СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


РАЗВИТИЕ КОНТРОЛЯ ЗА РАЦИОНАЛЬНЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РАЗВИТИЕ КОНТРОЛЯ ЗА РАЦИОНАЛЬНЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Ю.А. Сиротенко студентка 4 курса Института экономики управления и бизнеса Кубанский государственный технологический университет Н.В. Седых д.п.н., доцент кафедры «Экономики и финансового менеджмента» Кубанский государственный технологический университет г. Краснодар, Российская Федерация

В современном обществе управление ресурсами является одной из главных задач. При этом под «управлением» стоит понимать осуществление контрольной деятельности. Так, поскольку основой функционирования любого субъекта хозяйствования экономики являются финансовые ресурсы, то контрольная деятельность в первую очередь представляет собой финансовый контроль.

Для государства финансовые ресурсы - это бюджетные ресурсы, используемые им для выполнения своих социально - экономических функций и задач. Поскольку их реализация в большей степени осуществляется через систему государственных и муниципальных учреждений (основных получателей бюджетных средств, предоставляемых из бюджетов различных уровней в рамках целевого финансирования), то финансовый контроль прежде всего представляет собой контроль за использованием бюджетных средств и имеет огромное значение для государственного управления финансами и обеспечения функционирования государства в целом.

Основы построения системы финансового контроля заложила Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1977 г.

Согласно данному документу контроль не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях - привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем [1, с. 1].

Основные понятия, принципы и положения финансового контроля, установленные Лимской декларацией, нашли отражение не только в зарубежной, но и в российской практике. Однако отсутствие закрепленного на законодательном уровне единства финансового контроля приводит к отсутствию среди взглядов отечественных ученых устойчивого подхода к трактовке данного понятия.

Так, например, В.Н. Зарубин, определяет финансовый контроль через «систему фиксации надзора контролирующих органов за состоянием финансовой и хозяйственной деятельности учреждений и организаций с конечной задачей оценки эффективности их деятельности, контроля соблюдения законности и обоснованности финансовых операций, выявления скрытых резервов оптимизации использования имеющихся ресурсов и максимизации дохода государственного бюджета» [5, с. 12].

В то же время Т.В. Конюхова понимает под финансовым контролем «проверку соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, рациональности и эффективности использования государственных и муниципальных финансовых и материальных ресурсов, а также правильности постановки бухгалтерского учета и отчетности» [3, с. 17]. Кроме того, Т.В. Конюхова обращает внимание на то, что такая проверка может осуществляться не только специально созданными органами, но и самими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, с учётом мнения большинства авторов финансовый контроль принято рассматривать в двух аспектах:

1) как строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов; 2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро - и микроуровнях для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Первый аспект подразумевает, что контролирующие органы могут быть созданы государством или существовать независимо от него. В свою очередь, во втором аспекте под «макроуровнем» понимают контрольную деятельность государства, а под «микроуровнем» - собственную контрольную деятельность экономических субъектов.

Вышеперечисленные подходы формируют структурные элементы, которые образуют систему финансового контроля в России, причем каждый из них может существовать в виде относительно самостоятельной системы и классифицироваться по различным основаниям.

Так, финансовый контроль принято подразделять на два основных структурных вида: государственный (общегосударственный, специальный и контроль исполнительной власти) и негосударственный (общественный, внутрихозяйственный и аудиторская деятельность).

Таким образом, система финансового контроля представляет собой совокупность государственных и негосударственных органов, осуществляющих внешний и внутренний финансовый контроль по единым принципам, методикам и стандартам на основе установленных законодательством координационных и субординационных связей и отношений [2, с. 11].

Однако в виду того, что, несмотря на большое количество контролирующих органов, российская система финансового контроля еще не до конца развита и в данный момент претерпевает существенные изменения в части совершенствования законодательной базы, в некоторых отраслях экономики все же возникает «нерегламентированное» использование бюджетных ресурсов. В первую очередь это касается государственного сектора, а именно основных получателей бюджетных средств - государственных и муниципальных учреждений. При этом под «нерегламентированным» целесообразно понимать нерациональное и неэффективное использование бюджетных ресурсов.

Складывающаяся ситуация вызывает необходимость создания эффективной системы финансового контроля, его новых типов, форм и методов.

Так, благодаря проведению ряда мероприятий (внесение изменений в Бюджетный кодекс, принятие новой редакции закона о Счетной палате, закона о парламентском контроле, закона о стратегическом планировании) государственный финансовый контроль в России вышел на качественно новый уровень, а именно на путь трансформации в институт государственного аудита, который сегодня успешно существует практически во всех странах мира.

Большинство исследователей причисляют «государственный аудит» к внешнему государственному финансовому контролю за деятельностью государственных и муниципальных учреждений по управлению общественными ресурсами. Именно поэтому такой вид аудита активно проводит Счетная палата РФ.

Внедрение государственного аудита в деятельность высшего органа внешнего финансового контроля, а также переход к новой модели бюджетного процесса - бюджетированию, ориентированному на результат с целью повышения эффективности государственных и муниципальных расходов, потребовало создания современных инструментов финансового контроля. Одним из таких инструментов стал «аудит эффективности», где «эффективность» определяется как соотношение между результатами использования бюджетных средств и затратами на их достижение.

К сожалению, сегодня нельзя дать точное определение данному термину, однако, если систематизировать исследования экспертов, то аудит эффективности «представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых государственными органами финансового контроля, целью которых является проверка органов государственной власти и управления, а также иных хозяйствующих субъектов по вопросу экономичности, продуктивности и результативности управленческой деятельности, связанной с управлением государственными средствами, а также оценка воздействия указанной деятельности на различные общественные отношения и формирование в результате осуществления указанных процедур соответствующих рекомендаций по повышению результативности функционирования системы государственного управления в целом и на ее участках» [4, с. 47].

Согласно определению, аудит эффективности использования бюджетных средств подразделяется на три основных элемента, которые будут рассмотрены подробно в следующем пункте (рисунок №»1):

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

f f ' Г \

экономичность продуктивность результативность

(рациональность)

Экономическая

результативность

Социально экономический эффект

Рис. 1. Элементы аудита эффективности

Стоит отметить, что аудит эффективности существенно отличается от традиционного финансового аудита. Финансовый аудит представляет собой тип финансового контроля соответствия использования бюджетных средств законодательно установленным нормам и положениям в целях определения правильности ведения и достоверности их учета и отчетности, законности и целевого характера. В то время как аудит эффективности является типом финансового контроля эффективности использования финансовых средств государства в целях определения их экономичности, продуктивности (или рациональности) и результативности и при этом имеет гораздо сложную процедуру проведения. Для аудита эффективности важно, прежде всего, идентифицировать проблемы эффективности бюджетных средств, чтобы затем на основе этой оценки сформулировать убедительные аргументы в пользу осуществления преобразования для ее повышения.

Таким образом, можно заключить, что система внешнего государственного финансового контроля находится на стадии обновления и внедрения новых типов контроля, как например, аудита эффективности. Однако для контроля рационального и эффективного использования бюджетных ресурсов не менее важно развитие системы внутреннего финансового контроля. В первую очередь это касается государственных и муниципальных бюджетных учреждений.

Список использованной литературы:

Лимская декларация руководящих принципов аудита (принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ), Перу, 1997. - 8 с.

Быстряков А.Я. Государственный финансовый контроль [текст]: учебно - методический комплекс / А.Я. Быстряков. - М.: РУДН, 2011. - 272 с.

Конюхова Т.В. К вопросу о концепции Федерального закона «О финансовом контроле» // Журнал российского права, 2006. - №6. - С. 16 - 27.

Филиппова В.В. Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля / : дис.на соиск. уч.ст. к.э.н. / В.В. Филиппова. - Москва, 2005. - 174 с.

Государственные и муниципальные финансы: учебник. - Изд. 2 - е доп. и перераб. / под общ. ред. Мацкуляка И.Д. - М.: Изд - во РАГС, 2007. - 640 с.

В.А. Ситникова, 2017

УДК 338


В.А. Ситникова магистрант, 1 курс, факультет бизнеса и экономики Астраханский государственный университет г. Астрахань, Российская Федерация





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ