СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Проблемы на рынке аудиторских услуг в россии


ПРОБЛЕМЫ НА РЫНКЕ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ В РОССИИ

Со времен появления аудиторской отрасли на территории России прошло около двух десятилетий. За этот относительно небольшой промежуток времени в ней появилось очень много немаловажных проблем, которые связаны с развитием и регулированием данной отрасли.

Примерами таких проблем могут являться:

Повышение государством критериев обязательного аудита, благодаря чему произошло снижение клиентской базы. До внесения поправки в ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» №307 - ФЗ от 30.12.2008 г. (далее - Закон №307 - ФЗ) обязательному аудиту подвергались фирмы, если: организация имеет организационно - правовую форму акционерного общества; ценные бумаги организации допущены к организованным торгам; организация является кредитной организацией; организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность; объем выручки от продажи продукции за предшествовавший отчетному год превышал 50 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышала 20 млн. руб. и иных случаях установленных федеральными законами [1]. С принятием же Федерального закона «О внесении изменений в ст.5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»» от 28.12.2010 г. №400 - ФЗ (далее - Закон №400 - ФЗ) пороговые значения для организаций были повышены: объем выручки от продажи продукции теперь должен составлять не менее 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса должна превышать 60 млн. руб. [2].

Единая аттестация аудитора (в январе 2013 г. всем аудиторам было необходимо пройти переаттестацию, чтобы у них сохранилось право проводить проверки в различных секторах экономики, но многие с данной аттестацией не справились. В результате существенно сократилось число сотрудников данной отрасли).

Демпинг (на рынке аудиторских услуг действуют большое количество компаний, которые предоставляют услуги аудиторов низкого качества по очень низким ценам) и т.д.

В данной статье нам бы хотелось более подробно рассмотреть еще одну не менее важную проблему на рынке аудиторских услуг: конкуренция российских аудиторских и зарубежных фирм на рынке России.

Деятельность аудита в России является относительно молодой, по отношению к западу, где данный вид деятельности имеет прочную позицию в сфере интеллектуальных услуг, благодаря своей столетней истории существования. В связи с этим молодые российские аудиторские фирмы начали свое развитие в огромной конкуренции со всемирно признанными аудиторскими фирмами. Поэтому нашим аудиторским компаниям, при продаже аудиторских услуг, приходится сталкиваться с барьерами недоверия и непонимания от клиентов.

По сегодняшний день зарубежные компании занимают огромную долю рынка России. Причем многие фирмы функционируют у нас с начала 1990 - х гг. Изначально было 8 крупнейших аудиторских зарубежных компаний и называли их «Большой восьмеркой». В результате объединения нескольких фирм в одну в 1989 г. (Deloitte, Haskins and Sells и Touche Ross (объединенная фирма стала называться Deloitte & Touche), и Ernst & Whinney и Arthur Young (Ernst & Young)) «Восьмерка» превратилась в «Шестерку». Практически через десятилетие, в 1998 г. количество сократилось до пяти, путем объединения Price Waterhouse и Coopers & Lybrand (в результате возникла PricewaterhouseCoopers). В 2002 г. число компаний сократилось до четырех, из - за ликвидации компании Arthur Andersen. В конечном итоге, на мировом рынке аудиторских и консалтинговых услуг сейчас функционирует «Большая Четверка» PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst&Young, KPMG [6].

Так как правительство РФ на территории России не может ограничить деятельность аудиторских зарубежных компаний в связи с тем, что это будет противоречить многим подписанным раннее договорам и международным соглашениям депутаты

Государственной Думы в 2014 г внесли поправки в Закон №307 - ФЗ, который ограничивает возможность оказания услуг фирмам, с долей государственного участия не менее 25 % из - за рисков государственной безопасности.

В декабре 2011 г. состоялось официальное опубликование и вступление в силу на территории РФ международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО) и Разъяснений к ним [4]. С этого момента тексты МСФО стали доступны на сайте Минфина и в информационно - справочных системах.

Официальное вступление в силу МСФО в России автоматически запустило в действие Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» № 208 - ФЗ от 27.07.2010 г, ред. от 03.07.2016 г. № 262 - ФЗ (далее - Закон №208 - ФЗ) [5], согласно которому организации обязаны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО, начиная с отчетности за 2012 г. Учитывая требования Стандартов по представлению сравнительной информации минимум за один год, необходимость подготовки отчетности по МСФО фактически возникло ретроспективно с 2011 г. На тот момент времени данный закон был обязателен для кредитных и страховых организаций, а также организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах; в последующем планировалось расширение его сферы применения. Для организаций, составляющих консолидированную отчетность по ОПБУ США, была предусмотрена отсрочка до 2015 г.

Однако, с 28.12.2015 г. в соответствии с Приказом МинФина России «О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории РФ и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов РФ» №217н (с изм. от 11.07.2016 г.) (далее - Приказ №217н) список юридических лиц, которые обязаны предоставлять годовую финансовую отчетность соответственно с МСФО по Закону №208 - ФЗ, был расширен новыми категориями.

Полный перечень этих юридических лиц, теперь выглядит так:

кредитные компании;

страховые организации;

юридические лица, акции, облигации и другие ценные бумаги которых обращаются на организованных торгах посредством их внесения в котировальный список;

юридические лица, учредительной документацией которых установлено обязательное представление и публикация консолидированной финансовой отчетности;

организации, выпускающие только облигации и допущенные к участию в организованных торгах посредством их внесения в котировальный список;

управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

организации, осуществляющие клиринговую и страховую деятельность;

негосударственные пенсионные фонды;

федеральные государственные унитарные предприятия (далее - ФГУПы), список которых утверждается высшим коллегиальным исполнительным органом власти РФ;

открытые акционерные общества, ценные бумаги которых находятся в федеральной собственности и список которых утверждается российским Правительством [3].

При этом из списка страховых организаций исключили страховые медицинские компании, которые работают только с обязательным медицинским страхованием.

Конечно же, нельзя не отметить, что основную работу по переходу на МСФО выполняла «Большая Четверка». Российские крупные банки и компании заказывали проведение аудита отчетности у «Большой Четверки» в основном из - за узнаваемости бренда и репутации, либо если целью являлся выход на международные фондовые рынки, остальные же просто верили, что компания с мировым именем не допустит «заказного» аудита. Но, как показывает практика, на примере со скандальным крахом одной из крупнейших компаний Arthur Andersen, не всегда компания с мировым именем предоставит вам качественный не «заказной» аудит.

Конечно же, в наше время слово Бренд означает качество, и многие предпочтут качественный брендовый аудит. Кроме того, как уже упоминалось выше, «Большая Четверка» имеет огромный опыт работы на рынке в данной сфере услуг

Однако, в результате опроса экспертов журналом «Финанс» выявлено, что наши российские крупнейшие аудиторские компании практически не уступают «Большой Четверке» по качеству услуг. У них так же есть накопленный опыт работы с МСФО, международными стандартами аудита (далее - МСА) и общепринятыми принципами бухгалтерского учета (далее - Generally Accepted Accounting Principles или US GAAP) и они, так же как и зарубежные фирмы, имеют специализированные департаменты. Хотелось бы отметить, что отчетность, подготовленная российскими аудиторами, оценивается «Большой Четверкой». И при этом стоимость услуг обычно на 25 - 50 % ниже, в отличие от зарубежных фирм, так как у отечественных компаний отсутствует надбавка за бренд и консультационную поддержку.

Основная проблема наших отечественных аудиторских фирм заключается в том, что за рубежом не было доверия, по отношению к нам, так как в России не были введены МСФО. Так для улучшения имиджа российские аудиторские фирмы стараются войти в признанные международные сети: RSM International, BDO International, Pannell Kerr Forster, Baker Tilly International и другие [6].

Чтобы стать конкурентоспособной фирмой в сфере аудита и консалтинга российским аудиторским компаниям, необходимо предлагать и предоставлять клиентам полный перечень услуг (те. осуществлять консультирование по налогообложению, праву, финансам, оказание различной поддержки в области аудита и не только). Как только компания становится членам международной сети, она получает доступ к передовым технологиям, а также информационным и кадровым ресурсам этих сетей, что может расширить спектр оказываемых услуг.

В заключение хотелось бы отметить, что российский рынок аудита развился намного быстрее, нежели западный. То есть для создания аудиторских фирм конкурентных зарубежным России понадобилось чуть больше двадцати лет. В целом, прошедшие двадцать лет становления аудита в России стали толчком для изучения проблемы управления, контроля и конкуренции. Многие руководители разных уровней осознали, что необходимо изучать «передовые технологии» западных рынков и адаптировать их под отечественный рынок.

Список использованной литературы:

Российская Федерация. Законы. Закон «Об аудиторской деятельности» [Электронный ресурс]: [федеральный закон от 30.12.2008 г: принят Государственной Думой 24.12.2008 г: одобрен Советом Федерации 29.12.2008 г. : действующая редакция от 03.07.2016 г]. - Российская Газета RG.RU - Режим доступа: https: // rg.ru / 2008 / 12 / 31 / audit - dok.html

Российская Федерация. Законы. Закон «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»» [Электронный ресурс]: [федеральный закон от 28.12.2010 г.: принят Государственной Думой 21.12.2010 г.: одобрен Советом Федерации 24.12.2010 г.: действующая редакция от 2016 г.]. - Справочно правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http: // www.consultant.ru / document / cons _ doc _ LAW _ 108555 /

Российская Федерация. Приказы. Приказ Минфина России «О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории РФ и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов РФ» [Электронный ресурс] : [Приказ Минфина РФ от 28.12.2015 г. №217н: зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 г. : действующая редакция от 11.07.2016 г.]. - Справочно - правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа : http: // www.consultant.ru / cons / cgi / online.cgi?req=doc&base=LAW&n=193532&fld=134& dst=1000000001,0& rnd=0.8917449046569785#0

Российская Федерация. Приказы. Приказ Минфина РФ «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс] : [Приказ Минфина России от 25.11.2011 г. № 160н. ред. От 02.04.2013 г., с изм. от

г. : зарегистрирован в Минюсте России 05.12.2011 г. : действующая редакция от

г.]. - Справочная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http: // www.consultant.ru / document / cons _ doc _ LAW _ 122870 /

Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» [Электронный ресурс] : [Федеральный закон от 27.07.2010 г.: принят Государственной Думой 07.07.2010 г. Одобрен Советом Федерации 14.07.2010 г. № 208 - ФЗ от 27.07.2010 г., ред. от 03.07.2016 г. № 262 - ФЗ: действующая редакция от 2016 г.

: - Справочно - правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http: // www.consultant.ru / document / cons _ doc _ LAW _ 103021 /

Басалай, С. И., Актуальные проблемы аудита в России [Текст] / С.И. Басалай, Л.И. Хоружий. - М.: БУКВИЦА, 2000. - 162 с.

С.В. Пелькова, Д. А. Кадникова, 2017

К. А. Пупанова, студентка 3 курса факультета менеджмента Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ

г. Краснодар, Российская Федерация Научный руководитель: Н.Г. Урасова к.э.н., доцент кафедры бизнес-процессов и экономической безопасности Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ

г. Краснодар, Российская Федерация


С. В. Пелькова К.э.н., доцент кафедры индустрии туризма Тюменский государственный институт культуры Г. Тюмень, Российская Федерация Д. А. Кадникова студентка 3 курса факультета социально - культурных технологий Тюменский государственный институт культуры Г. Тюмень, Российская Федерация





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ