СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Российское законодательство об антимонопольном регулировании


РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АНТИМОНОПОЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

RUSSIAN LEGISLATION ON ANTIMONOPOLY REGULATION IN GOVERNMENT PROCUREMENT

Abstract:

The article is devoted to some problems of antitrust regulation in the field of government procurement. The principles and rules established by the norms of the legislation of the Russian Federation are analyzed.

Keywords:

government procurement, antitrust regulation, the legislation of the Russian Federation, the contract system, the principles of procurement.

Аннотация:

Статья посвящена проблемам антимонопольного регулирования в сфере государственных закупок. Анализируются принципы и правила, установленные нормами законодательства РФ.

Ключевые слова:

государственные закупки, антимонопольное регулирование, законодательство РФ, контрактная система, принципы закупок.

Переход от административно-плановой к рыночной экономике привел к возникновению новых правовых отношений в сфере экономики. Участие государства в рыночном товарообороте стало возможным благодаря особому виду гражданско-правового договора — государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Ситуация при государственных закупках, обеспечивающих общегосударственные потребности, значительно отличается от частнопредпринимательского рынка, которому исторически свой-ственна высокая степень конкуренции и соперничества между отдельными товаропроизводителями, между покупателями и продавцами. В первом случае, субъектом закупок выступает государственный чиновник, который не является фактическим владельцем денежных средств (а только его представителем). Во втором же случае, от эффективности проведенных торговых операций непосредственно зависит, причем в значительной степени, материальное благополучие предпринимателя (чего не скажешь о государственном чиновнике). К тому же действия чиновников при решении своих материальных проблем далеко не всегда совпадают с интересами государства, которое они представляют (вплоть до коррупционных вариантов).

Именно поэтому госзакупки нуждаются в особом контроле со стороны государства путем установления специальной процедуры последовательных действий, осуществляемых органом ис-полнительной власти (заказчиком) в процессе закупки продукции для государственных нужд и путем регламентации порядка принятия решений на каждой из стадий этого процесса. Специальные правила установлены нормами законодательства РФ. В целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей отдельными видами юридических лиц и развития добросовестной конкуренции 18 июля 2011 г. был принят Закон о закупках.

В п. 1 ст.

3 данного закона установлены принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг, направленные, в том числе, на предотвращение антиконкурентных действий и нарушений антимонопольного законодательства, а именно:

информационная открытость закупки;

равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Стать участниками торгов могут лица, выигравшие торги на конкурсе (предложившие лучшие условия исполнения договора) или на аукционе (предложившие наиболее низкую/высокую цену до-говора). В Законе о закупках прописаны конкретные требования к проведению конкурсов и аукционов такого рода (п. 2 ст. 3). В основу данных правил легли положения п. 4 ст. 447 ГК РФ, а именно: торги проводятся в форме аукциона или конкурса; выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

При действиях (бездействии) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, которые нарушают установленные законом правила, участник закупки вправе обратиться с жалобой в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом (п. 10 ст. 3). Случаи такого нарушения перечислены в п. 10 ст. 3: неразмещение или нарушение сроков размещения на официальном сайте в сети «Интернет»; предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке; осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке.

В соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ заказчик (в отличие от утратившего силу Закона № 94-ФЗ) теперь обязан обосновывать все свои действия по размещению заказов, вплоть до выбора способа размещения, отказа от проведения процедуры и т. д.

Правовое регулирование играет важнейшую роль в установлении и совершенствовании отношений, связанных с размещением государственных заказов.

Цели регулирования обоих названных выше законов РФ (Закон № 223-ФЗ и Закон № 44-ФЗ) соответствуют целям регламентации закупок товаров (работ) и услуг, обозначенным в преамбуле к Типовому закону ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг.

Эти цели также можно рассматривать одновременно и как установленные данным Типовым законом принципы закупок товаров (работ) и услуг:

а) обеспечение максимальной экономичности и эффективности закупок; Ь) расширение и стимулирование участия в закупках поставщиков (подрядчиков), особенно, где это воз-можно, поставщиков (подрядчиков), независимо от государственной принадлежности, содействуя тем самым международной торговле; с) развитие конкуренции между поставщиками (подрядчиками) в отношении закупаемых товаров (работ) или услуг; d) обеспечение справедливого и беспри-страстного отношения ко всем поставщикам (подрядчикам); е) содействие объективности и беспристрастности процесса закупок и общественному доверию к нему; и f) обеспечение открытости процедур закупок.

Российское законодательство в сфере государственных закупок не противоречит также ГК РФ. Согласно ст. 525 РФ поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. 506-522), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.

ГК РФ рассматривает нормы о поставке для государственных или муниципальных нужд как специальные. Кроме того, в специальную норму о данном виде договора помещена отсылка к закону; такой закон и все включенные в него нормы приравниваются к специальным нормам ГК РФ, посвященным тому же виду договора.

В развитие Закона № 44-ФЗ было принято Постановление Правительства РФ от 4 февраля

г. № 99. Оно направлено на систематизацию требований к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, что позволит обеспечить эффективную закупочную деятельность государственных органов субъектов Федерации и муниципальных органов. Данным постановлением устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Проведение двухэтапных конкурсов имеет место в том случае, когда из-за характера закупки сложно четко описать предмет конкурса. Например, сложные проектные решения, которые могут воплощаться в жизнь не один год. Кроме того, возможные пути достижения конечного результата нередко неизвестны. В этом случае на первом этапе проведения конкурса формулируются общие требования к достигаемому результату, и заявки участниками конкурса подаются без ценовых предложений. Практически это выглядит как творческий конкурс, конкурс решений — заказчик оценивает потенциально возможное решение определенной задачи и выбирает пути ее достижения. На втором этапе конкурс проводится в обычном порядке, то есть с требованием представить конкретные цены, конкретные предложения.

Согласно общим положениям п. 1 ст. 448 ГК РФ аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми; в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо; в закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

Полагаем, что необходимо все же сокращать количество проводимых закрытых конкурсов. Закрытый конкурс часто является формальной процедурой, когда заказ разыгрывается среди дове-ренных поставщиков. Считаем целесообразным проводить закрытый конкурс лишь тогда, когда закупка связана с вопросами государственной тайны. В случае, если закупается продукция, подлежащая лицензированию, можно провести открытый конкурс среди компаний, обладающих необходимыми лицензиями.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ принято Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 . В нем утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска при закупках для государственных и муниципальных нужд. При разработке перечня учтено, что для каждого вида медицинского изделия имеется минимум два конкурентоспособных отечественных производителя, которые позволяют обеспечить имеющиеся потребности российского здравоохранения и производство которых соответствует межгосударственному стандарту ГОСТ ISO 13485-2011 «Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Системные требования для целей регулирования».

Заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением стран-участниц ЕАЭС (Армении, Белоруссии и Казахстана), будут отклоняться при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее двух заявок, содержащих предложения о поставке медицинских изделий, страной происхождения которых являются указанные страны. При этом такие заявки не должны содержать предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

Предпринятая Правительством РФ мера будет способствовать развитию российского производства медицинских изделий.

Ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для проведения закупок установлены с целью защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики, поддержки отечественных товаропроизводителей.

Принятые законы и постановления Правительства РФ вносят экономическую и правовую определенность в отношениях между производителями и потребителями, поставщиками и покупателями товаров. Распределительная система заменяется системой государственных закупок и осуществляется на контрактной основе.


G. N. Moskalevich PhD in Law, docent, assistant professor of BSEU Minsk, Belarus Г. H . Москалевым Канд. юрид. наук, доцент, доцент БГЭУ г. Минск, Беларусь





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ