СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Психологические особенности деятельности человека


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Понимание деятельности как сложной системы, в которой формируются сознание и личность на всех этапах развития, является принципиально важным и основополагающим для отечественной психологии. Психика и личность человека, согласно такому пониманию познаются только в деятельности.

Человек является элементом целостной системы, включающей в себя природу (мир физических объектов) и человеческое общество. Вне этой системы его существование невозможно, поскольку именно там он находит все необходимые для своего бытия условия. Поэтому социальное бытие человека предполагает взаимодействие его с окружающим миром физических объектов (природных или созданных человеком предметов и явлений) и с людьми.

Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Деятельность - осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде. Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Деятельность является сущностной характеристикой человека, то есть без нее он не может стать и быть таковым. Она имеет чрезвычайно важное значение для него.

Во - первых, она является инструментом удовлетворения его жизненных потребностей.

Во - вторых, с помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ. Все, что окружает нас, либо создано деятельностью, либо несет на себе ее отпечаток.

В - третьих, в процессе деятельности происходит субъективное воссоздание окружающей действительности и построение ее субъективной модели

В - четвертых, деятельность выступает как инструмент психического развития человека: его мышления, памяти, внимания, воображения, способностей и т. д.

В - пятых, активная деятельность является одним из условий существования человека как полноценного субъекта и как личности. Выключение его из деятельности приводит к постепенному разрушению психических функций, способностей, умений и навыков.

В - шестых, творческая деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования. Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность.

Потребность - это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, выступающее источником его

активности. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Потребности определяют направленность психики данного человека, повышенную возбудимость ее к определенным сторонам действительности. Потребности характеризуются следующими признаками.

Во - первых, любая потребность имеет свой предмет, т.е. она всегда есть осознание нужды в чем - то.

Во - вторых, всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется.

В - третьих, потребность обладает способностью воспроизводиться.

По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные.

Потребности человека социально обусловлены. В зависимости от того, с каким кругом общественных требований связаны эти потребности, различаются разные их уровни.

Своеобразную трактовку потребностей выдвинул А. Маслоу. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляется и сопровождает личностное взросление семь классов потребностей.

Все уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого поведения одновременно взаимодействует со всеми уровнями.

Для нормального социального функционирования необходимо включение человека в деятельность, в которой он находил бы смысл своего существования. Отсюда вытекает потребность в труде, в труде творческом, в котором раскрывались бы основные способности человека. Отсутствие этой фундаментальной человеческой потребности - основной показатель социальной деформации личности.

Органические потребности человека возникают без специального их формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в процессе специального их формирования, воспитания.

Потребности выражаются в мотивах "побуждение", т. е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным деятельностям по ее удовлетворению. Этим разным деятельностям и соответствуют разные мотивы.

Все мотивы можно разбить на две большие группы: осознаваемые и неосознаваемые. Осознаваемые мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Они определяют жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительного периода его жизни. К осознанным мотивам относятся интересы, убеждения, мировоззрения личности.

Интерес (от лат. "interest" - имеет значение) - избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций.

Интересы личности обусловлены ее принадлежностью к определенной социальной группе. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда она и не осознается.

С интересами человека тесно связаны его желания.

Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения.

Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой желаемой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением.

Разновидностью стремления является страсть - стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека. Состояние страсти остро и бурно переживается. Но страсть в отличие от импульсивных действий регулируется волей. Она направлена на достижение предварительно осознанной цели. Страсть может быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Неосознанным побудителем деятельности является установка. Под установкой понимается неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающему его людям или объектам.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуации (интересы, склонности, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека).

Согласно структурно - морфологической парадигме, основным структурным компонентом деятельности является действие, а ее организация в целом представляет собой иерархию систем действий разного уровня сложности. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели. Различают действия: моторные (двигательные), функция которых заключается в непосредственной реализации программ поведения и деятельности; сенсорные и перцептивные (чувственные), обеспечивающие ориентировку субъекта в окружающей среде и контроль осуществляемой деятельности; центральные (мыслительные), выполняющие организующую и регулирующую функции.

Кроме того, в функциональной структуре деятельности выделяют: мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, и цели, как ее прогнозируемые результаты.

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует.

Структурными элементами деятельности являются умения, навыки, привычки.

Умения - это способы успешного выполнения действия, соответствующего целям и условиям деятельности. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение.

Навык - это полностью автоматизированные компоненты действий. В основе навыка лежит система упрочившихся связей. Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ, через объяснение, через сочетание показа и объяснения.

Различаются такие формы деятельности, как:

предметно - практическая деятельность по производству материального продукта;

теоретико - мыслительная деятельность, оперирующая идеальными (понятийными и семантическими) конструктами и моделирующая познаваемый мир;

эстетическая деятельность, заключающаяся в создании произведений искусства.

идеологическая или мировоззренческая деятельность, связанная с выделением духовных оснований и ценностных ориентиров человеческого бытия и т.д.

Другая классификация строится в соответствии со стадиями онтогенетического развития, на которых доминирует определенный вид деятельности. По этому критерию различают: игру, учение и трудовую деятельность. Каждый из данных видов деятельности становится ведущим на определенном этапе социализации личности: игра преобладает на этапе дошкольной социализации, учение и труд — соответственно на этапах школьной и трудовой социализации.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности - это общение, игра, учение и труд.

Литература

Атлас по психологии. / Под ред. М.В.Гамезо и И.АДомашенко М., 2004.

Немов Р.С. Психология. В 3 - х кн. - 4 - е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -Кн. 1

Тертель А. Л. Психология. Курс лекций : учеб. пособие. - М. : ТК Велби, Изд - во Проспект, 2006. - 248с

Д.М.ГуловД017

УДК 159


Гулов Д.М. студент 3 курса ЕГФ, КЧГУ им. У.Д Алиева Научный руководитель: доцент Каракотова С.М. г. Карачаевск, КЧР, РФ Е - mail : Dzamyhov 63 [ AT ] mail . ru





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ