СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Особенности развития государственно - частного партнерства в россии


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ

В последние годы в России существенно повысилась роль механизмов государственно - частного партнерства в реализации проектов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов [1, 2, 5]. Однако такие проекты, отличающиеся большой капиталоемкостью и длительным сроком окупаемости, реализованы главным образом в Москве и Санкт - Петербурге, что обусловлено следующим. В большинстве регионов России пока не только отсутствуют законы о ГЧП, но и в целом низок уровень информированности бизнес - сообщества и органов власти о возможностях государственно

частного партнерства. Между тем, России с ее огромными пространствами жизненно необходима развитая транспортная, производственная, социальная инфраструктура. Именно ГЧП может стать основой для решения инфраструктурных проблем и сокращения разрыва в социально - экономическом развитии регионов.

Сегодня взаимодействие органов власти и бизнеса объективно является движущей силой современного государства [6, 7].

В России этот процесс сопряжен со спецификой внутриэкономических и политических процессов:

санкционное давление со стороны стран Запада;

острая необходимость перехода отечественной экономики к инновационно - оиентированному типу;

необходимость более эффективного сбалансированного применения бюджетных средств и привлечения дополнительных внебюджетных источников, позволяющих государству успешнее выполнять возложенные на него обществом функции.

Государственно - частное партнерство в широком смысле выступает как феномен смешанной экономики, в узком смысле - как инструмент экономической политики в условиях новой индустриализации общественного производства, поскольку является средством (способом), используемым для обеспечения устойчивого роста экономики всех уровней [8, 9]. Оно создает конкретные модели отношений собственности, выстраивает методы управления и способы финансирования [3, 4]. В этой связи проекты ГЧП предполагают не только объединение ресурсов государства и бизнеса, но и определение набора прав сторон в соответствие с критерием эффективности использования этих ресурсов.

Вопрос о том, в какой законодательной форме должно быть оформлено государственно

частное партнерство пока остается открытым. В некоторых развитых странах, таких как Англия, Япония, Австрия, Франция, Испания - признанных лидерах по степени развития кластеров и ГЧП - не существует единого закона о ГЧП, а основные принципы его заложены в различные нормативные правовые акты, в том числе гражданского законодательства. В других государствах, например Греции, Египте, Анголе, Германии и Бразилии, приняты отдельные законы о ГЧП.

Отчасти причина такого разделения в том, что в первой группе стран ГЧП развивалось естественным образом («снизу вверх»), соответствующие правки постепенно вносились в уже действующие законы. Страны, в которых приняты отдельные законы о ГЧП, входят в группу стран с догоняющей экономикой (исключение из перечисленных - Германия), поэтому развитие государственно - частного партнерства происходило в них «сверху вниз». Другими словами, в этой группе стран ГЧП требует от государства активного участия и продвижения. Россия, как и страны СНГ, относится к группировке стран с догоняющей экономикой.

Вместе с тем необходимо отметить, что становление рынка и институциональной базы ГЧП - проектов до сих пор не закончено.

Этому препятствовали:

затянувшаяся на 4 года процедура принятия Закона о ГЧП;

отсутствие понимания некоторых аспектов реализации проектов органами власти (так называемая проблема отсутствия квалифицированного заказчика);

недоверие бизнеса к власти, что подтверждается данными социологических опросов;

отсутствие узкоспециализированных консультантов в регионах;

сложность получения финансирования на мелкие и средние по стоимости проекты, поскольку финансовым институтам интересны только крупные инфраструктурные проекты с высокой рентабельностью и стабильными гарантиями.

Позволить себе участие в ГЧП могут крупные инвестиционные фонды, связанные с государством, финансировать реализацию проекта под силу лишь государственным или квазигосударственным банкам. Таким образом, если не будет налажена система финансирования крупных соглашений, то даже при совершенствовании законодательства государственно - частные партнерства в России будут в основном существовать в виде реализации отдельных уникальных проектов. Причем эти проекты по своей сути не будут являться ГЧП, и смысла в них будет мало. Большую часть крупных ГЧП - проектов можно признать в целом успешными: даже если возникают какие - то проблемы, то их всегда можно урегулировать, так как проектов немного и к ним обычно проявляется повышенное внимание властей. Однако иногда ожидания частных партнеров от реализации совместных с государством проектов не оправдываются.

Для масштабного запуска эффективных механизмов государственно - частного партнерства, как формы развития экономики кластерного типа, необходимо:

изучить мнение хозяйствующих субъектов о готовности их к участию в кластеризации экономики той территории, на которой они осуществляют деятельность;

принять на федеральном уровне базовых нормативно - правовых документов, составляющих основу регулирования государственно - частного партнерства;

завершить работу по формированию региональных нормативных правовых баз функционирования ГЧП.

Список использованных источников

Ермоленко А.А., Адаменко А.А., Клочко Е.Н. Малый и средний бизнес в развитии региональной экономики. Монография. - Краснодар: издательство Южного института менеджмента, 2016. - 212 с.

Клочко Е.Н., Бугаенко В.Э. Государственно - частное партнерство как механизм создания зон интенсивного развития человеческого капитала в ЮФО // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 6 (71). - С. 271 - 276.

Коломыц О.Н. Формирование инвестиционной привлекательности территорий // Концепт. - 2016. - №S6. - С.43 - 47.

Коломыц О.Н., Попова Л.Н. Региональные особенности инновационного развития // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8 - 1. - С. 415 - 419.

Прохорова В.В., Клочко Е.Н. Конкурентоспособность региональных экономических систем // Представительная власть. - 2015. - № 5 - 6 (140 - 141) . - С. 43 - 46.

Прохорова В.В. Субрегиональные ресурсы и инструменты интенсивного развития территориальных экономических систем современной России. Монография. - Майкоп, 2015. - 219 с.

Ратиев В.В., Клочко Е.Н. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России на современном этапе // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №12. Ч. 4. - С. 237 - 241.

Черникова В.Е. Развитие территориальных кластеров как одно из условий интенсификации механизмов государственно - частного партнерства // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 4 - 2. - С. 209 - 212.

Черникова В.Е. Концессия как специфическая форма взаимодействия государства с частным предпринимательством // Экономика и управление в в XXI веке. - 2016. - № 28 - 1. - С. 44 - 48

Мамичев П.П., 2017 Клочко Е.Н., 2017

УДК 330


Мамичев П.П. магистрант 1 курса направления подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управления Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Российская Федерация Клочко Е.Н д - р экон. наук, профессор кафедры производственного менеджмента и экономики отраслей народного хозяйства Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Российская Федерация





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ