СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Применение национального режима


ПРИМЕНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА

THE APPLICATION OF NATIONAL REGIME WHILE MAKING PURCHASES

Abstract:

This article is about some problems connected with prohibition of import of some products from abroad, also services and work made by foreigners and limitation of the named products, work and services for making purchases considering the practice of the federal antimonopoly supervision in Chelyabinsk region.

Keywords:

purchase, the conditions of import, national regime, the country of origin, Russian manufacturer, preferences.

Аннотация:

Данная статья раскрывает некоторые вопросы, связанные с установлением запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничениями допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок, с учетом практики Управления федеральной антимонопольной службы по Челябинской области.

Ключевые слова:

закупка, условия допуска, национальный режим, страна происхождс ния. российский производитель,

преференции.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе).

Кроме непосредственного обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупки выполняют функцию регулятора, поддерживающего те или иные сферы экономики. В частности, меры поддержки через механизмы закупок могут быть направлены на отдельные категории участников закупок, например, малых предпринимателей, виды деятельности или национальные группы производителей.

Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Минэкономразвития России по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 указанной статьи.

Данные условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, предусмотрены Приказом Минэкономразвития России от

№ 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ Минэкономразвития № 155). Так, в силу п. 2 приказа Минэкономразвития № 155 товары, происходящие из Республики Беларусь и Республики Казахстан, допускаются для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим приказом.

Законодатель не стал вносить принципиальных корректив в условия допуска, как и в рамках ранее действующего приказа, они заключаются в предоставлении ценовых преференций россий-ским товаропроизводителям. При этом фактически преференцию получает поставщик, предлагающий российские товары. К товарам российского происхождения приравнены товары, происходящие не только из Республики Беларусь, но Республики Казахстан и Республики Армения.

Безусловно, для реализации описанных в приказе механизмов необходимо сообщить членам комиссии по осуществлению закупок, товар с какой национальной принадлежностью предлагает участник закупки. Пункт 9 Приказа № 155 на этот счет рекомендует заказчику устанавливать в документации о закупке требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара; требование об указании в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений, окончательном предложении цены за единицу товара по каждой предлагаемой участником закупки позиции; положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе предложений, окончательном предложении несет участник закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

На практике возникали вопросы о допустимости указания страны происхождения. Необходимо ли указание, например, Россия или Китай, либо возможно указание конкретного адреса: 454000, г. Челябинск, пр. Ленина и наименования производителя (ООО «Закупка»), индивидуализировать страну происхождения товара. Является ли г. Челябинск частью страны?

Кроме того, если с конкурсом и запросом предложений проблем по указанию в заявке страны происхождения нет, то в отношении электронного аукциона может возникнуть логичное затруднение, в какой части заявки участник должен декларировать страну происхождения товара. По смыслу порядка предоставления преференций это необходимо сделать в первой части заявки, что-бы на момент проведения закупок имелась возможность корректировки цены поставщика иностранных товаров. Однако пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе указывает на необходимость включения таких сведений во вторую часть заявки, и не просто сведений, а документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

При этом немаловажным аспектом применения преференций является возможность интерфейса электронных площадок. Так, участник закупки самостоятельно выбирал, получать ему преференции или нет, при этом участники часто ошибались, что приводило к путанице и жалобам. В настоящее время проблема не решена. Операторы подошли к ее решению по-разному. Унифицированных возможностей площадок пока не существует.

На практике Комиссия по рассмотрению жалоб Челябинского УФАС России столкнулась с недостоверностью указания страны происхождения участниками закупок.

Так, заказчик в информационной карте в составе второй части заявки установил необходимость представления декларации страны происхождения поставляемого товара в соответствии с Приказом Минэкономразвития № 155.

Исходя из сведений, указанных в протоколе подведения итогов от 28.10.2014 года, на участие в закупке поступило 3 заявки. Все заявки признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям документации о закупке.

Из представленных на заседание Комиссии заявок следует, что все участники закупки в заявках предлагают к поставке препарат Янувия. При этом заявка под порядковым номером 2 содержит предложение о поставке препарата Янувия, произведенного в Российской Федерации.

На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что факт предоставления недостоверных сведений участником с заявкой под порядковым номером 2 аукционной комиссией при рассмотрении заявок не установлен. В связи с чем участник допущен до дальнейшего участия в аукционе.

Принимая во внимание, что заявка под номером 2 соответствует требованиям документации о закупке, а также, что у аукционной комиссии на момент рассмотрения заявок не имелись доказа-тельства иного происхождения товара, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях аукционной комиссии по допуску участника с заявкой под номером 2. И, следовательно, о правомерном применении заказчиком преференций в отношении товаров российского происхождения путем уменьшения цены контракта, предложенной победителем в аукционе, на 15%.

Вместе с тем, в силу пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если в соответствии с законодательством установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром.

Исходя из требований части 1 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» , лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории РФ, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Регистрационное удостоверение лекарственного препарата является документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного препарата, т. е. является документом, подтверждающим соответствие товара требованиям действующего законодательства и является обязательным для лекарственных средств. Вместе с тем, заказчик не предусмотрел наличие данного документа в составе второй части заявки.

На заседание Комиссии представителем заявителя представлено регистрационное удостоверение № JICP-003200/07 от 15.10.2007 года на лекарственный препарат с МНН Ситаглиптин Янувия. Согласно указанному регистрационному удостоверению препарат Янувия производится компанией Мерк Шарп и Доум С.п.А., Италия, Мерк Шарп и Доум Лтд., Великобритания. При этом вторичная упаковка, а также выпускающий контроль качества производится также в компании Мерк Шарп и Доум Б. В., Нидерланды и ОАО «Химико-фармацевтический комбинат «АКРИХИН», Россия.

Кроме того, согласно государственному реестру лекарственных средств, размещенному на сайте grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx, зарегистрировано 1 торговое наименование лекарственного средства с МНН Ситаглиптин — Янувия. При этом государственный реестр лекарственных средств под порядковым номером 3 в качестве страны юридического лица, на которое выдано данное средство указывает: Россия. Вместе с тем, при открытии данной вкладки указано, что все стадии производства выполняются либо в Италии, либо в Нидерландах.

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что участник с заявкой под номером два фактически предлагает товар иностранного происхождения.

Довод представителей заказчика, согласно которому вторичная упаковка, а также выпускающий контроль качества производится в ОАО «Химико-фармацевтический комбинат «АКРИХИН», Россия и, следовательно, страной происхождения данного препарата можно считать в том числе Россию, не принят Комиссией во внимание по следующим основаниям.

Согласно пункту 13 Приказа Минэкономразвития № 155 страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. В соответствии с пунктом 1 стать 58 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза.

Кроме того, Соглашением Правительств государств — участников стран СНГ от 20.11.2009 года (ред. от 30.05.2014) утверждены Правила определения страны происхождения товаров.

В соответствии с пунктом 3.1 указанных Правил, операции по разборке и сборке упаковки, а также разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке не отвечают критерию достаточной обработки/переработки товара.

Вследствие чего, Комиссия приходит к выводу, что регистрационное удостоверение № JICP- 003200/07, которое содержит информацию о стадиях производства, свидетельствует, что препарат Янувия производится не в Российской Федерации.

Однако требование о представлении в составе заявки копии регистрационного удостоверения в документации о закупке не предусмотрено, что не позволило аукционной комиссии сделать вывод о достоверности представленных в составе заявки сведений.

Кроме того, представителем заказчика заявлен довод, согласно которому данное нарушение не повлияло на результаты проведения закупки, поскольку даже в случае отклонения заявки участника под номером 2 за представление недостоверных сведений преференции должны быть применены, а цена контракта снижена на 15% от предложенной победителем. В обоснование своего вывода представители заказчика ссылаются на пункт 3 Приказа Минэкономразвития № 155, согласно которому при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципаль-ных нужд путем проведения конкурса, аукциона или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4-7 указанного приказа.

Вместе с тем, Приказ Минэкономразвития № 155 направлен на предоставление преференций товарам российского, белорусского, казахстанского происхождения. Поскольку страной происхождения предлагаемого участником товара Российская Федерация, Белоруссия или Казахстан не являются, то и преференции данному участнику предоставляться не могут.

Данная позиция подтверждена, в том числе совместным письмом Федеральной антимонопольной службы № АЦ/13195 и Минэкономразвития России № 6989-АП/Д05 от 05.05.2009 года, согласно которому преференции участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, предоставляются в случае, если к участию в торгах допущены более одного участника размещения заказа или более одного участника аукциона участвовали в аукционе. При этом не менее чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров российского происхождения.

Несмотря на то, что данное письмо разъясняет положения Приказа Минэкономразвития России от 05.12.2008 года № 427 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд» , который утратил силу с 31.12.2010 года, по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, данное разъяснение может быть применено по аналогии к положениям Приказа Минэкономразвития № 155, поскольку положения того и другого приказа в части порядка предоставления преференций фактически дублируют друг друга.

Требование заказчика о представлении в составе второй части заявки регистрационного удостоверения обеспечило бы возможность установления факта указания в заявке под номером

недостоверных сведений в части страны происхождения товара, а также правомерного применения преференций в отношении товара российского, белорусского, казахстанского происхождения.

Таким образом, инструментарий преференций российским и приравненным к ним товаропроизводителям должен развиваться. Только тогда он может из формального, затрудняющего работу рядового заказчика инструмента, стать действенным комплексом мер протекционистской политики в рамках российского госзаказа.


В. А. Ливончик The Head of the department of control of purchases for state and municipal needs of Chelyabinsk OFAS Russia Chelyabinsk, Russia Начальник отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России г. Челябинск, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ