СТАТЬИ АРБИР
 

  2019

  Ноябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Осуществление закупок товаров, работ и услуг в границах особых экономических зон: постановка проблемы


ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ В ГРАНИЦАХ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

PROCUREMENT OF GOODS, WORKS AND SERVICES WITHIN THE BOUNDARIES OF THE SPECIAL ECONOMIC ZONES: PROBLEM STATEMENT

Abstract:

This article discusses some of the problems of procurement of goods, works and services within the boundaries of the special economic zones.

Keywords:

special economic zone, procurement of goods, works and services.

Аннотация:

В статье рассматриваются некоторые проблемы осуществления закупок товаров, работ и услуг в границах особых экономических зон.

Ключевые слова:

особые экономические зоны, закупки товаров,

работ и услуг.

Особые экономические зоны (далее — ОЭЗ) признаны мировым экономическим сообществом одним из наиболее эффективных инструментов, способных привлечь инвестиции в экономику госу-дарства. Российская Федерация не стоит в стороне от мировых тенденций: последние десятилетия институт ОЭЗ развивается весьма интенсивно и активно используется в отечественной экономике.

Немаловажную роль в развитии ОЭЗ играет государство, которое несет бремя обеспечения надлежащего правового регулирования данного института, равно как и создания, развития и управления объектами инфраструктуры ОЭЗ.

Являясь территориями с особым правовым статусом, ОЭЗ обладают рядом специфических черт, касающихся, в том числе и деятельности по осуществлению закупок в их границах.

экономических зонах Российской Федерации» . При этом ряд возложенных на данный орган полномочий, в частности, по осуществлению функций государственного заказчика по созданию инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны за счет бюджетных средств, переданы управляющей компании.

В настоящее время управляющей компанией ОЭЗ является ОАО «Особые экономические зоны», сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, созданное в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ и заключившее с Минэкономразвития РФ соглашение об управлении ОЭЗ.

В первую очередь, интерес представляет вопрос о статусе управляющей компании в системе осуществления закупок товаров, работ и услуг. Полагаем, что данный субъект не является государственным заказчиком, поскольку не соответствует термину «государственный заказчик», чье определение изложено в ст. 5 Закона о контрактной системе. Согласно букве закона государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Думается, что, осуществляя делегированные ей полномочия, управляющая компания приобретает статус специализированной организации, поскольку выполняет функции по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона (п. 1 ст. 40 Закона о контрактной системе).

Во исполнение возложенных на нее полномочий, управляющая компания применяет нормы Закона о контрактной системе, в частности, предъявляя требования к участнику закупки, данный субъект использует нормы указанного закона, устанавливающие требования к участникам закупки (п. 1 ст. 31).

Анализ конкурсной документации открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по проектированию общесплавных сетей водоотведения с территории ОЭЗ технико-внедренческого типа в г. Санкт-Петербурге, а также открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по строительству внутриплощадочных сетей и сооружений элек-троснабжения ОЭЗ промышленно-производственного типа позволил прийти к выводу о том, что участник конкурса должен соответствовать требованиям, перечисленным в ст. 31 Закона.

В то же время, думается, что ответ на вопрос о возможности применения положений данного закона к указанным правоотношениям отнюдь не очевиден. С одной стороны, управляющая компания является субъектом, которому государство делегировало полномочия по управлению инфраструктурой ОЭЗ. Данный факт позволяет прийти к заключению о том, что ее участие в деятельности по осуществлению закупок направлено на удовлетворение государственных (муниципальных) нужд.

Между тем, конечным потребителем в отношениях по поводу закупок товаров, работ и услуг в целях реализации функции по управлению ОЭЗ выступают не государство, а хозяйствующие субъекты. Указанное влечет за собой вывод о том, что ведение управляющей компанией деятельности по осуществлению закупок направлено на достижение общественных нужд, нежели госу-дарственных и (или) муниципальных. Отмеченное выше позволяет констатировать, что отношения по поводу ведения управляющей компанией деятельности по осуществлению закупок не вполне подпадают под регулирование Закона о контрактной системе.

Полагаем, что выявленная проблема является весьма существенной, поскольку ставит под вопрос правомерность применения управляющей компанией норм Закона о закупках, в частности, норм о требованиях, предъявляемых к участникам закупок, и требует дальнейшего всестороннего рассмотрения в целях поиска наиболее адекватного решения.


Е. A. Gromova Candidate of jurisprudence, teacher of the department of business and commercial law of the South Ural State University (National Research University) Chelyabinsk, Russia E . А. Громова Канд. юрид. наук, преподаватель кафедры предпринимательского и коммерческого права ФГБОУ ВПО Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) г. Челябинск, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ