ПРИМЕНЕНИЕ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
THE APPLICATION OF ANTI-CRISIS MEASURES IN THE IMPLEMENTATION OF PUBLIC PROCUREME
Abstract:
The article describes the changes in the law on the contract system of anti-crisis measures. The proposals on improvement of legislation in the field of public procurement.
Keywords:
anti-crisis measures, government procurement, long-term contracts.
Аннотация:
В статье рассмотрены внесенные изменения в Закон
о контрактной системе антикризисного характера. Высказаны предложения по совершенствованию законодательства в сфере государственных закупок.
Ключевые слова:
антикризисные меры, государственные закупки, долгосрочные контракты.
В отличие от ранее действовавшего Закона № 94-ФЗ, направленного на экономное расходование бюджетных средств при осуществлении государственных и муниципальных закупок, одной из основных целей действующего Закона № 44-ФЗ является обеспечение результативности закупок. Не случайно, в качестве одного из принципов контрактной системы провозглашен принцип стимулирования инноваций и впервые предусмотрены правила о закупке инновационной и высокотехнологичной продукции. Вместе с тем, законодательство о государственных закупках испытывает влияние разразившегося кризиса в экономике и развивается в системной связи с принимаемыми законами и иными нормативными правовыми актами антикризисной направленности. Принимаемые меры носят как временный характер, действие которых распространено только на 2015 год, так и постоянный, принятие которых позволит решить задачу импортозамещения и «уйти» от сырьевой парадигмы развития экономики.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 498-ФЗ в Закон о контрактной системе внесены поправки. Так, статья 34 дополнена ч. 6.1, в соответствии с которой в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет
отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Статья 95 дополнена новой частью 1.1, в которой установлено, что в 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, заключенными до дня вступления в силу Федерального закона № 498-ФЗ, срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта. Статья 96 дополнена новыми частью 2.1, в которой установлено право Правительства РФ определять дополнительные случаи и условия, при которых требование обеспечения исполнения контракта будет правом, а не обязанностью заказчика, и частью 11, в соответствии с которой в 2015 году заказчику предоставляется право осуществить реструктуризацию задолженностей коммерческих банков, возникшую в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения контрактов, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ. Конечно, предусмотренные временные правила представляют собой изъятия из установленного в Законе о контрактной системе правового режима закупок и противоречат предусмотренным в данном Законе правилам и принципам контрактной системы, однако их установление в качестве временных мер может быть оправдано.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, одним из инструментов промышленной политики которого, направленного на обеспечение импортозамещения и поддержку экспорта, названы государственные закупки. В разработанном Правительством РФ Плане первоочередных мероприятий предусмотрено принятие постановлений Правительства РФ, необходимых для реализации временных мер, предусмотренных Законом № 498-ФЗ, обеспечивающих поддержание стабильного функционирования системы государственных закупок, а также снижения нагрузки на банковскую систему. Представляется, что с юридико-технической точки зрения и, учитывая большой объем Закона о контрактной системе, целесообразно было бы временные антикризисные меры предусмотреть в отдельном Федеральном законе.
Между тем, значительный интерес представляют предусмотренные в Плане Правительства РФ планируемые к принятию антикризисные меры постоянного характера. Так, учитывая большую мобильность малых и средних предприятий, для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства планируется увеличение в два раза предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для микропредприятий — с 60 до 120 млн. рублей; для малых предприятий — с 400 до 800 млн. рублей; для средних предприятий — с 1 до 2 млрд. рублей. Важной мерой поддержки малых инновационных предприятий будет предоставление им грантов на финансовое обеспечение инновационных проектов, имеющих перспективу коммерциализации, а также расширение масштабов реализации программ поддержки малых инновационных предприятий, реализуемых Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Важной мерой поддержки инновационных малых предприятий, на наш взгляд, было бы предоставление им особых условий участия в государственных закупках. Предоставленные преференции инновационным малым предприятиям следовало бы распространить и на средние инновационные предприятия, которые в настоящее время при участии в государственных закупках их не имеют.
Поставленная государством цель по обеспечению импортозамещения и развитию российской промышленности требует разработки и использования целого комплекса различных мероприятий, в том числе и в сфере государственных закупок. Такие меры предусмотрены как в Плане первоочередных мероприятий, утвержденном Правительством РФ, так и Федеральном законе от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» , вступающем в силу 30 июня 2015 г., и являются взаимосвязанными. Так, в Плане Правительства РФ предусмотрено формирование механизма предоставления из федерального бюджета предприятиям промышленности (в том числе организациям оборонно-промышленного комплекса — головным исполнителям государственного оборонного заказа и ключевым предприятиям кооперации), реализующим проекты импортозамещения, субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) финансирование текущей производственной деятельности. Кроме того, Правительство РФ подготовит предложения о внесении изменений в Закон о контрактной системе, предусматривающие механизм заключения долгосрочных государственных контрактов с условиями создания и развития российского производства соответствующей продукции. В этой связи требует решения проблема изменения правил Закона о контрактной системе о планировании, поскольку в настоящее время планирование государственных закупок осуществляется на очередной финансовый год и плановый период (в общей сложности на 3 года, иногда более) и согласовании таких правил с правилами и порядком бюджетного планирования. Заключение долгосрочных государственных контрактов возможно и в рамках действующих правил о контрактной системе, однако в Плане Правительства РФ речь идет по сути о принципиально новом долгосрочном договоре, правовая характеристика которого будет возможна после разработки и утверждения правил о нем. Вместе с тем, уже сейчас можно сказать, что данный контракт будет определенным аналогом инвестиционного контракта, правила о котором предусмотрены в ст. 16 Закона о промышленной политике. Согласно ч. 1 ст. 16 Закона по специальному инвестиционному контракту одна сторона — инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона — Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения специального инвестиционного контракта. Инвестиционный контракт может быть не только двух-, но и трех- или четырехсторонним, сторонами которого наряду с Российской Федерацией может выступать субъект Российской Федерации и (или) муниципальное образование, а при заключении специального инвестиционного контракта без участия Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации стороной такого контракта может быть муниципальное образование.
Специальный инвестиционный контракт заключается на срок до десяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и по типовым формам, утвержденным Правительством Российской Федерации для отдельных отраслей промышленности.
Содержание инвестиционного контракта определено ч. 3 ст. 16 Закона.
Помимо срока действия контракта в нем содержатся условия, определяющие характеристики промышленной продукции, производство которой создается или модернизируется и (или) осваивается; перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции; объем инвестиций; перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, применяемый в течение срока действия специального инвестиционного контракта к инвестору и (или) иным указанным в специальном инвестиционном контракте лицам, и иные условия.
Планирование, заключение и исполнение государственных контрактов с условиями создания и развития российского производства соответствующей продукции, правила о котором будут разработаны, требует значительно большего срока, чем трехлетний период. В настоящее время информацию о закупках товаров (работ, услуг) заказчики включают в планы закупок, формируемые на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (ст. 17 Закона о контрактной системе).
Таким образом, разработка механизма заключения долгосрочных государственных контрактов с условиями создания и развития российского производства соответствующей продукции требует формирования правил о перспективном государственном заказе и возможности осуществлять долгосрочное планирование государственных закупок с тем, чтобы заблаговременно информировать бизнес-сообщество о прогнозируемой потребности в определенной продукции российского производства. Сходство специального инвестиционного контракта с государственным контрактом, содержащим условия создания и развития российского производства обнаруживается и в правилах
ч. 3 ст. 18 Закона о промышленной политике, согласно которой Правительство Российской Федерации вправе устанавливать требования по включению в контракты, заключаемые при осуществ-лении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд дополнительных условий по обеспечению развития производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономи¬
ческой зоне Российской Федерации или внедрению в производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации новых технологий.
Взаимосвязанными с нормами ст. 16 Закона о промышленной политике являются правила ст. 18 данного Закона, в которой провозглашен приоритет российской продукции перед продукцией иностранного производства посредством установления условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств в соответствии с Законом о контрактной системе.
:
L. V. Andreeva Professor, doctor of law, Professor of business and corporate law Moscow state University of law behalf Kutafin Moscow, Russia Л. В. Андреева Д-р юрид. наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина» г. Москва, Россия
закон контрактный система, специальный инвестиционный контракт, правительство российский федерация, создание развитие российский, условие создание развитие, субъект российский федерация, развитие российский производство, производство промышленный продукция, континентальный шельф российский, заключение долгосрочный государственный, условие создание развитие российский, создание развитие российский производство, шельф российский федерация исключительный, континентальный шельф российский федерация, заключение долгосрочный государственный контракт, российский производство соответствующий продукция, развитие российский производство соответствующий, контракт условие создание развитие, государственный контракт условие создание, федерация континентальный шельф российский,