СТАТЬИ АРБИР
 

  2019

  Ноябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Проблемы, возникающие при описании обьекта закупки на выполнение работ с применением товара


ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОПИСАНИИ ОБЬЕКТА ЗАКУПКИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТОВАРА

THE PROBLEMS ARISING IN THE DESCRIPTION OF THE OBJECT OF PROCUREMENT FOR EXECUTION OF WORKS WITH THE USE OF THE PRODUCT

Abstract:

This article discusses the problems faced by customers and the bidders for execution of works and also identifies ways out of the situation.

Keywords:

description of the object of procurement, the application for participation in the procurement, specific indicators of the product, instructions for completing the application for participation in the procurement.

Аннотация:

В данной статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются как заказчики, так и участники закупок на выполнение подрядных работ, а также определены пути выхода из сложившейся ситуации.

Ключевые слова:

описание объекта закупки, заявка на участие в закупке, конкретные показатели товара, инструкция по заполнению заявки на участие в закупке.

В соответствии с положениями части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчик в документации о закупке устанавливает требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, и инструкцию по ее заполнению, а также максимальные и (или) минимальные значения показателей товара, и значения таких показателей, которые не меняются.

В свою очередь, участники закупки заполняют первую часть заявки, в содержании которой согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе указывают, в том числе кон-кретные показатели используемого при выполнении работ товара, соответствующие значениям, установленным заказчиком в документации.

Соответственно, количество участников закупки зависит от правильности оформления заявки на участие в закупке, а значит и от четкости требований к ее содержанию и ясности требований предъявляемых к товару.

Следует отметить, что указанные заказчиком в документации значения показателей товара, используемого при выполнении работ, должны соответствовать правилам описания объекта закуп-ки, регламентированным статьей 33 Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, возрастает роль описания заказчиком объекта закупки, так как запутанное, непрозрачное описание объекта закупки приводит к возникновению таких проблем, как:

установление соответствия предложенных товаров требованиям технического задания и нормативных правовых актов, в том числе ГОСТов, на этапе рассмотрения заявок;

установление соответствия товаров, фактически используемых подрядчиком при исполнении контракта на выполнение работ, установленным заказчиком в контракте в соответствии с кон-кретными показателями, представленными участником закупки в составе первой части заявки;

уменьшение круга участников ввиду их отказа от участия в закупках из-за длительных временных затрат, связанных с заполнением заявок по причине запутанности и непрозрачности описания объекта закупки, а также формального отклонения заявок в связи с неправильностью их заполнения участниками закупки, обладающими необходимыми ресурсами для обеспечения потребности заказчика, что в итоге приводит к признанию определения поставщика несостоявшимся.

Так, нередко в документациях о закупке устанавливается требование о конкретизации в составе первой части заявки значений показателей товара, которые определены ГОСТами со словами «не более» или «не менее».

Однако, обозначение в ГОСТах определенных показателей товара со словами «не менее», «не более» обусловлено тем, что итоговые технические, качественные характеристики товара могут быть определены производителем лишь после проведения испытаний, результаты которых распространяются на всю партию товара.

Следовательно, участники закупки при заполнении заявок не могут заранее обладать сведениями о результатах проведенных производителем товара испытаний.

Кроме того, в ряде случаев заказчику требуется тот или иной товар либо одного, либо другого класса (сорта, вида и т. п.). При этом, заказчики не указывают требования применительно к каждому классу (сорту, виду и т. п.), а определяют общие значения. В результате требования к товару, установленные заказчиком, не соответствуют положениям ГОСТов, о необходимости которых указано в документации о закупке.

В качестве примера можно привести нарушения, выявленные Комиссией Челябинского УФАС России в ходе внеплановой проверки электронного аукциона на выполнение ремонтно- строительных работ на объектах заказчика.

Так, согласно документации о закупке заказчику требуется олифа масляная, а именно: комбинированная или оксоль. При этом, в перечне материалов заказчик не разграничивает требования к комбинированной олифе и к олифе оксоль, в результате указывает их не в соответствии с ГОСТ Р 51692-2000 «Олифы».

Заказчик установил, что кислотное число олифы должно быть «не менее 8, не более 10».

Вместе с тем, согласно указанному ГОСТу кислотное число для комбинированной олифы составляет «не более 10», для олифы оксоль — «не более 8».

Таким образом, в указанный заказчиком диапазон входит лишь значение данного параметра для олифы оксоль равное 8. Тогда как не исключена возможность, что после проведенных произ-водителем олифы оксоль испытаний кислотное число составит 7.

Следовательно, данный товар будет соответствовать требованиям ГОСТа, но не соответствовать требованиям заказчика.

Нередко заказчики существенно затрудняют восприятие требований к материалам, что приводит к существенному увеличению временных ресурсов связанных с подготовкой заявки.

Так, Комиссией Челябинского УФАС России в связи с поступившей жалобой рассмотрена аукционная документация на строительство объекта капитального строительства (НМЦК — 160 млн. руб.).

Данная документация содержала перечень требований к материалам на 183 листах, которые соответственно участникам закупки следовало заполнить для участия в аукционе. При этом, в данном перечне отсутствовала информация о том, каким именно ГОСТам должен соответствовать каждый материал. При этом, в документации указывалось, что материалы, используемые при вы-полнении работ, должны соответствовать действующим ГОСТам.

Однако, на заседании Комиссии выяснилось, что требования, установленные заказчиком к материалам, не соответствовали действующим ГОСТам.

В данном случае Комиссия пришла к выводу о необходимости аннулирования закупки в связи с тем, что описание объекта закупки не носит объективный характер, и не позволяет членам аукционной комиссии, участникам закупки, контрольным органам, без дополнительного изучения соответствующих ГОСТов, сделать вывод о соответствии заявки участника и предлагаемого им материала требованиям заказчика.

Следует отметить, что нередко в документации содержатся ссылки на недействующие или неприменимые к объекту закупки ГОСТы .

В ряде случаев такие ситуации допускаются умышленно в целях допуска к торгам единственного «знающего» подрядчика. В отдельных случаях в основе лежит нежелание заказчиков и уполномоченных органов максимально внимательно отнестись к разработке инструкции по заполнению заявок участниками закупок.

Так, в практике Челябинского УФАС России встречались случаи, когда при описании объекта закупки заказчиком использовались обозначения, которые не употребляются в русском языке или имеют противоположенное значение. Например, вместо союза «и» или запятой используется знак «/», запятую заказчик предлагает использовать в качестве предлога «или». Вместе с тем, в соответствии с правилами русского языка знаками препинания близкими по функциональным качествам являются запятая, точка с запятой, точка.

Знаки эти ставятся при перечислении синтаксически равнозначных единиц:

однородных членов предложения и частей предложения (запятая, точка с запятой), отдельных предложений (точка). При этом, главное значение основного разделительного союза «или» — разделительная дизъюнкция, взаимоисключение (только одна из частей соответствует действительности).

Данные обстоятельства затрудняют восприятие участниками закупки требований к содержанию первой части заявки, что приводит к увеличению времени, необходимого для подготовки к участию в закупке, а также к заполнению первой части заявки в нарушение требований документации.

Еще одной причиной сложившейся ситуации является то, что законодательство о контрактной системе при осуществлении закупок работ с применением подрядчиком товара не предусматривает возможность установления заказчиками требований о предоставлении участниками в первой части заявки исключительно согласия на выполнение работ на условиях документации, что исключает необходимость прописывания в составе заявки конкретных значений применяемых материалов.

Выходом из сложившейся ситуации является внесение изменений в Закон о контрактной системе в части предоставления заказчикам права требовать от участников закупки в составе первой части заявки только согласия на выполнение работ с использованием товара, характеристики которого определены в документации о закупке.


F. Gareeva Leading specialist-expert of the division for control of procurement or state and municipal needs of the Chelyabinsk OFAS Russia Chelyabinsk, Russia Д. Ф. Гареева Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России г. Челябинск, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ