СТАТЬИ АРБИР
 

  2019

  Ноябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Практика и проблемы осуществления закупок работ по строительству объектов капитального строительства в сфере дорожного


ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

PRACTICES AND PROBLEMS OF CAPITAL BUILDING PROJECT TENDERS IN ROAD CONSTRUCTION

Abstract:

In this paper, the practice of considering antitrust litigation cases are observed with dueregard to the legal and practical basis in the sphere of road construction.

Keywords:

contract tendering, local cost estimate, special work material, definite characteristics of the materials, national security information.

Аннотация:

В данной статье с учетом практики рассмотрения антимонопольных и судебных дел определены правовые и практические проблемы в сфере дорожного

строительства.

Ключевые слова:

подрядные торги, локальная смета, конкретные показатели материалов, государственная тайна.

Дорожное хозяйство является важной составной частью производственной инфраструктуры региона и представляет собой мощный имущественный комплекс.

Так, общая протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории Челябинской области составляет более 15 тысяч километров. Почти 9 тысяч километров из них — автомобильные дороги регионального значения, из которых 98 процентов — с твердым покрытием.

Согласно областной целевой программе строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования в Челябинской области на 2012-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 26 августа 2011 года № 305-П , в 2015 году на строительство и реконструкцию автомобильных дорог выделено 3561,89 млн. рублей.

Таким образом, закупки в области транспортного строительства составляют обособленную сферу деятельности государственных и муниципальных заказчиков, имеющую высокую социально-экономическую значимость для государства и общества.

Вместе с тем, при проведении подрядных закупок в силу специфики и сложности строительных работ возникает ряд спорных и проблемных моментов, связанных с процедурой осуществления закупок, в части формирования документации о закупке.

За 2012-2014 годы Челябинским УФАС России в ходе осуществления деятельности по контролю за соблюдением законодательства о размещении заказов и законодательства о контрактной системе при проведении закупок в сфере дорожного строительства проведено около 60 контрольных мероприятий.

Ввиду того, что нормативные положения законодательства о размещении заказов и законодательства о контрактной системе в части требований к составу первой части заявки не претерпели изменений, то типичными нарушениями законодательства о размещении заказов, а также законодательства о контрактной системе при проведении порядных торгов являются включение в документацию о торгах неоднозначных и двусмысленных требований к составу первой части заявки на участие в аукционе.

В документациях об аукционах отсутствуют упоминания о товарных знаках на используемые материалы и сведения о параметрах их эквивалентности, тогда как документация об аукционе содержит требование об указании участником размещения заказов сведений о конкретных показателях товара, соответствующих значениям эквивалентности.

При этом, в документациях об аукционах указывается, что первая часть заявки должна содержать помимо согласия участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, преду-смотренных документацией об аукционе, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе без указания кон-кретных позиций сметной (проектно-сметной) документации, без определения перечня материалов, в которых указаны материалы, требуемые заказчику.

Вместе с тем, локальные сметы составляются в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 №15/1'.

В соответствии с пунктом 3.16 Методики локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации.

Таким образом, локальная смета составляется для определения суммы денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектной документацией.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 746, пунктом 1 статьи 743 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.

Таким образом, локальная смета определяет цену государственного контракта, объем и перечень подлежащих выполнению работ, а не требования заказчика к применяемым материалам (минимальные и максимальные показатели и показатели которые не могут изменяться) и позволяющие определить соответствие предлагаемого товара потребностям заказчика, в отношении которых участник размещения заказа должен указать его конкретные показатели.

Арбитражные суды Уральского федерального округа (дела №№ А76-10801/2012, А76- 10802/2012, А76-10800/2012, А76-10798/2012) поддержали позицию антимонопольного органа по данному вопросу, указав на необходимость установления четких и прозрачных требований в части формирования требований к материалам, используемым при выполнении строительных работ.

Кроме того, в случае осуществления закупки на выполнение работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт), требующих составления проектной документации, в том числе требующей прохождения государственной экспертизы, уже установлены не только характеристики строительных материалов, используемых в ходе выполнения работ, но и конкретные товарные знаки, наименование производителей указанных материалов.

Указанные обстоятельства, с одной стороны, обязывают заказчика указывать параметры эквивалентности таких материалов в силу требований законодательства о контрактной системе, а, с другой стороны, обязывают заказчика определять требования к строительным материалам в полном соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу.

Вместе с тем, в ряде случаев при осуществлении закупки заказчику требуется, чтобы участник закупки указал конкретные показатели материалов в составе заявки (например, конкретную фракцию и марку прочности щебня по дробимости в зависимости от способа, который будет использоваться для устройства основания автомобильной дороги (двойное расклинивание/одноразовое расклинивание).

Кроме того, выделение заказчиком перечня материалов, используемых при выполнении работ, зачастую приводит к злоупотреблению правом со стороны заказчиков, которые устанавливают противоречивые требования к инструкции по заполнению заявки в части описания характеристик материалов, указывают параметры материалов, не соответствующих требованиям строительных норм и правил, что приводит к ограничению количества участников закупки.

На наш взгляд, для упрощения процедуры рассмотрения первых частей заявок, а также расширения доступности участия в закупках хозяйствующих субъектов целесообразно внести в законодательство о контрактной системе изменения, касающиеся предоставления заказчику альтернативного права на установление требования к составу первой части заявки при выполнении работ с использованием материалов: предоставление участником закупки согласия на выполнение работ или согласия на выполнение работ и конкретных показателей материалов, установленных заказчиком.

В ходе осуществления контрольной деятельности в 2014 году установлено, что одним из нарушений законодательства о контрактной системе при проведении порядных торгов в сфере строительства является неправомерное установление требований к участникам закупки, не соответствующих специфике и содержанию объекта закупки.

Поскольку на территории Челябинской области расположено большое количество режимных объектов, то в ряде случае возникает вопрос о необходимости установления лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

В документации о закупке в описании объекта закупки, а также проекте контракта отсутствуют сведения о том, что подрядчику (исполнителю, поставщику) в ходе исполнения контракта будут передаваться сведения, составляющие государственную тайну, в том числе указание на степень секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну, что свидетельствует о неправомерности установления требования лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Федеральной Службой Безопасности Российской Федерации.

Правоотношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентируются Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»1 (далее — Закон о государственной тайне).

Согласно абзацу 1 статьи 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан — соответствующего допуска.

Как следует из статьи 2 Закона о государственной тайне доступ к сведениям, составляющим государственную тайну предоставляет собой санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

Таким образом, лицензия на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности требуется только при необходимости доступа лиц к указанным сведениям, выраженного в непосредственном использовании (ознакомлении) с ними в ходе исполнения услуг (работ), являющихся предметом закупки.

Кроме того, наиболее целесообразным является указание в документации о закупке не только на условие передачи сведений, составляющих государственную тайну, необходимых для выполнения работ (оказания услуг), но указание на пункт перечня, утвержденного Указом Президента РФ, которому соответствуют подлежащие передачи сведения, что свидетельствовало бы об обоснованности установления указанного условия, а также повышало бы прозрачность осуществления закупки и равного доступа к участию в торгах.

В документации о закупке в требованиях к участнику закупки, а также в требованиях к составу второй части заявки заказчик не определяет степень секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну, которая должна находить отражение в лицензии Федеральной службы безопасности (далее по тексту ФСБ).

Согласно пункту 8 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государ-ственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного Постановлением Пра-вительства РФ от 15.04.1995 № ЗЗЗ в лицензии указывается, в том числе степень секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну («особой важности», «совершенно секретно» и «секретно»).

Однако заказчик, устанавливая лицензию ФСБ, не конкретизирует степень секретности сведений, допуск к которым должен иметься у участника закупки, что в итоге может привести к не-санкционированному доступу к сведениям, составляющим государственную тайну лиц, не обладающих соответствующей формой допуска, фактически требуемой заказчику.

Таким образом, при формировании документации о закупке с целью правомерного установления требования о наличии лицензии ФСБ заказчику целесообразно получить подтверждающие документы о необходимости наличия указанной лицензии, путем обращения в компетентный лицензирующий органа, а также в орган, засекретивший сведения, которые будут передаваться в ходе выполнения работ, что будет являться доказательством правомерности действий заказчика в случае их обжалования участниками закупки.

В заключение необходимо отметить, что однозначное и четкое описание заказчиком требований к составу первой и второй части заявки участника закупки обеспечит принцип прозрачности при рассмотрении и оценке заявок участников закупок, а также минимизирует случаи обжалования действий заказчика (аукционной комиссии), и, следовательно, обеспечит возможность своевременного заключения контракта и выполнения строительных работ в запланированные заказчиком сроки.


О. Koksharova Chief specialist of the procurement surveys division of public tenders of Chelyabinsk OFAS Russia Chelyabinsk, Russia И. О. Кокшарова Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России г. Челябинск, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ