СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Анализ подходов к выявлению ценового сговора


АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ВЫЯВЛЕНИЮ ЦЕНОВОГО СГОВОРА

В настоящее время существует достаточно большое количество научных публикаций, посвященных оппортунистическому поведению, но, несмотря на это формы его проявления в отдельных секторах экономики исследованы слабо. Кроме того, практически отсутствуют научные работы по качественной и количественной оценке издержек оппортунистического поведения. Примером оппортунистического поведение является ценовой сговор. Ценовый сговор — искусственное самовольное устранение конкуренции. Компании, находящиеся в таких сговорах, получают сверхприбыль, при этом потребитель вынужден нести необоснованно высокие расходы. Ценовые сговоры пронизывают всю российскую экономику и наносят ей колоссальный ущерб, тем, что помогают «нарисовать» ВВП, но, при этом, делают страну неконкурентоспособной. Ценовой сговор - это не только соблюдение определенного уровня цен (картель единой цены) и согласованное их повышение, это и установление минимальной цены (картель минимальных цен), и процент скидок (картель согласованных размеров скидок), и типовая формула расчета (калькуляционный картель).» [3]

Основная сложность состоит в том, что незаконный сговор о ценах труднодоказуем: все прямые свидетельства явного сговора тщательно скрываются его участниками, а косвенные доказательства с большим трудом признаются и используются в судебной практике.

При доказательстве сговора ФАС анализирует структуру рынка на предмет условий, способствующих созданию картеля, а также использует материалы экономической отчетности компаний. Антимонопольные органы определяют основным признаком наличия ценового сговора одинаковые или незначительно различающиеся цены на товары и услуги, а также их синхронное повышение. В этой связи возникает необходимость в поиске новых подходов и путей для выявления и предупреждения ценовых соглашений.

В настоящее время, существует множество подходов для выявления сговора, каждый из которых обладает преимуществами и недостатками. Антимонопольные службы и экономическая теория основываются на количественных показателях структуры рынка. В данном контексте хотелось бы привести ряд количественных показателей концентрации.

„ ^ Q

Индекс концентрации : , где О,— объём реализации товара на данном

рынке i - й фирмой; Q— общий объём реализации товара на данном рынке.

Чаще всего к находится в диапазоне от 3 до 10, это означает, что индекс концентрации рассчитывается по трём - десяти наибольшим компаниям в отрасли. Данный индекс может принимать значения от 0 до 1. Чем больше значение индекса концентрации для взятого числа фирм, тем больше монополизирован данный рынок. Главным недостатком показателя является зависимость его значения от количества рассматриваемых крупнейших фирм.

НН1 = £ S2,

Индекс Херфиндаля - Хиршмана : 1 , где 5, - доля ; - ой фирмы на данном

рынке (т.е. Qi / Q£); n - число фирм на данном рынке.

Отметим, что именно этот индекс применяют антимонопольные органы США для анализа рыночной структуры отраслей. Если индекс принимает значения от 0 до 1000, то рынок характеризован как слабо - концентрированный, от 1000 до 1800 -рынок умеренно - концентрированный, свыше 1800 - рынок высоко - концентрированный. Недостатком индекс Херфиндаля - Хиршмана является то, что при большом числе фирм, находящихся на рынке, его вычисление представляет собой некоторую сложность.

Успешное применение индекса Херфиндаля - Хиршмана побудило к поиску новых аналогичного типа показателей, имеющих возможность в зависимости от целей анализа гибко отражать особенности рыночной концентрации в отрасли. К таким показателя относят индекс Ханна и Кея.

Индекс Ханна и Кея : V1-1 i , где а - показатель степени, подбираемый в

зависимости от целей исследования.

Отличен от HHI тем, что более универсален. Показатель степени, в которую возводятся рыночные доли компаний на рынке, при их суммировании может принимать любое значение.

Помимо вышеуказанных индексов существует разряд показателей оценки рыночной концентрации, которые учитывают как количественные размеры компаний, так и данные о

степени их значимости на отраслевом рынке в порядковой шкале, используя ранги. рынке (для наибольшей компании определяется ранг, равный единице, остальным компаниям по нарастающему принципу - 2, 3, 4 и т.д.); Si - доля i - ой компании на рынке.

Для рынка совершенной конкуренции индекс Холла - Тайдмана равен 0, что определяет наличие огромного числа равных между собой компаний; для рынка монополистов - равен

К основным плюсам данного показателя, можно отнести способность брать во внимание данные о степени значимости конкретных компаний на рынке вместе с данными об их численности и долях на рынке.

Показатели монопольной власти: коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли); коэффициент Тобина; коэффициент Папандреу.

Все эти коэффициенты основоположены на оценке либо экономической прибыли, либо разницы между ценой и предельными издержками.

KF = n*~n\ б К

Коэффициент Бэйна: , где По- бухгалтерская прибыль; П„- нормальная

прибыль; Кс- собственный капитал фирмы.

В условиях совершенной конкуренции норма прибыли является равной (нулевой) для всех активов. Если норма прибыли какого - либо актива компании больше конкурентной нормы, то этот способ инвестирования будет наиболее предпочтительным, а рынок будет не конкурентным. Минусом этого коэффициента является сложность расчета.

«КЬ, т р,

dP, Qj. '

реальную стоимость фирмы, ведь цена акции зависит от ожидания будущих прибылей и рыночная спекуляция изредка встречается при таких условиях. Также одним из главных недостатков является то, что все расчеты основоположены на учетных данных, а не на рыночных оценках активов компаний. [1]

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что на данный момент нет идеального метода выявления и предупреждения ценового сговора. Большинство авторов и подходов опираются на труднодоступную для анализа информацию. В основном это внутренние цены компаний, основанные на данных прайс - листов. По причине этого возникает необходимость в разработке нового метода выявления ценовых соглашений.

Список использованной литературы

Ковалев В.В. Финансовый менеджмент; теория и практика // Учебное пособие по Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров — М.: БИНФА, 2011. — 140 с.

Коцофана Т.В., Стажкова П.С. Сравнительный анализ применения показателей концентрации на примере банковского сектора РФ // Вестник СПбГУ, 2011. - С 30 - 40.

Федеральная Антимонопольная Служба [Электронный ресурс] URL: http: // http: // fas.gov.ru / (дата обращения 08.01.2016)

В.В. Зассеева

УДК 338.45:620.9


В.В. Зассеева студентка 3 курса экономического факультета Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» Научный руководитель: М.Ю. Савельева к.э.н., доцент кафедры «Финансы» Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» г. Новосибирск, Российская Федерация





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ