СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Современные стратегические ресурсы управленческой деятельности предприятия


Современные стратегические ресурсы управленческой деятельности предприятия

В данной статье рассматриваются современные ресурсы управленческой дея-тельности с точки зрения одного из направлений стратегического менеджмента - ре-сурсного подхода. Согласно ресурсному подходу организация представляет собой со-вокупность разнообразных ресурсов. Ресурсы обеспечивают в той или иной степени конкурентоспособную деятельность организации в рыночной и социальной среде. В те-кущей кризисной ситуации российской экономики наиболее важно максимально исполь-зовать все имеющиеся ресурсы организации - как материальные, так и нематериальные.

Современная конкурентная ситуация в экономике характеризуется следующими факторами:

• макроэкономическая нестабильность - высокая инфляция, замедление роста ВВП, высокие процентные ставки по кредитам на пополнение оборотных средств, резкие колебания обменного курса;

• дефицит квалифицированных кадров - причем дефицит как в производственной среде, так и дефицит компетентных управленцев;

• непредсказуемость государственного регулирования, проблема недобросо-вестной конкуренции - демпинг, коррупция, использование личных связей и т.п. [3];

• информационно-технологическая революция - как никогда высокая роль в производстве и создании нового продукта уникальных знаний, компетенций. При этом отечественные предприятия, в особенности легкой промышленности, характеризуются слабым использованием информационных и интеллектуальных ресурсов, слабым раз-витием маркетингового потенциала;

• наконец, высокая глобализация экономики - уже сейчас небольшим предприятиям приходиться конкурировать, по сути, со всем миром и, в дальнейшем, данная ситуация будет только усиливаться, на локальные, слабо конкурентные рынки будут приходить новые зарубежные игроки в погоней за сбытом, и, здесь, вопрос конкурентоспособности предприятия, вопрос конкурентных преимуществ и необходимых стратегических ресурсов встанет наиболее остро.

Сложившуюся кризисную ситуацию можно и нужно попытаться использовать с пользой для предприятия, помня о том, что кризис, в переводе с китайского, это не только угроза, но и возможности. В условиях высокой динамики внешней среды современные стратегические ресурсы управленческой деятельности предприятия, такие как управление организационными знаниями, формирование маркетинговой компетентности, управление корпоративной памятью, культурой, инновациями, - становятся одними из ключевых факторов конкурентоспособности и экономического роста предприятия. Проблемам управления организационными знаниями, формирования маркетинговой

компетентности на уровне предприятия посвящены такие труды зарубежных и отече-ственных теоретиков и практиков менеджмента как К.Виига, П.Друкера, И.Нонака, Б.З.Мильнера, Т.А. Андрусенко, В.А. Дресвянникова, Ю.Н.Соловьевой и многих других. Так, например, по мнению П.Друкера [1], современная экономика, «экономика знаний», характеризуется воздействием знания на само знание как главный источник производи-тельности. По оценкам Д.Квинна, на данный момент, % добавленной стоимости продукта создается благодаря обладанию уникальными знаниями.

Соответственно, в такой конкурентной ситуации смогут выжить только те орга-низации, которые способны эффективно генерировать и использовать информацию, со-хранять и приумножать знания, маркетинговую компетентность, обеспечивая тем самым свою долгосрочную конкурентоспособность. Организации должны развивать свои способности, основанные на знаниях и маркетинговой компетентности, другими словами, организации должны стать «интеллектуальными», сознательно стремясь узнать как можно больше о характере своей внутренней и внешней среды и отношениях между ними. Это главные современные стратегические ресурсы управленческой деятельности предприятия.

Управление знаниями и формирование маркетинговой компетентности обеспе-чивает предприятию долгосрочную конкурентоспособность в условиях «информацио- нальной» экономики, прежде всего, за счет изучения своей внутренней среды, лучшего понимания природы своих способностей и компетенций, соответствия между возможно-стями создания предложения и потребительским спросом.

По мнению Ю.Н.Соловьевой [3], фирма обладает маркетинговой компетентностью, если она способна неизменно обеспечивать высокий уровень удовлетворенности потребителей, благодаря разработке долгосрочной прибыльной стратегии поведения на рынке и оперативной реакции на рыночную динамику. Наличие маркетинговой ком-петентности подразумевает обладание знаниями, используемыми фирмой для решения маркетинговых задач и умение принимать решения в ординарных и неординарных рыночных ситуациях.

При этом, из-за быстрого устаревания знаний, ключевой компетентностью ста-новится готовность и способность принятия парадигмы постоянного обучения.

Таким образом, предприятие не просто должны обучаться, развивая свою мар-кетинговую компетентность, но и делать это быстрее своих конкурентов.

Основные выводы::

1. Существующая экономическая и конкурентная ситуация стимулирует предпри-ятия использовать новые стратегические ресурсы управленческой деятельности.

2. К основным современным стратегическим ресурсам управленческой деятель-ности относятся - управление организационными знаниями, формирование маркетинговой компетентности.

3. Знание становится основным ресурсом формирования добавленной стоимости продукта.

4. Формирование маркетинговой компетентности позволяет предприятию полу-чить долгосрочные конкурентные преимущества, за счет идентификации собственных возможностей предложения и потребительским спросом.

5. Предприятия не просто должны принять парадигму постоянного обучения, но и должны обучаться быстрее своих конкурентов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Друкер П. Менеджмент. Вызовы XXI века. — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2012. — С. 256.

2. Соловьева Ю.Н. Управление маркетинговой компетентностью. - П.: СПбГУЭФ, 2008.

3. Текущее состояние и перспективы развития легкой про- мышленности в России : докл. к XV Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 1-4 апр. 2014 г. / В. В. Радаев (рук. исслед. кол.), В. Н. Данилина, З. В. Котельникова, Е. А. Назарбаева ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 333 с.

УДК 338.4


А.М.АЛЕНЦЕВ (Московский государственный университет дизайна и технологии)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ