СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Особенности осуществления закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика


ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА

FEATURES OF PURCHASE OF GOODS, WORKS AND SERVICES FROM A SINGLE SUPPLIER

Abstract:

The article based on the analysis of the Law on the contract system peculiarities of the procurement of goods, works and services from a single supplier in comparison with other ways of the purchases for state and municipal needs.

Keywords:

ways to implement competitive procurement of goods, works and services for state and municipal needs; procurement of goods, works and services from a single supplier.

Аннотация:

В статье на основе анализа Закона о контрактной системе выявлены особенности осуществления закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика по сравнению с другими способами осуществления закупки для государственных и муниципальных нужд.

Ключевые слова:

конкурентные способы осуществления закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд; закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика.

Действующее законодательство о закупах товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд предусматривает как конкурентные, так и неконкурентные способы закупок. К неконкурентным способам закупок относится закупка товаров, работ и услуг у единственного поставщика. Случаи осуществления такой закупки предусмотрены ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. В данный перечень включены случаи осуществления закупки товара, работы или услуги, в том числе относящиеся к сфере деятельности субъектов естественной монополии; на небольшую сумму (не превышающую 100 тыс. руб.; при этом годовой объем закупок не должен превышать 2 млн. руб. или не должен превышать 5 процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. руб.); вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме; закупка печатных изданий или электронных изданий определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к таким электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций.

В большинстве случаев выбор закупки товаров, работ или услуг у единственного поставщика является правом заказчика. Вместе с тем, в отдельных случаях — это его обязанность. К таким случаям относится следующее: закрытый аукцион не состоялся из-за того, что в допуске к участию отказано всем лицам, подавшим заявки, или участником признано только одно из них (ч. 9 ст. 89, п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе); открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион или запрос котировок признан несостоявшимся по определенным основаниям (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).

Если закупка у единственного поставщик осуществляется по итогам признания несостоявшимся конкурса (аукциона, иной конкурентной закупки), то для заключения договора необходимо получить согласие на заключение контракта у уполномоченного органа власти, за исключением случаев признания несостоявшимся запроса котировок, электронного аукциона или определения поставщика, проведенного любым из открытых способов на основании ч. 4, ч. 5 ст. 15 Закона о контрактной системе.

Согласно п.п. 2-3 Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (Приложение № 2, утвержденное приказом Министерства эко-номического развития РФ от 31 марта 2015 г. № 189) для получения согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик направляет письменное обращение, подписанное руководителем заявителя или его заместителем, в ФАС России (при признании определения поставщика закрытым способом и принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком, при обеспечении федеральных нужд), в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (в целях обеспечения нужд субъекта РФ), в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.

Срок направления обращения в контрольный орган составляет 10 дней с даты подписания соответствующего протокола (если несостоявшимся признано определение поставщика закрытым способом) либо с даты размещения соответствующего протокола в ЕИС (в случае признания несостоявшимся определения поставщика открытым способом).

Контрольный орган должен рассмотреть обращение в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты поступления обращения. Если данным органом принято решение об отказе в согласовании заключения контракта, заказчик обязан в течение 5 рабочих дней с момента такого решения вернуть на счет участника конкурса, закрытого аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки.

Заказчик в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме того, в отдельных случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной сис-теме, обязан оформлять отчет с обоснованием невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика, а также цены и иных существенных условий кон-тракта. Отчет представляется в произвольной форме, где должны быть обоснована невозможность (нецелесообразность) использования иных способов определения поставщика, а также указана цена и иные существенные условия контракта.

Наличие такого отчета вызывает определенные сомнения, поскольку его содержание отражает во многом оценочные суждения заказчика относительно использования упрощенного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Как отмечается в литературе, в сложившейся ситуации заказчик вроде бы вправе осуществить закупку в установленных случаях у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), но он должен обосновать целесообразность такого решения. При этом, что понимается под такой целесообразностью, не ясно ни для заказчиков, ни для контролирующих органов.

При осуществлении закупки у единственного поставщика в случаях, предусмотренных п.п. 6, 9 и 34 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контролирующий орган о заключении договора.

Для заключения контракта с единственным поставщиком заказчику необходимо разработать и утвердить проект контракта. Если закупка у единственного поставщика производится по итогам признания несостоявшейся конкурентной закупки, то должен быть использован проект контракта из закупочной документации, так как согласно п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен только на условиях, установленных в документации о закупке, которая признана несостоявшейся, и (или) извещении о ее проведении.

В целом проект контракта составляется в порядке, предусмотренном для проведения конкурентных закупок (ст. 34 Закона о контрактной системе). Вместе с тем законодательством предусмотрены его особенности: расчет и обоснование цены контракта осуществляется в том случае, если Законом о контрактной системе предусмотрено документальное оформление отчета с обоснованием заключения контракта с единственным поставщиком (ч. 4 ст. 93). При этом контракт должен быть заключен по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта; в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 96 Закона о контрактной системе, в контракт можно не включать условие об обеспечении его исполнения. Такое требование обязательно, если закупка у единственного поставщика осуществляется по итогам признания несостоявшимся конкурса или аукциона.

Кроме того, согласно ч. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе в некоторых случаях в контракт могут не включаться отдельные общие предъявляемые к нему требования: об ответственности (освобождении от ответственности) заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом; о порядке начисления и уплаты неустоек (штрафов, пеней) (ч. 4-9 ст. 34); об установлении графика исполнения контракта (ч. 12 ст. 34); о порядке и сроках оплаты; приемки товаров (работ, услуг), оформления результатов приемки (ч. 13 ст. 34); об уменьшении на размер налоговых платежей суммы оплаты контракты (при заключении контракта с физическим лицом) (ч. 13 ст. 34); требование о применении типовых контрактов, типовых условий контрактов (ч. 11 ст. 34). В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок.

Контракт может быть заключен при условии, что единственный поставщик соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а также документации о закупки (см. ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе).

Контракт с единственным поставщиком должен быть подписан в срок не более чем 20 дней с даты получения заказчиком согласования органа контроля или с даты, когда размещены в ЕИС (на официальном сайте) протоколы с информацией о признании определения поставщика, проведенного открытым способом на основании ч. 4 или ч. 5 ст. 15 Закона о контрактной системе, несостоявшимися, а в случае признания несостоявшимся запроса котировок или электронного аукциона — в сроки, установленные для заключения контракта нормами о порядке проведения таких закупок (ч. 13 ст. 78 и ст. 70, п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 93).

При этом от заказчика в большинстве случаев не требуется размещать извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика в ЕИС (на официальном сайте). И только в отдельных случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе, такое размещение обязательно.

Право заказчика на заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с признанием конкурса или аукциона несостоявшимся, либо в связи с тем, что все поданные заявки были отклонены заказчиком, осложняется тем, что законодатель в этом случае обязывает его дополнительно провести конкурентные процедуры (ч. 2-6 ст. 55, ч. 4 ст. 71, ч. 19 ст. 83 Закона о контрактной системе). Так, при наличии вышеуказанной ситуации заказчик должен провести повторный конкурс. Если же при проведении повторного конкурса наступают те же последствия, то он должен перейти к проведению запроса предложений. Если в результате его проведения отсутствует победитель закупки, то заказчику следует внести изменения в план-график и заново осуществить закупку. В отношении аукциона установлены схожие правила, за исключением того, что повторный аукцион не проводится и заказчик сразу может перейти к проведению запроса предложений.

Как отмечается в литературе, с применением этих норм создается парадоксальная ситуация: в случае признания закупки несостоявшейся Закон требует повторного ее проведения, а затем проведения запроса предложений, новой закупки и т. д. по циклу без возможности его завершения. Но если ни один участник не подал заявку на первоначальную закупку, то высока вероятность того, что не изменится ситуация и при повторных закупках. Логика законодателя в этом случае такова: если ни один участник не откликается на предложение заказчика, значит, само предложение по объекту закупки содержит завышенные требования. В связи с этим от заказчика требуется пересмотреть условия закупки, сделать их более привлекательными.

Как данное замечание, так и обоснование соответствующей нормы Закона, справедливы. Однако не всегда у заказчика имеется резерв для изменения условий контракта, поскольку зачастую это приводит к ухудшению качества и сроков исполнения контракта. В данной ситуации законодателю целесообразней пересмотреть соответствующие нормы Закона о контрактной системе и упростить порядок заключения контракта у единственного поставщика. Например, Положением о размещении заказов, организации закупок и заключении договоров на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Суда Евразийского экономического сообщества, утвержденного решением Суда ЕЭС от 22 апреля 2013 г. № 14, в случае признания конкурсной комиссией по закупкам процедуры закупки несостоявшейся и непрекращении закупки Председатель Суда организует проведение повторной закупки по той же процедуре или переходит на иной вид процедуры закупки (п. 30).

Таким образом, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) имеет определенные преимущества:

1) возможность выбора известного поставщика (подрядчика, исполнителя), зарекомендовавшего себя как добросовестного исполнителя; 2) в связи с этим сведение до минимума риска неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) договорного обязательства; 3) ускорение процедуры заключения контракта по сравнению с конкурентны - ми способами определения поставщика; 4) упрощение в отдельных случаях процедуры проведения закупки по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

Вместе с тем, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) наряду с отмеченными выше недостатками имеет и иные:

1) ограничение возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика; высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих в связи с тем, что данный способ закупки связан с возможностью для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (на практике подобного рода претензии чаще всего возникают у прокуроров и антимонопольных органов).

Данные замечания свидетельствуют о несовершенстве законодательства о контрактной системе, которое находится в процессе развития.


Е. М. Шайхутдинов Deputy Chairman of the Arbitration Court of Заместитель председателя Арбитражного суда Chelyabinsk Region, Candidate of Jurisprudence Челябинской области, канд. юрид. наук Chelyabinsk, Russia г. Челябинск, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ