше о характере своей внутренней и внешней среды и отношениях между ними. Это главные современные стратегические ресурсы управленческой деятельности предприятия.
Управление знаниями и формирование маркетинговой компетентности обеспе-чивает предприятию долгосрочную конкурентоспособность в условиях «информацио- нальной» экономики, прежде всего, за счет изучения своей внутренней среды, лучшего понимания природы своих способностей и компетенций, соответствия между возможно-стями создания предложения и потребительским спросом.
По мнению Ю.Н.Соловьевой [3], фирма обладает маркетинговой компетентностью, если она способна неизменно обеспечивать высокий уровень удовлетворенности потребителей, благодаря разработке долгосрочной прибыльной стратегии поведения на рынке и оперативной реакции на рыночную динамику. Наличие маркетинговой ком-петентности подразумевает обладание знаниями, используемыми фирмой для решения маркетинговых задач и умение принимать решения в ординарных и неординарных рыночных ситуациях.
При этом, из-за быстрого устаревания знаний, ключевой компетентностью ста-новится готовность и способность принятия парадигмы постоянного обучения.
Таким образом, предприятие не просто должны обучаться, развивая свою мар-кетинговую компетентность, но и делать это быстрее своих конкурентов.
Основные выводы::
1. Существующая экономическая и конкурентная ситуация стимулирует предпри-ятия использовать новые стратегические ресурсы управленческой деятельности.
2. К основным современным стратегическим ресурсам управленческой деятель-ности относятся - управление организационными знаниями, формирование маркетинговой компетентности.
3. Знание становится основным ресурсом формирования добавленной стоимости продукта.
4. Формирование маркетинговой компетентности позволяет предприятию полу-чить долгосрочные конкурентные преимущества, за счет идентификации собственных возможностей предложения и потребительским спросом.
5. Предприятия не просто должны принять парадигму постоянного обучения, но и должны обучаться быстрее своих конкурентов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Друкер П. Менеджмент. Вызовы XXI века. — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2012. — С. 256.
2. Соловьева Ю.Н. Управление маркетинговой компетентностью. - П.: СПбГУЭФ, 2008.
3. Текущее состояние и перспективы развития легкой про- мышленности в России : докл. к XV Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 1-4 апр. 2014 г. / В. В. Радаев (рук. исслед. кол.), В. Н. Данилина, З. В. Котельникова, Е. А. Назарбаева ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 333 с.
УДК 338.4
А.М.АЛЕНЦЕВ (Московский государственный университет дизайна и технологии)
формирование маркетинговый компетентность, стратегический ресурс управленческий, современный стратегический ресурс, ресурс управленческий деятельность, знание формирование маркетинговый, управление организационный знание, организационный знание формирование, предложение потребительский спрос, парадигма постоянный обучение, управленческий деятельность управление, знание формирование маркетинговый компетентность, современный стратегический ресурс управленческий, стратегический ресурс управленческий деятельность, организационный знание формирование маркетинговый, управление организационный знание формирование, ресурс управленческий деятельность управление, обладать маркетинговый компетентность способный, маркетинговый компетентность способный неизменно, соловьев обладать маркетинговый компетентность, спрос мнение соловьев обладать,