СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Применение антикризисных мер при осуществлении государственных закупок


ПРИМЕНЕНИЕ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

THE APPLICATION OF ANTI-CRISIS MEASURES IN THE IMPLEMENTATION OF PUBLIC PROCUREME

Abstract:

The article describes the changes in the law on the contract system of anti-crisis measures. The proposals on improvement of legislation in the field of public procurement.

Keywords:

anti-crisis measures, government procurement, long-term contracts.

Аннотация:

В статье рассмотрены внесенные изменения в Закон

о контрактной системе антикризисного характера. Высказаны предложения по совершенствованию законодательства в сфере государственных закупок.

Ключевые слова:

антикризисные меры, государственные закупки, долгосрочные контракты.

В отличие от ранее действовавшего Закона № 94-ФЗ, направленного на экономное расходование бюджетных средств при осуществлении государственных и муниципальных закупок, одной из основных целей действующего Закона № 44-ФЗ является обеспечение результативности закупок. Не случайно, в качестве одного из принципов контрактной системы провозглашен принцип стимулирования инноваций и впервые предусмотрены правила о закупке инновационной и высокотехнологичной продукции. Вместе с тем, законодательство о государственных закупках испытывает влияние разразившегося кризиса в экономике и развивается в системной связи с принимаемыми законами и иными нормативными правовыми актами антикризисной направленности. Принимаемые меры носят как временный характер, действие которых распространено только на 2015 год, так и постоянный, принятие которых позволит решить задачу импортозамещения и «уйти» от сырьевой парадигмы развития экономики.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 498-ФЗ в Закон о контрактной системе внесены поправки. Так, статья 34 дополнена ч. 6.1, в соответствии с которой в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет

отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Статья 95 дополнена новой частью 1.1, в которой установлено, что в 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, заключенными до дня вступления в силу Федерального закона № 498-ФЗ, срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта. Статья 96 дополнена новыми частью 2.1, в которой установлено право Правительства РФ определять дополнительные случаи и условия, при которых требование обеспечения исполнения контракта будет правом, а не обязанностью заказчика, и частью 11, в соответствии с которой в 2015 году заказчику предоставляется право осуществить реструктуризацию задолженностей коммерческих банков, возникшую в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения контрактов, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ. Конечно, предусмотренные временные правила представляют собой изъятия из установленного в Законе о контрактной системе правового режима закупок и противоречат предусмотренным в данном Законе правилам и принципам контрактной системы, однако их установление в качестве временных мер может быть оправдано.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, одним из инструментов промышленной политики которого, направленного на обеспечение импортозамещения и поддержку экспорта, названы государственные закупки. В разработанном Правительством РФ Плане первоочередных мероприятий предусмотрено принятие постановлений Правительства РФ, необходимых для реализации временных мер, предусмотренных Законом № 498-ФЗ, обеспечивающих поддержание стабильного функционирования системы государственных закупок, а также снижения нагрузки на банковскую систему. Представляется, что с юридико-технической точки зрения и, учитывая большой объем Закона о контрактной системе, целесообразно было бы временные антикризисные меры предусмотреть в отдельном Федеральном законе.

Между тем, значительный интерес представляют предусмотренные в Плане Правительства РФ планируемые к принятию антикризисные меры постоянного характера. Так, учитывая большую мобильность малых и средних предприятий, для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства планируется увеличение в два раза предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для микропредприятий — с 60 до 120 млн. рублей; для малых предприятий — с 400 до 800 млн. рублей; для средних предприятий — с 1 до 2 млрд. рублей. Важной мерой поддержки малых инновационных предприятий будет предоставление им грантов на финансовое обеспечение инновационных проектов, имеющих перспективу коммерциализации, а также расширение масштабов реализации программ поддержки малых инновационных предприятий, реализуемых Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Важной мерой поддержки инновационных малых предприятий, на наш взгляд, было бы предоставление им особых условий участия в государственных закупках. Предоставленные преференции инновационным малым предприятиям следовало бы распространить и на средние инновационные предприятия, которые в настоящее время при участии в государственных закупках их не имеют.

Поставленная государством цель по обеспечению импортозамещения и развитию российской промышленности требует разработки и использования целого комплекса различных мероприятий, в том числе и в сфере государственных закупок. Такие меры предусмотрены как в Плане первоочередных мероприятий, утвержденном Правительством РФ, так и Федеральном законе от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» , вступающем в силу 30 июня 2015 г., и являются взаимосвязанными. Так, в Плане Правительства РФ предусмотрено формирование механизма предоставления из федерального бюджета предприятиям промышленности (в том числе организациям оборонно-промышленного комплекса — головным исполнителям государственного оборонного заказа и ключевым предприятиям кооперации), реализующим проекты импортозамещения, субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) финансирование текущей производственной деятельности. Кроме того, Правительство РФ подготовит предложения о внесении изменений в Закон о контрактной системе, предусматривающие механизм заключения долгосрочных государственных контрактов с условиями создания и развития российского производства соответствующей продукции. В этой связи требует решения проблема изменения правил Закона о контрактной системе о планировании, поскольку в настоящее время планирование государственных закупок осуществляется на очередной финансовый год и плановый период (в общей сложности на 3 года, иногда более) и согласовании таких правил с правилами и порядком бюджетного планирования. Заключение долгосрочных государственных контрактов возможно и в рамках действующих правил о контрактной системе, однако в Плане Правительства РФ речь идет по сути о принципиально новом долгосрочном договоре, правовая характеристика которого будет возможна после разработки и утверждения правил о нем. Вместе с тем, уже сейчас можно сказать, что данный контракт будет определенным аналогом инвестиционного контракта, правила о котором предусмотрены в ст. 16 Закона о промышленной политике. Согласно ч. 1 ст. 16 Закона по специальному инвестиционному контракту одна сторона — инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона — Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения специального инвестиционного контракта. Инвестиционный контракт может быть не только двух-, но и трех- или четырехсторонним, сторонами которого наряду с Российской Федерацией может выступать субъект Российской Федерации и (или) муниципальное образование, а при заключении специального инвестиционного контракта без участия Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации стороной такого контракта может быть муниципальное образование.

Специальный инвестиционный контракт заключается на срок до десяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и по типовым формам, утвержденным Правительством Российской Федерации для отдельных отраслей промышленности.

Содержание инвестиционного контракта определено ч. 3 ст. 16 Закона.

Помимо срока действия контракта в нем содержатся условия, определяющие характеристики промышленной продукции, производство которой создается или модернизируется и (или) осваивается; перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции; объем инвестиций; перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, применяемый в течение срока действия специального инвестиционного контракта к инвестору и (или) иным указанным в специальном инвестиционном контракте лицам, и иные условия.

Планирование, заключение и исполнение государственных контрактов с условиями создания и развития российского производства соответствующей продукции, правила о котором будут разработаны, требует значительно большего срока, чем трехлетний период. В настоящее время информацию о закупках товаров (работ, услуг) заказчики включают в планы закупок, формируемые на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (ст. 17 Закона о контрактной системе).

Таким образом, разработка механизма заключения долгосрочных государственных контрактов с условиями создания и развития российского производства соответствующей продукции требует формирования правил о перспективном государственном заказе и возможности осуществлять долгосрочное планирование государственных закупок с тем, чтобы заблаговременно информировать бизнес-сообщество о прогнозируемой потребности в определенной продукции российского производства. Сходство специального инвестиционного контракта с государственным контрактом, содержащим условия создания и развития российского производства обнаруживается и в правилах

ч. 3 ст. 18 Закона о промышленной политике, согласно которой Правительство Российской Федерации вправе устанавливать требования по включению в контракты, заключаемые при осуществ-лении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд дополнительных условий по обеспечению развития производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономи¬

ческой зоне Российской Федерации или внедрению в производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации новых технологий.

Взаимосвязанными с нормами ст. 16 Закона о промышленной политике являются правила ст. 18 данного Закона, в которой провозглашен приоритет российской продукции перед продукцией иностранного производства посредством установления условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств в соответствии с Законом о контрактной системе.

:


L. V. Andreeva Professor, doctor of law, Professor of business and corporate law Moscow state University of law behalf Kutafin Moscow, Russia Л. В. Андреева Д-р юрид. наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина» г. Москва, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ