К вопросу проектирования тканей по мотивам орнаментов Витебской области
В белорусском народном текстиле материализовались базисные категории эт-нической культуры и воплотились новые художественные формы. В наши дни практически завершена эпоха ручного домашнего производства тканей, ориентированного на собственные потребности сельской среды. Поэтому актуальным является вопрос осмысления и анализа художественных процессов народной культуры в сфере промыш-ленного производства, выявления социально-культурных и других факторов, которыми они были обусловлены.
В связи с этим, в работе были поставлены следующие задачи:
- выполнить копии фрагментов орнаментов различными графическими сред-ствами;
- переработать копии орнаментальных мотивов в фор-эскизы тканей различных ассортиментных групп.
Изучив традиционный белорусский орнамент на примерах трех образцов тек-стильных постилок, относящихся к текстильному наследию Витебской области конца XIX начала XX века, был сделан вывод о том, что орнаментика белорусских узоров в этом регионе носит преимущественно геометрический характер. Обычные вариации ромба и квадрата иногда используются в комплексе с растительными мотивами, в которых присутствуют изображение «древа жизни», стилизованного в виде креста или вазона с цветами, антропоморфные фигуры в бордюрах, птицы, восьмилепестковая розетка, различные по рисунку укрупненные геометрические фигуры с отростками. Установлено, что «древо жизни» символизирует бесконечность и вечную жизнь, пожелание предков современникам быть здоровыми, богатыми, иметь урожай, плодородных и сытых животных.
Для трех исследуемых образцов отличием являются орнаментальные мотивы и используемая цветовая гамма, а общие элементы композиционного построения следу-ющие:
- все орнаменты в силу особенностей их получения на ручном ткацком станке являются двухлицевыми, при этом лицевая сторона является негативом изнаночной и наоборот;
- образцы выработаны чистошерстяными нитями, окрашенными вручную. Устой-чивость окраски достаточно низкая, так как при стирке происходило затекание красителя с нитей более темного цвета на более светлый;
- колористическое решение двухцветное;
- присутствует каймы с четырех сторон образцов.
Поверхность образцов определена законами зеркальной симметрии или пред-ставляет собой квадрат с расположенными в узлах сетки геометрическими узорами.
В рамках исследования была проведена работа по выполнению копий фрагментов образцов текстиля различными графическими средствами. Далее, на основе фрагментов мотивов узора, присутствующих в образцах постилок, созданы фор-эскизы портьерных, мебельно-декоративных тканей и скатертных полотен.
Для ткачества характерной особенностью является использование натурального цвета материала: сурового тона льняной нити, коричневых оттенков шерстяной пряжи. Частыми сочетаниями цветов в тканях были красный и зеленый с синим или белым, черный с желтым. Со временем пришли в забвение символический смысл древних мотивов и традиционные композиционные взаимосвязи между отдельными элементами орнамента разрушались. В настоящее время традиционный геометрический орнамент был заменен на растительный, знаковые абстрактно-универсальные форм орнаментики - на конкретно-изобразительные мотивы, а символической гармонии белого и красного цвета на буйную полихромию. Это и было взято в основу колористического решения фор-эскизов разрабатываемых тканей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Белорусский орнамент в его многообразии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bibliofond.ru/view.aspx?id=723579. - Дата доступа 14.10.2014.
2. Рисунок и фактура ткани [Электронный ресурс] / О тканях.- Москва, 2012. - Режим доступа : archvuz.ru/ - Дата доступа 21.05.2014.
3. Модные цветовые сочетания [Электронный ресурс] / Fammeo.ru.- Москва, 2012. - Режим доступа : allmoda.net/..
УДК 687.016
Application of blue and white porcelain element in modern clothing design (Применение стилистики бело-голубого фарфора в дизайне современной
одежды)
XIA PENG, ZHOU YI (Wuhan Textile University, Китай)
Абстракт. Статья посвящена истории оригинального китайского бело-голубого фарфора, берущего начало из династии Tang, а во время династии Yuan он становится совершенным. Во время династий Ming и Qing был расцвет этого вида фарфора. Фарфор является результатом труда мастеров. Рассмотрены все аспекты фарфора и показано их использование в дизайне современной одежды.
Ming Yongle, Xuande period, because of its beautiful production the blue and white is widely praise. This period is the peak period of the development of blue and white porcelain.
Compared to the Yuan Dynasty, the Song Dynasty blue and white porcelain patterns are more simple, include chrysanthemum, peony, circle pattern, wavy lines and words etc. Among them, because peony pattern is regarded as beauty, a symbol of happiness, and have been widely used good luck and happiness to you. Morphological changes of peony patterns are also very rich, such as the branch type, branch type, branch type. The peony petals is also very important, include the building desktop, single layer multivalve type and double valve type etc.. (see picture one)
The biggest characteristics of Yuan blue and white pattern is the composition plump, multi-level and not random. The combination pattern of Yuan blue and white porcelain patterns emerged patterns of main body and auxiliary pattern combination. The main patterns are divided into character patterns, patterns of plants and animals patterns. The use of character pattern of Yuan Dynasty blue and white porcelain is very special. As shown in picture two “Gui gu zi down” big pot of blue and white, with the picture feeling and strong visual appeal, which directly transfer the famous Chinese stories to the blue and white porcelain by dramatic ways.
In the manner of composition, Yuan Dynasty blue and white porcelain pattern is based on full of decoration. Theme decoration and auxiliary decoration closely combine to form the overall decoration, which highlight a group of theme pattern decoration, the rest are comple-mentary pattern. Full decoration style of Yuan blue and white patterns are closely related to the blend of different culture.
The biggest features of the Ming dynasty patterns are smooth lines, concise, powerful. The Ming Dynasty patterns are mainly freehand patterns, also include patterned patterns. The pattern of the layout gradually become lichtung, which begin to change the multi-level, full type decoration style in the Yuan Dynasty.
Patterns of theme include plants, animals, persons etc, which are full of elegant flavor of life and pursue artistic conception. The Ming Dynasty blue and white porcelain patterns have different characteristics in different periods, which is due to the emperors of various dynasties have different preference. For example, because of Islam prevailed in the Ming Dynasty Zhengde period, blue and white porcelain decorated with a lot of fret, the koran patterns.(see picture three)
In the Qing Dynasty, blue and white porcelain patterns become very exquisite and delicate. The characteristics of the blue and white porcelain include composition, clear patterns, colors and elegant, clear layers, strong sense of the overall pattern, full of changes in the rules. The patterns of blue and white porcelain are mainly realism artistic patterns, which pay attention to auspicious meaning and the popular conception. There are also a lot of character patterns in blue and white porcelain patterns, which is closely related to the reality of social conditions throughout the Qing Dynasty. For example, during the reign of Kangxi, he received the island of Taiwan, go on a punitive expedition of the Junggar for three times and a series of unified warfare. These war are deeply engraved in people's heart, also carved in the blue and white porcelain.(see picture four)
At present, with the development of digital printing and traditional printing and dyeing technology, more and more patterns and shapes of the blue and white porcelain are used in the clothing. As shown in picture five and picture six, according to the needs of fashion design, designers can also recreate the patterns of blue and white porcelain. The patterns of blue and white porcelain and the fashion design are perfectly combined by fashion designers.
Picture 5 The direct use of blue and white porcelain patterns
REFERENCE:
1. ZhuHuijie DiCui Melaleuca roll out vividly blueandwhite [J].CAD/CAM and the informationi- zation of the manufacturing industry, 2009 (1-2).
2. Xu Guoji. The features of [J]. language.2005,15 on Jingdezhen ceramic blue and white art(3).
3. Yu Humei. Fromthetraditionalculture inheritanceandinnovation pointof view of "white- heat" the world of 2009-4.
4. sun cloud. Chinese traditional costume elements in fashion design in the application of [J]in art and design, 2008 (5).
УДК 687.016
Н. Н. САМУТИНА (Витебский государственный технологический университет, Беларусь)
белый голубой фарфор, доступ дата доступ, режим доступ дата, дизайн современный одежда, москва режим доступ, цвета материал суровый, натуральный цвета материал, использование натуральный цвета, являться использование натуральный, материал суровый тон, режим доступ дата доступ, льняной нить коричневый оттенок, тон льняной нить коричневый, суровый тон льняной нить, материал суровый тон льняной, нить коричневый оттенок шерстяной, коричневый оттенок шерстяной пряжа, частый сочетание цвет ткань, пряжа частый сочетание цвет, шерстяной пряжа частый сочетание,