ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
ESPECIALLY THE CONCLUSION OF CONTRACTS FOR CERTAIN TYPES OF FINANCIAL SERVICES
Abstract:
The article analyzes the characteristics of the conclusion of contracts for certain types of financial services, the need to obtain that may arise during the implementation of the budget.
Keywords:
contract on certain types of financial services, attraction of founds to deposits, loans.
Аннотация:
В статье анализируются особенности заключения договоров на отдельные виды финансовых услуг, потребность в получении которых может возникнуть в процессе исполнения бюджета.
Ключевые слова:
договор на оказание финансовых услуг, привлечение денежных средств во вклады (депозиты), предоставление кредитов.
В процессе исполнения бюджета может возникнуть потребность в получении финансовых услуг. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями установлены ст. 18 Закона о защите конкуренции. Данная статья распространяется на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды. Субъекты естественных монополий и иные лица, на которых распространяется Закон о закупках, осуществляют закупку финансовых услуг в соответствии с требованиями указанного закона и положением о закупках.
Договоры с финансовыми организациями независимо от суммы сделки заключаются только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона для оказания следующих финансовых услуг:
привлечение денежных средств во вклады (депозиты);
открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам;
услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
доверительное управление ценными бумагами;
негосударственное пенсионное обеспечение.
При этом организация и проведение конкурса или аукциона осуществляется в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Заключение договоров на привлечение денежных средств во вклады (депозиты)
Согласно ст. 236 БК РФ право размещения бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах предоставлено субъектам Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. Муниципальные образования не обладают правом размещения свободных денежных средств на депозит.
По вопросу привлечения денежных средств во вклады (депозиты) существует разъяснительное письмо ФАС России «Разъяснения по вопросу порядка размещения временно свободных средств бюджетов субъектов Российской Федерации на банковских депозитах» (размещено на сайте www.fas.gov.ru по состоянию на 29.09.2014). Согласно позиции ФАС России, несмотря на то, что согласно ст. 18 Закона о защите конкуренции заключение договоров на оказание услуг по привлечению денежных средств во вклады (депозиты) осуществляется на основании аукциона или конкурса по Закону о контрактной системе, в ч. 2 ст. 236 БК РФ содержится специальная норма, которая предоставляет высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации полномочие установить порядок размещения средств бюджета субъекта Российской Федерации на депозит. Кроме того, статьей 236 БК РФ установлено, что требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства бюджетов Российской Федерации на банковские депозиты, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Рос-сийской Федерации. Такие требования содержатся в Правилах размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 № 1121 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты» . Таким образом, по мнению ФАС России, высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно определить порядок размещения временно свободных денежных средств соответствующих бюджетов на банковский депозит и предъявлять при проведении отбора кредитных организаций для названных целей требования, указанные в Правилах. Нормативные акты, предусмотренные ч. 2 ст. 236 БК РФ, приняты во многих субъектах Российской Федерации: постановление Правительства Свердловской области от 22 мая 2013 № 648-1111 «О порядке размещения средств областного бюджета на банковских депозитах», постановление Правительства ЯО от 25.11.2009 № 1122-п «О порядке размещения средств областного бюджета на банковские депозиты» и др.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от
мая 2011 № 02-11-00/1660. Вывод о том, что отбор кредитных организаций для заключения с ними договоров банковского депозита осуществляется в соответствии с положениями бюджетного законодательства Российской Федерации в письме обоснован тем, что договор банковского депозита заключается от имени публично-правового образования в целях размещения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В связи с этим нормы ст. 18 Закона о защите конкуренции, применимые к правоотношениям, возникающим в результате финансово-хозяйственной деятельности органов государственной власти как юридических лиц, по мнению Минфина России, не распространяются на размещение средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на банковские депозиты.
Вместе с тем, действия органов исполнительной власти субъектов, выразившиеся в необоснованном ограничении доступа к участию в отборе кредитных организаций для размещения средств на депозитах, в том числе путем установления не предусмотренных Правилами требований к кредитным организациям, может рассматриваться как нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Так, в Определении Верховного Суда РФ от 9 декабря 2009 № 44-Г09-36, установлено, что принятый одним из субъектов Российской Федерации Порядок предусматривал требование к раз-меру собственных средств кредитных организаций, в которых могут размещаться средства бюджета субъекта Российской Федерации, — не менее 50 млрд. рублей, что свидетельствует о ее несоответствии нормам федерального законодательства. Соответствующий нормативный акт в данной части был признан недействительным.
Заключение договоров на предоставление кредитов
В соответствии со ст. 99 и 100 БК РФ в рамках исполнения бюджета субъектов Российской Федерации (местного бюджета) финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) вправе получать кредиты от кредитных организаций.
К исключительному полномочию субъекта (муниципального образования) относится управление государственным долгом субъекта Российской Федерации (муниципальным долгом) (ст. 9 БК РФ). Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации (муниципальным долгом) осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Рос-сийской Федерации либо финансовым органом Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (исполнительно-распорядительным органом муниципального об-разования (местной администрации)).
Вышеизложенные нормы позволяют сделать вывод о том, что указанные органы вправе самостоятельно определить, каким образом осуществлять покрытие дефицита бюджета. Одним из способов покрытия дефицита бюджета является привлечение кредитов у кредитных организаций.
В целях определения способа закупки (конкурс или электронный аукцион) следует руководствоваться Перечнем товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 № 2019-р . Данный перечень содержит код по ОКПД № 65 под названием «Услуги по финансовому посредничеству». К услугам по финансовому посредничеству относятся услуги, связанные с получением и перераспределением финансовых средств, кроме средств, предназначенных для целей страхования или обязательного медицинского страхования.
Таким образом, формируется однозначное понимание о том, что закупка на оказание услуг по предоставлению кредитов осуществляется путем проведения электронного аукциона.
Исходя из понятия кредитной организации, установленной ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» , следует, что кредитная организа-ция может осуществлять свою деятельность только на основании лицензии Центрального банка РФ. В связи с чем, заказчику следует в документации об аукционе установить требование о наличии у участника лицензии Центрального банка РФ.
Логично, что согласно внесенным в Закон о контрактной системе изменениям участники закупки на оказание услуг по предоставлению кредита не предоставляют обеспечение исполнения контракта (п. 8 ст. 96 Закона о контрактной системе).
В договоре на оказание услуг по предоставлению кредита, наряду с условиями, предусмотренными для иных видов договоров, целесообразно предусмотреть график погашения процентов по кредиту, порядок начисления процентов за пользование кредитом, условия о возможности досрочного погашения кредита, размер процентной ставки.
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Материалы научно-практического семинара, посвященного 25-летию образования российских антимонопольных органов (Челябинск, 27-28 февраля 2015 года)
Печатается в авторской редакции
Технический редактор В. Ф. Змиенко
Подписано в печать 21.12.2015 г. Формат 60x90/8. Усл.-печ. л. 15,0. Тираж 100 экз. Заказ № 7013.
Издательство «Край Ра»
454091, г. Челябинск, ул. Постышева, 2 Тел./факс: 8 (351) 7-000-477 E-mail: krayra[AT]mail.ru, www.krayra.ru
Отпечатано с готового оригинал-макета заказчика в ООО «Полиграф-Центр»
454006, г. Челябинск, ул. Свободы, 2
1 См.: Архив Челябинского УФАС России. Аналитические материалы ФАС России.
3 См.: Чугунов А. А. Уголовно-правовая охрана свободы предпринимательской деятельности: автореф. дис. ...канд. юрид. наук: 12.00.08.—М., 2001.—С. 15.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 23.10.2014 №08/10-95 [Электронный ресурс]. URL: zakupki.gov.ru.
1 Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // СЗ РФ. — 1997. — № 41. — Ст. 8220.
К. I. Famieva К. И. Фамиева PhD in law, senior Lecturer, Russian Presidential Academy Канд. юрид. наук, ст. преподаватель of National Economy and Public Administration Челябинского филиала РАНХиГС Chelyabinsk, Russia г. Челябинск, Россия
субъект российский федерация, денежный средство вклад, бюджет банковский депозит, бюджет субъект российский, привлечение денежный средство, средство вклад депозит, российский федерация муниципальный, порядок размещение средство, закон защита конкуренция, закон контрактный система,
бюджет субъект российский федерация, привлечение денежный средство вклад, денежный средство вклад депозит, субъект российский федерация муниципальный, российский федерация банковский депозит, услуга привлечение денежный средство, орган исполнительный власть субъект, средство бюджет субъект российский, размещение средство федеральный бюджет, средство федеральный бюджет банковский,
Количество показов: 847