СТАТЬИ АРБИР
 

  2019

  Ноябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Реестр недобросовестных поставщиков. проблемы разграничения полномочий фас россии и территориальных органов


РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ. ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ФАС РОССИИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

REGISTER OF UNFAIR SUPPLIERS. PROBLEMS OF DIVISION OF POWERS OF THE FEDERAL ANTIMONOPOLY SERVICE OF RUSSIA AND TERRITORIAL BODIES

Abstract:

This article gives a detailed analysis of grounds and procedure of economic entities inclusion into the Register of unfair suppliers, the problem of the division of powers of The Federal Antimonopoly Service of Russia and territorial bodies in the exercise of the functions of keeping the register of unfair suppliers is also observed.

Keywords:

register of unfair suppliers, procedure for keeping the register of unfair suppliers, responsibility, grounds include in the register of unfair suppliers, the problem of the division of powers.

Аннотация:

В данной статье проведен анализ оснований и порядка включения хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков (далее — РНП), а также проблемы разграничения полномочий ФАС России и территориальных органов при осуществлении функции по ведению РНП.

Ключевые слова:

РНП, порядок ведения РНП, ответственность, основания включения в РНП, проблема разграничения полномочий.

Впервые такой механизм защиты интересов заказчиков как Реестр недобросовестных поставщиков (далее по тексту — РНП ) был введен нормами Закона о размещении заказов. Включение в РНП используется на практике как правовой инструмент защиты заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Действенность такого способа за-щиты обусловлена тем, что РНП фактически на 2 года лишает предпринимателя доступа к государственным и муниципальным закупкам.

При принятии Закона о закупках был учтен имеющийся опыт ведения РНП и в закон включены соответствующие положения.

Статья 5 Закона о закупках устанавливает порядок ведения РНП, а также основания, при которых сведения об участниках закупки включаются в указанный реестр. Исходя из положений приведенной нормы, РНП является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств.

Частью 2 статьи 5 Закона о закупках предусмотрено, что в РНП включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Уклонение от заключения договора по результатам закупки может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью путем ненаправления заказчику подписанного договора в срок, указанный в документации о закупке (дело № А40-212676/14 ), так и в их совершении по неосторожности, когда участник за-купки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта. Понятие уклонения от заключения договора по результатам закупки может быть определено в Положении о закупке, утвержденном заказчиком (дело № 11АП-11539/2015 ).

При этом, основание включения в РНП образует именно недобросовестность поведения участника закупки, устанавливаемая по совокупности субъективных критериев умысла на уклонение, отсутствия действительного намерения заключить и исполнить договор.

Указанная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой по указанному вопросу, а именно Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу № А72-10317/2014, а также Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 по делу № А72-12281/2013.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о закупках перечень сведений, включаемых в РНП, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение РНП, порядок ведения РНП, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения РНП устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При этом, по нашему мнению, наиболее целесообразно будет привести указанные положения в соответствие с нормами ФЗ № 44-ФЗ, предусматривающими более широкий перечень сведений, включаемых в РНП, в том числе, фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа недобросовестных поставщиков (юридических лиц), а также перечень оснований для включения сведений в РНП, в том числе, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением им условий договора. Указанное может явиться достаточно действенной мерой влияния на недобросовестных участников закупок.

Правилами ведения РНП, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 , установлено, что ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).

Согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331 , ведение РНП, предусмотренного Законом о закупках, возложено на Федеральную антимонопольную службу, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

На основании части 6 статьи 5 Закона о закупках включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в РНП или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

В данном случае заказчикам закупки, а также участникам важно четко разграничивать полномочия ФАС России и территориальных органов, в том числе, в целях определения акта и места обжалования в случае несогласия с включением в РНП указанных сведений.

Анализ административной и судебной практики позволяет сделать вывод о наличии различных подходов по данному вопросу.

Согласно первой позиции территориальный орган ФАС России самостоятельно вправе принимать решение о включении сведений в РНП.

Согласно пункту 5.7 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, территориальный орган, в пределах компетенции, вправе принимать решения о включении информации о недобросовестных поставщиках в РНП (исключении из реестра).

ФАС России на основании информации, направляемой территориальными органами ФАС России, осуществляет техническую часть по включению сведений об участниках закупок в автома-тизированную систему: РНП. Указанные выводы сделаны судами по делу № А38-2500/2014 .

Указанная позиция о возможности территориального органа ФАС России самостоятельно принимать решение о включении сведений в РНП соотносится с положениями ФЗ № 44-ФЗ, регулирующими вопросы РНП, и наделяющими полномочиями по включению в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) также и территориальные органы ФАС России. Согласно ФЗ № 44-ФЗ ответчиками по спорам об обжаловании решений о включении в реестр недобросовестных поставщиков могут являться либо территориальные органы ФАС России, либо непосредственно ФАС России.

Существует иное мнение по данному вопросу.

Приказом ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении РНП, предусмотренного Законом о закупках (далее — Приказ) , на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров возложены полномочия по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение РНП, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211.

Согласно пункту 2.2 Приказа подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного в пункте 2 настоящего Приказа решения руководителя ФАС России.

В силу указанных норм органом, уполномоченным принимать решения по включению сведений в РНП является ФАС России.

Таким образом, из буквального толкования данной нормы права следует, что основанием для включения сведений в РНП является решение ФАС России, оформленное соответствующим приказом. Именно данное решение (приказ) влечёт негативные последствия в виде включения сведений в РНП для того лица, сведения о котором включаются в реестр.

Заключение территориального органа о включении сведений в РНП не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку оно лишь фиксирует наличие оснований для включения сведений в реестр, не устанавливая при этом для общества каких-либо правовых или юридически значимых последствий, препятствующих осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности, а также изменяющих или нарушающих права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Данное заключение не содержит обязательных для заявителя предписаний, исполнение которых обеспечено мерами государственного принуждения. Заключение по своей сути является внутренним документом антимонопольного органа, который может служить основанием для принятия решения о включении в РНП.

Именно приказ ФАС России и будет являться ненормативным правовым актом, подлежащим оспариванию в арбитражном суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанная позиция подтверждается выводами судов по делу № А76-11865/14 .

В связи с изложенным, считаем необходимым и целесообразным решение вопросов об унификации положений Закона о закупках и ФЗ № 44-ФЗ в части регулирования порядка ведения РНП, оснований включения сведений в РНП, о закреплении в действующем законодательстве понятия уклонения участника закупки от заключения договора по результатам ее проведения, о разграничении полномочий ФАС России и его территориальных органов на законодательном уровне, в том числе, путем указания кто именно является уполномоченным органом на принятие решений о включений сведений в РНП, в случае обжалования данного решения.


J. G Rostovtseva Senior specialist expert natural monopolies, housing and communal services and transport Chelyabinsk OFAS Russia Chelyabinsk, Russia Ю. Г. Ростовцева Главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России г. Челябинск, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ