СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Лингвистическая одаренность как фактор коммуникативной направленности личности


ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ КАК ФАКТОР КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким - либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Одаренность в основном определяется взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственно сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личностные системы ценностей у одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Большинство родителей и воспитателей интуитивно чувствуют, что необычный расцвет интеллекта требует к себе осторожного, внимательного отношения. Но зачастую они бывают в некоторой растерянности, не зная, как поддержать, сберечь ростки одаренности, понимая, что не только чрезмерная нагрузка, но и недогрузка может отрицательно сказаться на ходе развития.

Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе. Уже умеющим читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальную арифметику. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание.

Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя - для него желанная умственная игра, состязание, и он раньше других тянет руку, радостный, предвкушая одобрение.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми[1, с.15].Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Огромный вклад в изучение проблемы одаренности внесли психологи Л.С. Выготский, П.П. Блонский, В. Артемов, М.Е. Басов, В.П. Кащенко, Т.В. Мурашов, В.М. Торбек.С психологической точки зрения, одаренность рассматривается многоаспектно и понимается как:

своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других;

общие способности, или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;

совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности [2, с. 7].

Особое место среди видов одаренности занимает лингвистическая одаренность, которая представляет собой сложную динамическую структуру, соотношение компонентов которой изменяется с возрастом и уровнем владения иностранным языком.

Лингвистические способности включают как общие особенности умственной деятельности, — гибкость и подвижность мыслительных процессов, — так и специальные особенности речевой иноязычной деятельности, присущая человеку, изучающих иностранный язык. Их можно рассматривать и как основные механизмы речевой деятельности, одинаково проявляются при освоении любого языка [9,с.21].

По мнению ученых, показателями лингвистических способностей является фонематический слух, одновременное восприятие вербальных единиц, ярко выраженная вербальная память, которая проявляется в быстром и легком создании вербальных ассоциаций, скорость и легкость образования функционально - лингвистических обобщений, что находит отражение в относительно быстром формировании чувства правильности речи, наличие обобщенных умений структурировать вербальный материал; гибкость трансформационных процессов в речевой деятельности и т.д. [10,с.]. Лингвистические способности характеризуются: способностью к ускоренным процессам мышления на иностранном языке, креативностью в выборе способов коммуникации на иностранном языке, устойчивой мотивацией к изучению иностранного языка, возможностью использования полученных знаний в новых контекстах и т.д..

Лингвистическая одаренность включает в себя не только не только «способность к языкам». Дети с лингвистической одаренностью обладают способностью выразительно, интересно, захватывающе, полно и понятно доносить до окружающих информацию при помощи языковых средств. В будущем они могут стать поэтами, писателями, журналистами, копирайтерами. А при наличии способности убеждать - лекторами, публичными людьми.

К нетестологическим подходам выявления способностей к языкам можно отнести: наблюдение за овладением языком в естественной мультиязыковой среде, выявление речевых способностей к родному языку, использование метода ассоциативного эксперимента, определение объема кратковременной вербальной памяти

Важность представляет не только и не столько форма (подход) к выявлению способностей к языкам, сколько объекты изучения. О важности когнитивных и коммуникативных способностей в составе способностей к языкам говорит М. К. Кабардов. Определение коммуникативных и когнитивных способностей позволяет выявить тип овладения языком (коммуникативно - речевой, когнитивно - лингвистический, смешанный), что важно учитывать в развитии лингвистической одаренности и вообще при обучении иностранному языку. Коммуникативный тип чаще соотносится с доминированием правого полушария головного мозга, преобладанием первой сигнальной системы, характеризуется лабильностью и слабостью (реактивностью) нервной системы. Для когнитивного типа характерны: доминирование левого полушария головного мозга, преобладание второй сигнальной системы, сочетание инертности и силы нервной системы. Смешанный тип - примерное равновесие как психологических, так и психофизиологических параметров [10]. Исследователем было выявлено, что коммуникативно - речевой тип овладения иностранным языком больше присущ детям. Постепенно с возрастом число носителей коммуникативно - речевого овладения

уменьшается, а число носителей когнитивно - лингвистического и смешанного типов увеличивается. Учет данных типов очень важен при развитии одаренности в условиях дополнительного образования ребенка, поскольку названные типы проявляются в сфере межличностных отношений, при активном взаимодействии в совместной деятельности (коммуникативно - речевой аспект), в сфере усвоения информации, знаний, формирования навыков и умений, произвольной саморегуляции (когнитивно - лингвистический аспект) [10].

Список использованной литературы

1 .Шкетик, Е.В. Психология одаренности: учебно - методический комплекс / Е.В.Шкетик. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. - 110 с.

Бумаженко, Н.И. Социально - педагогические основы работы с одаренными детьми: курс лекций / Н.И. Бумаженко. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. - 125 с.

Сворд, Л. Воспитание чрезвычайно эмоциональных одаренных детей / Л.Сворд // Одаренный ребенок. - 2007. - №2. - с.91 - 92.

Бекетова, З.Н. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы / З.Н.Бекетова // Завуч. - 2004. - №7. с. 83 - 87.

Дмитриенко В. А., Кулемзина А. В. Феномен детской одаренности в его теоретико - педагогическом осмыслении // Вестн. Томскогогос.пед. ун - та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 2 (46). С. 56-64.

Щебланова Е. Неравномерность развития одаренных детей // Школьный психолог. 2008. № 18. URL.: http: // www.psy.1september.ru

Рубцов В. В., Юркевич В. С. Теория и практика работы с одаренными детьми // Вестник практической психологии образования. 2011.№ 1 (26). С. 9-15.

Лемешевская М. А. Проблема выявления одаренных детей в школе // Одаренный ребенок. 2011. № 1. С. 58-67.

Румянцева М. В. Обучение лингвистически одаренных школьников иностранному языку в условиях дополнительного образования: дис. канд. пед. наук. СПб., 2006. 188 с.

Игна О. Н. «Слагаемые» лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам // Вестн. Томскогогос. пед. ун - та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 10 (125). С. 109-113.

Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей с нормальным и нарушенным развитием речи (сравнительный аспект): монография. М.: Академия естествознания, 2010.

Хохлова Л. А. Психолого - диагностический подход к исследованию языковых способностей // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 1 (09). URL: http: // www.sisp.nkras.ru

Ильин Е.П. Психология: Учебник для средних учебных заведений. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.

Мясоед П.А. Общая психология: Учеб.пособие : Изд - е 2 - е, перераб. и дополн. - К.: Вищашк., 2001. - 487 с.

О.С.Гнётова, 2017

УДК 159


О.С.Гнётова магистрант факультета психологии БГПУ им.Акмуллы г.Уфа, Российская Федерация





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ