СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Особенности закупки у единственного поставщика


ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА

ESPECIALLY PURCHASES FROM A SINGLE SUPPLIER

Abstract:

In this article, taking into account the practice of considering antitrust lawsuits and discussed legal and practical aspects of procurement with a single supplier.

Keywords:

purchasing, procurement regulation, the grounds for direct purchase, the price limit direct purchase.

Аннотация:

В данной статье с учетом практики рассмотрения антимонопольных и судебных дел рассмотрены правовые и практические аспекты проведения закупок у единственного поставщика.

Ключевые слова:

закупка, положение о закупках, основания для прямой закупки, ценовое ограничение прямой

закупки.

Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) относится к наиболее распространенным способам закупки, применяемым субъектами Закона о закупках. Благодаря этому способу заказчики могут оперативно приобрести те или иные товары, работы, услуги, имеющие невысокую стоимость либо специфические характеристики.

Что необходимо учесть заказчикам при использовании указанного способа?

Закон о закупках и подзаконные акты содержат мало упоминаний о таком способе, как закупка у единственного поставщика. Например, в части 3 статьи 3 Закона о закупках говорится только о том, что в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки, и в положении необходимо установить порядок закупки указанными способами.

Таким образом, закон не регламентирует вопросы выбора способов закупки, какой именно из них применять в том или ином случае, заказчик определяет самостоятельно, руководствуясь своим Положением о закупке.

Упоминание о закупке у единственного поставщика встречается в Законе о закупках лишь в связи с установлением для заказчиков обязанности публиковать ежемесячную отчетность (пункт 2 части 19 статьи 4 Закона о закупках), а, например, в Постановлении № 616 — в связи с установлением исключений, когда при закупке товаров из утвержденного списка разрешается не использовать электронную форму.

Более детальных требований, касающихся рассматриваемого способа, нормативными актами не определено.

Таким образом, устанавливать порядок осуществления закупки у единственного поставщика, основания для использования этого способа, максимальную сумму закупки субъекты Закона о закупках должны в собственном Положении о закупке, в отличие от заказчиков, действующих в рамках Закона о контрактной системе, которые поставлены в более жесткие условия. Осуществлению закупки данным способом посвящена статья 93 Закона о контрактной системе, в которой приведен закрытый перечень оснований для использования закупки у единственного поставщика и требования к процедуре закупки.

Формально у заказчика есть возможность полностью самостоятельно определять правила своих закупок.

При всей относительной свободе действий, которую дает Закон о закупках, заказчик должен руководствоваться отдельными требованиями, в том числе при разработке Положения о закупке. Такие требования вытекают из установленных частью 1 статьи 3 Закона о закупках принципов.

Действия заказчика по установлению необоснованных критериев для проведения закупки у единственного поставщика, противоречат принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств.

Но какие именно нормы о закупке у единственного поставщика следует отразить в Положении о закупке?

Прежде всего, в Положении о закупке нужно привести определение закупки у единственного поставщика.

Под ней следует понимать закупку, при которой договор заключается напрямую с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без использования конкурентных процедур с учетом требований, установленных Положением о закупке.

Существуют и другие пункты, которые необходимо раскрыть в Положении о закупке. Приведем их.

Основания для проведения закупки у единственного поставщика.

В Положении о закупке важно перечислить основания, в соответствии с которыми заказчик будет вправе применять рассматриваемый способ.

При определении конкретных случаев проведения закупки у единственного поставщика многие заказчики берут за основу положения части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, включая их в свой перечень.

Большинство заказчиков предусматривают свои основания закупки у единственного поставщика, исходя из своих потребностей. Важно отметить, что законодатель предоставил заказчикам возможность самостоятельно выбирать основания для проведения закупки у единственного поставщика и заказчики должны этим правом пользоваться.

Анализ Положений о закупке, показывает, что заказчики, как правило, включают до 30 и более оснований, позволяющих приобретать товары, работы и услуги у единственного поставщика.

В частности, в соответствующем разделе Положения о закупке могут быть отражены специфические потребности заказчика (закупка услуг по созданию произведения искусства, вывозу и утилизации медицинских отходов, изготовлению и (или) размещению рекламных материалов), а также намерения сохранить сложившиеся отношения с существующими поставщиками и испол-нителями (закупки, когда смена поставщика нецелесообразна, дополнительные закупки, продление ранее заключенного договора, заключение гражданско-правовых договоров с физ. лицами на ис-пользование их личного труда).

Включение заказчиком в Положение о закупке множества оснований для проведения закупки у единственного поставщика не соответствует установленным Законом о закупках целям, принци-пам и может привести к ограничению конкуренции.

Для решения этой проблемы необходимо в Законе о закупках определить понятие «Закупка у единственного поставщика» и закрепить конкретные основания или совокупность условий для использования заказчиком такого способа закупки.

Порядок определения единственного поставщика.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в Положении о закупке должен быть определен порядок закупки всеми указанными в этом документе способами. То есть порядок необходимо прописать и в отношении закупки у единственного поставщика.

Если Положением о закупке не урегулированы отдельные виды закупок заказчика, в отношении них Положение о закупке считается не размещенным в порядке, установленном Законом о закупках (раздел 5 Письма ФАС РФ от 24.12.2012 № ИА/44025/12).

Как правило, хозяйствующие субъекты применяют один из двух подходов.

Первый заключается в том, что в Положении о закупке прописывается общий порядок определения единственного поставщика, действующий для любых таких закупок.

Второй подход предполагает разграничение процедур определения единственного поставщика в зависимости от стоимости закупки (до 100 тыс. руб. и выше). Поскольку Закон о закупках не регламентирует ни максимальную цену закупки у единственного поставщика, ни период, в течение которого может проводиться такая закупка, заказчик должен самостоятельно определить этот максимум в своем Положении о закупке.

Не содержит Закон о закупках и ограничений, касающихся одноименных товаров. Однако заказчики нередко указывают эти условия в своих Положениях о закупке, устанавливая, например, что закупка у единственного поставщика осуществляется на сумму до 400 тыс. руб. в календарный квартал либо стоимость закупаемой у данного поставщика одноименной продукции не превышает 500 тыс. руб. в месяц.

Также встречаются формулировки, дублирующие положения пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе: совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика, осуществляемых в определенном ценовом диапазоне, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на проведение всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и 50 млн. руб. в год.

Но какая бы сумма ни указывалась в данном документе, целесообразно разграничить в нем закупки у единственного поставщика стоимостью до 100 тыс. руб. и выше, поскольку частью 15 статьи 4 Закона о закупках заказчикам разрешено не раскрывать закупки стоимостью менее 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. в зависимости от годовой выручки заказчика за отчетный финансовый год) — сведения о них можно не размещать в единой информационной системе на сайте zakupki.gov.ru.

Причем это право не ограничено каким-либо периодом, а также перечнем одноименных товаров (пункт 2 Письма ФАС РФ от 30.12.2011 № АЦ/49682).

Сведения, которые необходимо включать в документацию и план закупки.

Формирование извещения и документации о закупке у единственного поставщика также имеет свои особенности.

Данный способ закупки не предполагает наличия некоторых сведений, перечисленных в пунктах 6, 7 части 9, пунктах 2, 3, 8, 9, 10, 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках (требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке).

В извещении и документации о закупке у единственного поставщика можно указать на отсутствие перечисленных сведений и информации.

В силу пункта 2 Правил № 932 , сведения о предполагаемых приобретениях у единственного поставщика вносятся в план закупки.

Исключением здесь могут стать закупки стоимостью до 100 тыс. руб., поскольку согласно пункту 4 Правил № 932 заказчик вправе сам решить, включать или нет закупки незначительной стоимости в указанный план.

Порядок публикации документации и плана закупок на официальном сайте содержится в «Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 .

План закупки, в котором в том числе должны быть указаны будущие приобретения у единственного поставщика, извещение и документация о такой закупке, ежемесячная отчетность по заклю-ченным договорам (в том числе заключенным с единственным поставщиком) — всю эту информацию необходимо размещать на сайте zakupki.gov.ru (части 2, 5, 19 статьи 4 Закона о закупках).

Подчеркнем: заказчики могут не отражать в плане те закупки, цена которых ниже 100 / 500 тыс. руб., а извещения и документацию о закупке данной стоимости не публиковать на официальном сайте, но сведения по заключенным договорам, цена которых не превышает 100 / 500 тыс. руб., должны входить в состав ежемесячной отчетности.

В остальных же случаях, когда стоимость превышает 100 / 500 тыс. руб., заказчики обязаны обеспечивать информационную открытость проводимых закупок. За нарушение данного требования статьей 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Однако в будущем заказчики могут быть освобождены от обязанности размещать в единой информационной системе сведения о закупке, осуществляемой у единственного поставщика (в частности, извещение о такой закупке).

Законопроект, содержащий данную поправку и предлагающий внести названное исключение в части 5 статьи 4 Закона о закупках, опубликован на портале для размещения информации о разработке проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru.

Как считают разработчики этого законопроекта, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — это неконкурентный способ, поэтому соблюдение заказчиком требования об опубликовании на официальном сайте извещения и документации о закупке является формальным.

Таким образом, чтобы иметь возможность в полной мере использовать такой способ, как закупка у единственного поставщика, заказчикам следует тщательно проработать соответствующий раздел Положения о закупке. Здесь нужно привести перечень видов закупок, осуществляемых у единственного поставщика, а также установить порядок его определения.

Важно помнить, устанавливая в Положении о закупке перечень оснований для проведения закупки у единственного поставщика, заказчикам нельзя осуществлять абсолютно все свои закупки через такой способ закупки, так как это противоречит целям, принципам Закона о закупках и может привести к ограничению конкуренции.

Также любое из оснований применения закупки у единственного поставщика должно быть объективно обоснованным (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Второй важный момент — обеспечение информационной открытости рассматриваемой закупки. За нарушение данного требования с мая 2014 года предусмотрена административная ответственность — например, согласно части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ за неразмещение на сайте zakupki.gov.ru информации о закупке должностным лицам грозит штраф до 50 ООО руб., а юр. лицам — до 300 000 руб. В связи с этим заказчикам необходимо своевременно публиковать в отношении закупок у единственного поставщика все необходимые сведения, в том числе отчетность по заключенным договорам.

:


S. A. Kopylov Head of department of antimonopoly control of Office of Chelyabinsk OFAS Russia Chelyabinsk, Russia С. А. Копылов Начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России г. Челябинск, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ