СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Эллинистическое влияние на зрелища и праздники римлян


ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗРЕЛИЩА И ПРАЗДНИКИ РИМЛЯН

ВО II ВЕКЕ ДО Н.Э.

С Ш века до н. э. начинается интенсивное влияние греческой культуры на римское общество. Это влияние осуществлялось и на римские праздники и торжества. Следовательно, цель нашей работы - проследить влияние греческих праздников и традиций на римское общество: привнесла ли греческая культура во II веке новые зрелища и праздники Риму? Было ли греческое влияние незначительным или уже закрепилось в повседневной жизни римлян?

Для изучения повседневности жизни римлян мы используем комедии драматургов Теренция и Плавта, живших во II веке до н.э. Ведь комедии отражали повседневные реалии и высмеивали наиболее злободневные моменты. Римские жители могли узнать в этих комедиях что - то своё, родное, близкое по образу жизни, поведению и мышлению, хотя сюжет некоторых римских комедий взят у новоаттических авторов.

В зарубежной историографии накоплен определенный опыт исследований по данной проблематике. Одним из важных изданий по данной проблеме является книга П. Гиро «Частная и общественная жизнь римлян». Стоит также отметить труд Л. Винничук «Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима».

При работе с текстами источников применимы общие научные методы исследования, такие как анализ, синтез, мыслительное моделирование, а также исторический метод комплексного анализа источников, системный подход.

В Римской республике год насчитывал 235 «благоприятных дней», соответствующих наших будням, и 109 «неблагоприятных» - выходные и праздники. В этот период римской истории под «праздничным днем» понимается не только выходной, но в большей степени «священный» день. Праздники подразделялись на общегосударственные и праздники низшего ранга, официальные и семейные, сельские и городские, те, которые справлялись постоянно или от случая к случаю, праздники отдельных божеств и профессий [1, с. 413]. Программы празднеств в течение II века менялись. К постоянным элементам, таким, как жертвоприношения, молитвы, торжественные шествия, добавились мероприятия чисто зрелищные, развлекательные. К таким зрелищам, появившемся во II веке до н.э., можно отнести театр. Исследователь К.П. Полонская считает, что «расцвет римского театра связан с тем, что в результате успешных войн и усиления торговых связей между Римом и другими странами Средиземноморья в Рим стекаются огромные богатства, а накопление материальных ресурсов в государственной казне и у частных лиц способствуют развитию массовых зрелищ» [2, с. 32]. Если в Греции зрелища были одной из форм культовых торжеств, формой почитания богов, то в Риме зрелища рассматривались исключительно как массовые развлечения. В один и тот же день устраивали зрелища разных видов. Публика самостоятельно выбирала, куда пойти в этот праздничный день. Так, комедия Теренция «Свекровь», поставленная впервые во время Мегалезийских игр 165 г. до н. э., не имела успеха, потому что одновременно со спектаклем в другом месте выступали борцы и канатоходцы.

Об этом рассказывает пролог к «Свекрови», добавленный после неудачной премьеры:

Смотреть ее не стали, не могли ценить;

Народ, канатным плясуном увлекшийся,

Был занят только им (Ter., Hec., 4 - 7).

В эпоху Республики сценические игры происходили на нескольких праздниках. С 220 г. до н.э. стали проходить Плебейские игры, которые отмечались в ноябре. Именно на этом празднике в 200 году до н.э. была представлена комедия Плавта «Стих». В целом в комедиях Плавта часто упоминаются имена римских богов, римские праздники, идет речь о римских магистратах с присущими им функциями, о судебных обычаях Рима и о знакомых юридических терминах. В его пьесах находят свое отражение мелочи повседневного римского быта. В комедии «Хвастливый воин» можно увидеть характеристику капризной, вводящей мужа в большие расходы жены. Здесь же упоминается о подарках в римский женский праздник 1 марта, в праздник Минервы 19 марта и 13 июня. Стоить заметить, что греческие сатирики и философы увидели много общего у этого описания с реальным образом богатых афинянок IV до н.э.

Следовательно, этот эпизод не сочинен самим Плавтом, а представляет собой романизацию греческого оригинала:

«Муж! Для матери подарок подавай мне в Новый год,

Да давай на угощенье, да давай в Минервин день

Для гадалки - обиралки, жрицы и пророчицы».

(Plant., Miles glor., 692 - 694)

Таким образом, интенсивное греческое влияние во II веке до н.э. не изменило кардинально многовековые устои общественных праздников римлян, но привнесла главное новшество - театральные постановки. Именно первые комедии Плавта и Теренция, переработанные греческие оригиналы, были представлены на общественных праздниках и заложили основы для театральной римской школы.

Список использованной литературы:

Винничук Л. Люди, нравы обычаи Древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа, 1988. - 496 с.

Полонский К.П. Античная комедия. - М.: Издательство Московского университета, 1961. - 68 с.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. - СПб: Алетейя, 1995. - 598 с.

Ю.Н. Шматко, 2017

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

УДК 61


Ю.Н Шматко Студентка Историко - филологический факультет НИУ «Белгородский государственный университет» г. Белгород, Российская Федерация





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ