СТАТЬИ АРБИР
 

  2017

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Последнее издание сочинений Мартина Лютера на русском языке


Последнее издание сочинений Мартина Лютера на русском языке

(рецензия на книгу: Мартин Лютер. О свободе христианина.

Издательство ARC:

Уфа, 2013. - 720 стр.).

Действительно крупных, переломных моментов в истории человечества всегда было не много. Поколения предшествующей этим моментам эпохи (в лице наиболее чутких своих представителей), предчувствуют их, а те, кто зачинает и через кого пробивается новая эпоха, закладывают основу будущего развития, но далеко не всегда ясно видят Цель, к которой направляется их героический порыв; часто гениальные прозрения Цели нового отливаются (сообразно цельности и волевой оригинальности натуры творца новой эпохи) сначала в формы скорее целостные, чем системные, они - скорее «куски- импульсы» чем элементы стройной и стремящейся к завершенности системы; лишь позднее, когда культурное творчество эпохи набирает свою зрелость, эта Цель отыскивает свое выражение в формах новой философии и новой науки, а предпосылки эпохи осмысляются исходя из принципов новой философии истории, усматривающей исток истории, законы его развертывания во времени и осуществления конечной мировой Цели. Вот почему гениальная интуиция творцов эпохи требует и предполагает конгениальность их последователей и продолжателей, вот почему, несмотря на разницу средств и методов, они делают одно дело. Именно такое дело объединяет, в частности, творцов немецкой Реформации, Якоба Бёме, пиетистов, и немецких реформаторов философии нового времени, начиная с гениального Лейбница, и заканчивая Шеллингом и Гегелем. Поэтому без понимания этой связи невозможно «ухватить» и верно понять сделанное как первыми, так и вторыми, и наоборот. Но ведь и само христианство, согласно древнему воззрению, есть одно дело - культурно-географически и исторически дифференцирующееся в различные типы и динамики своего осуществления - поэтому опыт духовного самообретения в самом его истоке конституирует и всю дальнейшую «настройку оптики», задающую «разметки» и «режимы» христианского ведения истории и понимания своего места в ней. Каков этот опыт - таково и видение (или не-вудение).

Какова же внутренняя связь Реформации и немецкого идеализма, а, с другой стороны - каким было понимание глубинных мотивов Реформации в философии истории немецкого идеализма? - Такой, как представляется, была исходная тема большого проекта, несомненно, значимого для всей русской культуры и образования, начало которому было положено почти 20 лет назад (1993), когда Иваном Леонидовичем Фокиным было переведено на русский язык одно из самых важных ранних произведений Лютера - «О свободе христианина» (1520) - и подготовлен первый вариант сборника трудов Мартина Лютера, который, однако, вышел в свет с указанием другого составителя. Спустя 9 лет, в 2002 году издательство «Роза мира» выпустило в свет новый сборник трудов Лютера - «Мартин Лютер. 95 тезисов» (СПб: Роза мира, 2002). Здесь-то автору-составителю, И. Л. Фокину и удалось успешно раскрыть вышеуказанную тему. Структура книги вполне классическая: вводная статья, основная часть, включающая в себя работы М. Лютера, приложение, комментарии и примечания.

Чтобы вполне понять замысел автора-составителя книги и автора вступительной статьи к ней, нужно помнить социально-экономический и культурный контекст российской действительности, в рамках которого создавалась статья - это рубеж ХХ - XXI веков: в стране, разрываемой социальными, политическими, этно-национальными и религиозными

противоречиями уже созрела ностальгия по «спокойным» временам, а в протестантизме (в силу ряда историко-идеологических обстоятельств) нередко усматривался преимущественно негативный момент - историческая антитеза католицизму и ортодоксии вообще, и упускалось из виду, что католицизм и протестантизм выступают вместе с тем необходимыми ступенями и моментами всеобщего развития христианской Идеи. Выявить эту диалектику негативного и позитивного в истории Церкви, Реформации и личности Лютера - как раз и составляло задачу вступительной статьи, которая раскрывает всемирно-историческое значение Реформации в деле утверждения принципа духовной свободы христианина, прослеживает, далее, внутреннюю эволюцию взглядов Лютера на общественно экономические отношения, на иудаизм и

ислам, на отношение Лютера к крестьянскому восстанию 1524-1545 годов. Помимо выполненного в 1993 году перевода на русский язык работы Лютера «О свободе христианина» (1520), в основную часть сборника (объем - около 120 страниц) вошли знаменитые 95 тезисов Лютера (перевод И. Л. Фокина, 2001), знаменитое реформационное обращение «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния (1520), а также составленный Лютером Краткий Катехизис (1519) и лютеровское переложение LXVI псалма «Господь наш меч, оплот и щит». Объемистое «Приложение» (объем - 524 страницы) включало заново переведенный на русский язык и отредактированный текст «Аугсбургского вероисповедания» Филиппа

Меланхтона (1530), перевод-сверку «Теософских посланий» Якоба Беме (16221624), а также классический текст по философии религии Г. В. Лейбница - «Защита Бога» (1710), главы из «Лекций по философии истории» Г. В. Ф. Гегеля - «Христианство и Реформация» (1821-1831), и историко-критический обзор концепций философии религии Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля в изложении Куно Фишера. Хрестоматийное издание, прекрасно оформленное и выпущенное тиражом в 5000 экземпляров, сегодня представляется как идейный «посев», начавший давать всходы уже в первое десятилетие начавшегося века. Эта книга послужила прекрасной (и до недавнего времени - незаменимой) основой для подготовки учебных курсов по истории Реформации и истории европейской философии и культуры в ряде отечественных ВУЗов.

И вот, еще относительно недавно издательство «ARC» (Уфа) выпустило в свет новый сборник произведений Мартина Лютера «О свободе христианина» [1], подготовленный И. Л. Фокиным. Если основной темой предшествующего издание было выявление глубинной связи религиозной культуры Реформации и философии немецкого идеализма, то в этом издании тематический горизонт расширяется и включает в себя и новую проблематику: какова связь и каково отношение протестантизма к русской культуре? Появление этого акцента обусловило, отчасти, и новый состав включенных в издание текстов. В основную часть этого издания вошли все вышеперечисленные главные труды раннего периода творчества немецкого реформатора 1517 -1521 годов (часть из них - в переводах И. Л. Фокина), а также впервые переведенная И. Л.

Фокиным на русский язык Речь Лютера на Вормском Рейхстаге 18 апреля 1521 года. Основная часть издания дополнена новым, переработанным приложением, включающим 16 текстов, комментариями и примечаниями.

Издание, на сей раз, оказалось выпущено меньшим тиражом - 1000 экземпляров, что в условиях возрастающей информатизации и падения общего спроса на «бумажную» книгу представляется обстоятельством объяснимым, а потому не в коем случае не ущемляющим высокого содержательного и издательского уровня данной книги.

Основную часть книги, как и в предыдущем издании, предваряет вводная статья И.Л.Фокина (36 страниц) - «Всемирно-историческая цель христианской Церкви и немецкая Реформация как осуществление перехода всемирного христианства от принципа слепой необходимости авторитета к принципу зрячей свободы веры» - где автор, опираясь на философский принцип познания религии Откровения Шеллинга («Философия Откровения», 1842), раскрывает внутреннюю связь метафизической последовательности апостолов Петра, Павла и Иоанна (как субстанциального, деятельного и завершающего начал) с тремя историческими эпохами Церкви Христа, что позволяет не только выявить сущность Реформации как начала второй, переходной эпохи, но, вместе с тем, определить ее особую цель в контексте всеобщей цели исторического христианства.

По сравнению с предшествующим изданием, в Приложении представлены 13 новых текстов (из прежних - сочинение Ф. Меланхтона «Аугсбургское вероисповедание» (1530) и сочинение Я. Бёме «Что такое христианин?» (1623)). В приложение включены сочинения И. Гихтеля, Г. В Лейбница, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга (в изложении к. Фишера), Г. В. Ф.

Гегеля (в изложении К. Фишера), Т. Карлейля, А.Гарнака и Куно Фишера. Еще один пласт исследований - это работы отечественных историков, философов, писателей, посвященные личности Лютера и истории Реформации - работы В.Михайловского, С.Соловьева, Д.Мережковского и И.Соколова. Без всякого сомнения, открытием этого издания являются впервые публикуемые на русском языке фрагмент сочинения Teosophia Practica - «О трех принципах и мирах в человеке» (1696) одного из первых бемеанцев, Иоганна Гихтеля (перевод с немецкого Сергея Шаулова, 2013). Можно только приветствовать это начинание и пожелать успеха переводчику и его издателям. Следует особо отметить исследование И. Л. Фокина «История Реформации в Финляндии и Ингерманландии» (2009), не только открывающее малоизученную область современного отечественного гуманитарного знания, но и способствующее укреплению надежды на возрождение Церкви Ингрии.

Статья историка церкви второй половины XIX в И. Соколова «Отношение протестантизма к России в XVI-XVII вв.», во многих отношениях примечательна, будучи не вполне свободной от некоторой тенденциозности, она стремится выявить степень влияния европейского протестантского образования и культуры на образование и культуру России. Статья эта в чем-то даже провокационна - она заставляет современника отнестись с большим

вниманием к изучению вопроса об истории протестантского влияния на многие сегменты русской православной культуры, в том числе и на практики

повседневности, на образование, а также глубже изучить вопрос о протестантских истоках русского просвещения.

«Комментарии» содержат весьма ценный исторический, биографический и историко-литературный материал, (в частности, в этом издании текст Речи Лютера на Вормском Рейхстаге в комментариях дополнен не только историческими справками, но и текстами обращений Ульриха фон Гуттена к Лютеру).

Публикация этого издания представляется значимым событием в

отечественной гуманитаристике. Книга, ориентированная на широкий круг читателей, адресована прежде всего профессиональным теологам, философам, историкам, литературоведам, религиоведам и культурологам, она может рассматриваться как прекрасное учебное пособие по истории

Реформации, истории европейской и русской культуры, истории

новоевропейской философии и др.

Список литературы::

1. Лютер М. О свободе христианина (Сост., вступ. ст., пер. с нем., коммент., прим., - И. Л. Фокина). Издательство ARC: Уфа, 2013.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / AUTHORS

ВОЛЖИН Сергей Викторович - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Культорология и философия культуры» Института философии Санкт-Петербургского государственного университета; 199034, Менделеевская линия, 5, Санкт-Петербург, Россия; e-mail:

sergey.volzhin[AT]gmail.com

VOLZHIN, Sergej V. - St. Petersburg State University, 199034, Mendeleevskaya liniya, 5, St. Petersburg, Russia; e-mail: sergey.volzhin[AT]gmail.com

ГУРА Владимир Авраамович - доктор философских наук, профессор кафедры «Философия» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; email: opasuch[AT]mail.ru

GURA, Vladimir A. - St. Petersburg, Polytechnic University, 195251, Polytechnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: opasuch[AT]mail.ru

ДУШИН Олег Эрнестович - доктор философских наук, профессор кафедры «История философии» Института философии Санкт-Петербургского государственного университета; 199034, Менделеевская линия, 5, СанктПетербург, Россия; e-mail: odushin[AT]mail.ru

DUSHIN, Oleg E. - St. Petersburg State University, 199034, Mendeleevskaya liniya, 5, St. Petersburg, Russia; e-mail: odushin[AT]mail.ru

ЕВЛАМПИЕВ Игорь Иванович - доктор философских наук, профессор кафедры «История философии» Института философии Санкт-Петербургского государственного университета; 199034, Менделеевская линия, 5, СанктПетербург, Россия; e-mail: yevlampiev[AT]mail.ru

EVLAMPIEV, Igor I.

- St. Petersburg State University, 199034, Mendeleevskaya liniya, 5, St. Petersburg, Russia; e-mail: yevlampiev[AT]mail.ru

ЗАЛАТОВСКИ, Саша - доктор наук, университетская исследовательская библиотека Эрфурта/Готы; D-99867, Шлосс Фриденштайн, Гота, Германия; email: sascha.salatowsky[AT]uni-erfurt.de

SALATOWSKY, Sascha - Dr., Universitats- und Forschungsbibliothek Erfurt/Gotha, Studienstatte Protestantismus; D-99867, Schloss Friedenstein, Gotha, Deutschland; e-mail:sascha.salatowsky[AT]uni-erfurt.de

КРАУЗ Петра - магистр искусств, научный сотрудник Немецкого театрального музея; Гаейрштрассе, 4а, Мюнхен, Германия; e-mail:

kraus[AT]deutschestheatermuseum.de

KRAUS, Petra - Deutsches Theatermuseum , 80539, Galeriestrafte 4a, Munich, Deutschland; e-mail: kraus[AT]deutschestheatermuseum.de

МЕДНИС Наталья Вольдэмаровна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Калининградского государственного технического университета; 236004, Советский пр., 1, Калининград, Россия; email: natalymednis[AT]gmail.com

MEDNIS, Natalja V. - Kaliningrad State Technical University, 236004, Sovetskiy pr. 1, Kaliningrad, Russia; e-mail: natalymednis[AT]gmail.com

SMAGIN, Yuri E. - St. Petersburg Institute of Jewish Studies Historical Department, 191036, 1st Sovetskaya str., 10, St. Petersburg, Russia; e-mail: yuri_smagin[AT]mail.ru

ТИМЕРМАНИС Елена Борисовна - кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; email: etimermanis[AT]gmail.com

TIMERMANIS, Elena B. - St. Petersburg, Polytechnic University, 195251, Polytechnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: etimermanis[AT]gmail.com

ТРОФИМОВА Виолетта Стиговна- кандидат философских наук, докторант кафедры «Культорология и философия культуры» Института философии Санкт-Петербургского государственного университета; 199034, Менделеевская линия, 5, Санкт-Петербург, Россия; e-mail:

violet_trofimova[AT]mail.ru

TROFIMOVA, Violetta S. - St. Petersburg State University, 199034, Mendeleevskaya liniya, 5, St. Petersburg, Russia; e-mail: violet_trofimova[AT]mail.ru

ФОКИН Иван Леонидович - доктор философских наук, профессор кафедры «Международные отношения» Института международных

образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт- Петербург, Россия; e-mail: iwan.phokin[AT]mail.ru

PhOkIN, Iwan L. - St. Petersburg, Polytechnic University, 195251, Polytechnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: iwan.phoki[AT]mail.ru

ШИПИЛОВ Александр Викторович - магистрант кафедры теории и истории культуры факультета философии человека РГПУ им. А.И. Герцена; 197046, ул. Малая Посадская, д. 26, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: 17ash08[AT]gmail.com

SHIPILOV, Alexander V. - St. Petersburg, Pedagogical University of A.Herzen, 197046, Malaya Posadskaya str., 26, St. Petersburg, Russia; e-mail: 17ash08[AT]gmail.com

ШПАРН Вальтер - доктор, профессор кафедры «Систематическая теология» института теологии Эрлангенского университета Александра- Фридриха; D-91054, Кохштрассе, 6, Эрланген, Германия; e-mail:

walter.sparn[AT]t-online.de

SPARN, Walter - Friedrich-Alexander University Erlangen-Nuernberg, D- 91054, Kochstr. 6, Erlangen, Deutschland; e-mail: walter.sparn[AT]t-online.de

ЦУМШТАЙН Марина Куртовна - студентка факультета Теологии Гейдельбергского университета имени Рупрехта и Карла; Гейдельберг, Германия; e-mail: marina_zumstein[AT]gmx.de

ZUMMSTEIN, Marina K. - University Heidelberg, D-69117, Hauptstrafte 231, Heidelberg, Deutschland; e-mail: marina_zumstein[AT]gmx.de

ЦЫПИНА Лада Витальевна - кандидат философских наук, доцент кафедры «История философии» Института философии Санкт-Петербургского государственного университета; 199034, Менделеевская линия, 5, Санкт- Петербург, Россия; e-mail: lada.zypina[AT]gmail.com

TSYPINA, Lada V. - St. Petersburg State University, 199034, Mendeleevskaya liniya, 5, St. Petersburg, Russia; e-mail: lada.zypina[AT]gmail.com


С. В. Волжин





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ