СТАТЬИ АРБИР
 

  2019

  Ноябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Актуальные вопросы осуществления закупок на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев


АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОТНЫХ СРЕДСТВ. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

TOPICAL ISSUES OF PROCUREMENT SERVICES OF COMPULSORY INSURANCE

OF CIVIL LIABILITY OF VEHICLE OWNERS.

Abstract:

This article discusses judicial and administrative practices to identify violations of the law of contract system in procurement services of compulsory insurance of civil liability of vehicle owners.

Keywords:

purchase, contest, auction, request for quotations, change requests by Supplement, compulsory insurance of civil liability of vehicle owners, documentation on procurement.

ADMINISTRATIVE AND JUDICIAL PRACTICE

Аннотация:

В данной статье рассмотрены судебная и административная практика выявления нарушений законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев

транспортных средств.

Ключевые слова:

закупки, конкурс, аукцион, запрос котировок, изменения заявки путем дополнения, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, документация о закупке.

Оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — ОСАГО) являются самым распространенным видом обязательного страхования, закупка которого осуществляется заказчиками в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Наиболее дискуссионными вопросами при проведении закупок на указанный вид услуг являются выбор способа осуществления закупки, описание объекта закупки, установление критериев и порядка оценки заявок на участие в закупке, требований к содержанию и составу заявки, отбор участников закупки.

При выборе способа осуществления закупки заказчики должны учитывать положительные и отрицательные стороны каждого из способа закупки, определенного статьей 24 Закона о контрактной системе.

Как показывает административная практика Челябинского УФАС России проведение открытого конкурса на ОСАГО имеет ряд сложностей, а именно: определение критериев и порядка оценки заявок на участие в конкурсе, требований к содержанию и оформлению заявок на участие в конкурсе, сроки проведения указанной процедуры определения исполнителя (примерно 40 дней при отсутствии жалоб участников закупки), прием и хранение заявок участников закупки.

Так, например, Постановлением ФАС Уральского округа № Ф09-9321/14 от 15.01.2015 по делу № А76-1789/2014 подтверждена позиция Челябинского УФАС России, изложенная в решении № 11- ж/2014 от 20.01.2014 , согласно которой установление государственным заказчиком в конкурсной документации показателей оценки заявок участников закупки по критерию «Квалификация участни¬

ков конкурса» «наличие у участника размещения заказа опыта оказания услуг, необходимого для качественного и квалифицированного выполнения работ по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (оба показателя), которые подтверждаются количеством заключенных договоров ОСАГО (показатель 1) и количеством урегулированных страховых случаев по обязательному страхованию автогражданской ответствен-ности (показатель 2) привело к созданию преимущественных условий при участии в конкурсе ООО «Росгосстрах».

Вместе с тем, имеются и ряд положительных сторон — продолжительный срок подачи заявок (не менее 20 дней с момента размещения извещения о проведении конкурса), отбор участников закупки не только по ценовому предложению, но и по наличию соответствующей квалификации, качества услуг, деловой репутации, обязательность представления в составе заявки на участие в конкурсе предложения о цене контракта с математическим расчетом цены, что позволяет включить указанные сведения в контракт, при рассмотрении заявок участников закупки отказать в допуске по причине несоответствия расчета цена контракта Указанию Банка России от 19.09.2014 № 3384- У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Указание Банка России от 19.09.2014 № 3384-У).

Проведение электронного аукциона обеспечивает заказчику оперативность закупки услуг ОСАГО, ведение документооборота оператором электронной площадки, но делает невозможным установление в документации об Аукционе требований о предоставлении в составе заявки предложения участника закупки по цене контракта с математическим расчетом, признания заявки не соответствующей требованиям документации об аукционе в случае предложения цены контракта на аукционе ниже, чем возможно при соблюдении требований Указания Банка России от

№ 3384-У, что может привести к заключению контракта с нарушением требований законодательства о контрактной системе и законодательства об ОСАГО.

Так, решением Челябинского УФАС России 3,6-ж/2015 от 15.01.2015 установлено, что участник закупки, рассчитывая размер страховых премий, исходя из сведений, содержащихся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, а не потребности Заказчика, изложенной в Техническом задании, сформировало цену контракта без учета сведений, представленных Заказчиком в документации об Аукционе, что позволило указанному юридическому лицу стать победителем Аукциона в отсутствие у аукционной комиссии права на признание заявки данного участника закупки не соответствующей требованиям документации об аукционе.

Запрос котировок импонирует заказчикам простотой процедуры и сроками проведения закупки (4 рабочих дня при начальной (максимальной) цене контракта (далее — НМЦК) — менее 250 000 рублей, 7 рабочих дней при НМЦК более 250 000 рублей, но менее 500 000 рублей).

Вместе с тем, проведение запроса котировок имеет такие же отрицательные моменты, как и процедура проведения электронного аукциона.

В 2015 году среди заказчиков Челябинской области наблюдается отказ от конкурентных процедур в связи с перечисленными негативными моментами и проблемами проведения закупки в пользу закупки у единственного исполнителя.

Таким образом, с целью сохранения конкурентной среды на рынке ОСАГО среди участников закупки, а также отбора страховых организаций путем проведения конкурентных процедур, необходимо разработать способ осуществления закупки, позволяющий не только сократить сроки проведения закупки (упростить порядок проведения закупки), но и без специальных познаний в сфере ОСАГО осуществлять отбор участников закупки по критериям оценки заявок, не ограничивающих количество участников закупки.

За 2014-2015 годы в рамках осуществления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе Челябинским УФАС России установлено, что проблемой при осуществлении заку ¬пок на ОСАГО является и описание объекта заку пки, позволяющего определить потребность заказчика, получить исчерпывающий перечень информации о транспортных средствах, участникам закупки подготовить заявку на участие в закупке с соблюдением требований законодательства об ОСАГО.

С целью полного раскрытия информации о потребности заказчика в документации о закупке, извещении о проведении закупки рекомендуется указывать наименование транспортного средства (модель, производитель, товарный знак (при наличии), VIN код транспортного средства, год выпуска, мощность двигателя, предыдущий период страхования, категорию транспортного средства, коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования; сведений о ко-личестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством, от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «В», «ВЕ»), от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, от срока страхования и т. д.

Указанные сведения указываются в соответствии с паспортом транспортного средства, положениями Указания Банка России от 19.09.2014 № 3384-У .

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» в документации о закупке (извещении о проведении закупки) и проекте контракта указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.

Формула цена определяется с учетом формул расчета страховых премий, установленных Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У.

Отсутствие указанных сведений в проекте контракта и документации о закупке может повлечь выдачу контрольным органом в сфере закупок предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Основной ошибкой конкурсных комиссий при рассмотрении заявок на участие в Конкурсе является допуск участников закупки, которые в составе заявок не представили надлежащий документ, подтверждающий обеспечение заявки на участие в Конкурсе, либо представили указанный документ путем внесения изменений в ранее поданную заявку на участие в Конкурсе.

Решением Комиссии Челябинского УФАС России от 03.04.2014 № 114-ж/2014 установлено, что заявка участника закупки (поданная 03.03.2014 в 08:30) содержала копию платежного поручения от 03.03.2014 № 661 (вид платежа Электронный), заверенную участником закупки, а не Дальневосточным банком ОАО «Сбербанк России» и без отметки указанного банка, а также справку о соответствии обязательным требованиям законодательства. Сведения об идентификационных номерах налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса в указанной заявке отсутствовали.

в 09:50 участник закупки подал изменения к заявке от 03.03.2014, содержащие предложение об условиях исполнения контракта, предложение о качестве услуг, платежное поручение от 03.03.2014 № 661 (вид платежа Электронный), с отметкой банка, а также справку о соответствии обязательным требованиям законодательства с указанием ИНН учредителей, членов Правления (членов коллегиального исполнительного органа), ИНН генерального директора (исполняющего функции единоличного исполнительного органа).

Таким образом, участник закупки не изменил заявку, а дополнил ее сведениями и надлежащими документами (платежное поручение с отметкой банка), ранее отсутствовавшими в заявке, что не соответствует требованиям статьи 43 Закона о контрактной системе.

Следовательно, конкурсная комиссия, признав заявку на участие в Конкурсе участника закупки надлежащей и соответствующей требованиям конкурсной документации, нарушила часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, создав тем самым преимущественные условия указанному участнику закупки при участии в рассматриваемом конкурсе.

Позиция антимонопольного органа по указанному вопросу подтверждена Постановлением Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-9930/14 от 16.02.2015 по делу № А76-8552/2014.

Следует отметить, что количество жалоб участников закупок услуг ОСАГО в 2015 году по сравнению с 2014 годом возросло в несколько раз, что свидетельствует о заинтересованности стра-ховых организаций в заключении контрактов с государственными и муниципальными заказчиками, позволяет антимонопольному органу формировать административную практику, а заказчикам предпринимать меры по недопущению нарушений законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок на услуги ОСАГО.


К. A. Dolgopolova Deputy Head of procurement control for State and municipal needs of the Chelyabinsk OFAS Russia Chelyabinsk, Russia К. А. Долгополова Заместитель начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России г. Челябинск, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ