СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Конкурентоспособность региона: подходы к определению


КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

В последние десять лет в политических и экономических кругах часто применяется понятие «конкурентоспособность региона» [1, 2]. Фундаментом «конкурентоспособности» являются те проблемы, к которым долгие годы обращались политики, теоретики и

экономисты. Основным вопросом является следующее: что имеет главное значение для повышения экономического блага и распределения богатства? В менталитете РФ цель повышения конкурентоспособности регионов заключается в снижении дифференциации между субъектами страны, сохранении территориальной целостности, повышении занятости и уровня жизни населения и, как следствие, роста конкурентных позиций России на интернациональном уровне. Необходимо отметить, что развитие регионов и страны в целом обязано носить устойчивый характер, с целью сохранения достигнутых показателей и для будущих поколений [4, 6].

К сожалению, конкурентоспособности в региональном аспекте в работах иностранных и российских авторов уделяется по - нашему мнению недостаточное внимание. Как микроэкономическую категорию региональную конкурентоспособность будем считать тождественной общей составляющей частью из конкурентоспособности фирм, которые действуют в конкретном субъекте страны и, которые (фирмы) в состоянии последовательно и с пользой создавать товары или услуги, удовлетворяющие требованиям открытого рынка со стороны цены, качества и т.д. Не говоря о том, что конкурентоспособностью субъекта, считается общая производительность фирм на его территории, следует отметить, что интересы фирм и региональных властей не всегда совпадают, это происходит потому, что фирмы будут бороться за увеличение объемов производительности и собственной прибыли, в то время как региональная конкурентоспособность должна охватывать повышение уровня жизни населения и, что более важно в этой ситуации, создание большего количества рабочих мест [3, 7]. На территории субъекта действуют как конкурентоспособные, так и не конкурентоспособные фирмы, а это может призвать региональные власти к осуществлению политики поддержки отстающих (или лидирующих) фирм, которая, соответственно, оказывает влияние на бизнес среду. Поэтому региональным властям нужно проводить анализ институциональной среды и структуры местного рынка для того, чтобы своей деятельностью не оказать отрицательно влияния на производительность фирм или минимизировать таковое воздействие [5, 8]. В этом случае можно дать следующее определение конкурентоспособности региона: «способность региональной экономики оптимизировать собственные активы (земля, капитал и пр.), чтобы конкурировать и процветать на национальном и мировом рынках и приспосабливаться к возможным изменениям на этих рынках».

Под макроэкономической конкурентоспособностью в первую очередь понимается конкурентоспособность на национальном уровне. Применима ли она для объектов на субнациональном уровне? Однозначно ответить не получится. Некоторые законы, которые регулируют интернациональные торговые сотрудничества, не работают на субнациональном уровне. Так же существует перечень аспектов, оказывающих на конкурентоспособность субъекта существенное влияние. Одновременно на национальном уровне они или не работают, или практически не оказывают никакого влияния. Таким аспектом можно назвать миграцию. Если внутри страны люди имеют возможность беспрепятственно перемещаться из одного субъекта в другой, то на национальном уровне обусловлено большими издержками. Важно сказать, что миграция населения Российской Федерации из менее развитых субъектов в более развитые - это один из негативных причин, снижающих рост экономики субъекта. Наглядным примером выступает Москва и Московская область, куда съезжается огромное количество мигрантов из субъектов России.

К сведению, мало кто из иммигрировавших в эти субъекты возвращается на свою «родину». Естественно большой приток в субъекты также вытзышает характерные проблемы. Межрегиональная «миграция» мобильных факторов, капитала и рабочей силы, является настоящей угрозой для развития регионов. А при отсутствии таких макроэкономических механизмов регулирования, действующих на межнациональном уровне, концепция макроэкономической конкурентоспособности не может в полном объеме применяться на региональном уровне.

Исходя из вышесказанного, региональная конкурентоспособность представляет собой термин, располагающийся между пониманием конкурентоспособности микроэкономической и макроэкономической. А чтобы определить и понять региональную конкурентоспособность и её движущие условия, далее сделаем небольшой обзор теоретической литературы, которая будет представлена как с микроэкономической, так и с макроэкономической перспективы.

Для повышения конкурентоспособности региона необходимо разработать стратегию. Она строится на основе «агрессивного» либо устойчивого плана.

План агрессивного развития, основанный на крупных проектах, является осуществлением сравнительно малого числа крупных инвестиционных проектов, которые реализуются лимитированным числом инвесторов в режиме «ручного управления» со стороны руководства субъекта. Этот план позволяет рассчитывать на мультипликативные результаты в смежных отраслях, но не в полностью задействует конкурентные преимущества в агропромышленном комплексе, туризме и т.д. Данный план характеризуется высокими рисками потери темпов развития.

План устойчивого кластерного развития фактически выступает осуществлением инвестиционной политики и совмещает «стратегию агрессивного развития», основывающуюся на развитии крупных инвестиционных проектов методом «ручного управления» со стороны руководства субъекта, с уменьшением рисков для инвесторов, улучшением системы управления инвестиционными процессами в области и осуществлением высокоэффективной кластерной политики для обеспечения системной поддержки «рассеянных» инвестиций. Этот план позволяет рассчитывать на мультипликативные итоги от реализации крупных проектов в отраслях,

характеризующиеся не низкой долей инвестиций (нефтегазовый и транспортный комплексы:, энергетика), и осуществить диверсификацию структуры инвестиций за счет серьезного развития доли туризма и операций с недвижимостью, сельского и рыбного хозяйства, которые обрабатывают производства (также это и переработку сельхозпродукции и рыбы), социальной сферы. Наш план обеспечивает эффективное использование всего пакета имеющихся естественных и технологических резервов региона, которые составляют ее конкурентные преимущества, компенсацию слабых сторон и снижение угроз.

Выбранная стратегия определяет цели и задачи инвестиционной политики региона, а также целостную систему мероприятий по ее реализации, структурированную по целям и задачам и сбалансированную по срокам и ресурсам.

Таким образом, реализация стратегии позволит поднять уровень благосостояния населения, выровнять уровень инвестирования в приоритетные направления экономики, а также повысить степень интенсивности использования инновационных технологий в приоритетных отраслях экономики.

УДК 331.548

Список использованных источников

Ермоленко А.А., Адаменко А.А., Клочко Е.Н. Малый и средний бизнес в развитии региональной экономики. Монография. - Краснодар: издательство Южного института менеджмента, 2016. - 212 с.

Клочко Е.Н., Бугаенко В.Э. Государственно - частное партнерство как механизм создания зон интенсивного развития человеческого капитала в ЮФО // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 6 (71). - С. 271 - 276.

Коломыц О.Н. Формирование инвестиционной привлекательности территорий // Концепт. - 2016. - №S6. - С.43 - 47.

Коломыц О.Н., Попова Л.Н. Региональные особенности инновационного развития // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8 - 1. - С. 415 - 419.

Прохорова В.В., Клочко Е.Н. Конкурентоспособность региональных экономических систем // Представительная власть. - 2015. - № 5 - 6 (140 - 141) . - С. 43 - 46.

Прохорова В.В. Субрегиональные ресурсы и инструменты интенсивного развития территориальных экономических систем современной России. Монография. - Майкоп, 2015. - 219 с.

Ратиев В.В., Клочко Е.Н. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России на современном этапе // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №12. Ч. 4. - С. 237 - 241.

Черникова В.Е. Концессия как специфическая форма взаимодействия государства с частным предпринимательством // Экономика и управление в в XXI веке. - 2016. - № 28 - 1. - С. 44 - 48

Финогенов А.С., 2017 Клочко Е.Н., 2017


Финогенов А.С. магистрант 1 курса направления подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управления Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Российская Федерация Клочко Е.Н д - р экон. наук, профессор кафедры производственного менеджмента и экономики отраслей народного хозяйства Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Российская Федерация





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ