Последнее издание сочинений Мартина Лютера на русском языке
(рецензия на книгу: Мартин Лютер. О свободе христианина.
Издательство ARC:
Уфа, 2013. - 720 стр.).
Действительно крупных, переломных моментов в истории человечества всегда было не много. Поколения предшествующей этим моментам эпохи (в лице наиболее чутких своих представителей), предчувствуют их, а те, кто зачинает и через кого пробивается новая эпоха, закладывают основу будущего развития, но далеко не всегда ясно видят Цель, к которой направляется их героический порыв; часто гениальные прозрения Цели нового отливаются (сообразно цельности и волевой оригинальности натуры творца новой эпохи) сначала в формы скорее целостные, чем системные, они - скорее «куски- импульсы» чем элементы стройной и стремящейся к завершенности системы; лишь позднее, когда культурное творчество эпохи набирает свою зрелость, эта Цель отыскивает свое выражение в формах новой философии и новой науки, а предпосылки эпохи осмысляются исходя из принципов новой философии истории, усматривающей исток истории, законы его развертывания во времени и осуществления конечной мировой Цели. Вот почему гениальная интуиция творцов эпохи требует и предполагает конгениальность их последователей и продолжателей, вот почему, несмотря на разницу средств и методов, они делают одно дело. Именно такое дело объединяет, в частности, творцов немецкой Реформации, Якоба Бёме, пиетистов, и немецких реформаторов философии нового времени, начиная с гениального Лейбница, и заканчивая Шеллингом и Гегелем. Поэтому без понимания этой связи невозможно «ухватить» и верно понять сделанное как первыми, так и вторыми, и наоборот. Но ведь и само христианство, согласно древнему воззрению, есть одно дело - культурно-географически и исторически дифференцирующееся в различные типы и динамики своего осуществления - поэтому опыт духовного самообретения в самом его истоке конституирует и всю дальнейшую «настройку оптики», задающую «разметки» и «режимы» христианского ведения истории и понимания своего места в ней. Каков этот опыт - таково и видение (или не-вудение).
Какова же внутренняя связь Реформации и немецкого идеализма, а, с другой стороны - каким было понимание глубинных мотивов Реформации в философии истории немецкого идеализма? - Такой, как представляется, была исходная тема большого проекта, несомненно, значимого для всей русской культуры и образования, начало которому было положено почти 20 лет назад (1993), когда Иваном Леонидовичем Фокиным было переведено на русский язык одно из самых важных ранних произведений Лютера - «О свободе христианина» (1520) - и подготовлен первый вариант сборника трудов Мартина Лютера, который, однако, вышел в свет с указанием другого составителя. Спустя 9 лет, в 2002 году издательство «Роза мира» выпустило в свет новый сборник трудов Лютера - «Мартин Лютер. 95 тезисов» (СПб: Роза мира, 2002). Здесь-то автору-составителю, И. Л. Фокину и удалось успешно раскрыть вышеуказанную тему. Структура книги вполне классическая: вводная статья, основная часть, включающая в себя работы М. Лютера, приложение, комментарии и примечания.
Чтобы вполне понять замысел автора-составителя книги и автора вступительной статьи к ней, нужно помнить социально-экономический и культурный контекст российской действительности, в рамках которого создавалась статья - это рубеж ХХ - XXI веков: в стране, разрываемой социальными, политическими, этно-национальными и религиозными
противоречиями уже созрела ностальгия по «спокойным» временам, а в протестантизме (в силу ряда историко-идеологических обстоятельств) нередко усматривался преимущественно негативный момент - историческая антитеза католицизму и ортодоксии вообще, и упускалось из виду, что католицизм и протестантизм выступают вместе с тем необходимыми ступенями и моментами всеобщего развития христианской Идеи. Выявить эту диалектику негативного и позитивного в истории Церкви, Реформации и личности Лютера - как раз и составляло задачу вступительной статьи, которая раскрывает всемирно-историческое значение Реформации в деле утверждения принципа духовной свободы христианина, прослеживает, далее, внутреннюю эволюцию взглядов Лютера на общественно экономические отношения, на иудаизм и
ислам, на отношение Лютера к крестьянскому восстанию 1524-1545 годов. Помимо выполненного в 1993 году перевода на русский язык работы Лютера «О свободе христианина» (1520), в основную часть сборника (объем - около 120 страниц) вошли знаменитые 95 тезисов Лютера (перевод И. Л. Фокина, 2001), знаменитое реформационное обращение «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния (1520), а также составленный Лютером Краткий Катехизис (1519) и лютеровское переложение LXVI псалма «Господь наш меч, оплот и щит». Объемистое «Приложение» (объем - 524 страницы) включало заново переведенный на русский язык и отредактированный текст «Аугсбургского вероисповедания» Филиппа
Меланхтона (1530), перевод-сверку «Теософских посланий» Якоба Беме (16221624), а также классический текст по философии религии Г. В. Лейбница - «Защита Бога» (1710), главы из «Лекций по философии истории» Г. В. Ф. Гегеля - «Христианство и Реформация» (1821-1831), и историко-критический обзор концепций философии религии Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля в изложении Куно Фишера. Хрестоматийное издание, прекрасно оформленное и выпущенное тиражом в 5000 экземпляров, сегодня представляется как идейный «посев», начавший давать всходы уже в первое десятилетие начавшегося века. Эта книга послужила прекрасной (и до недавнего времени - незаменимой) основой для подготовки учебных курсов по истории Реформации и истории европейской философии и культуры в ряде отечественных ВУЗов.
И вот, еще относительно недавно издательство «ARC» (Уфа) выпустило в свет новый сборник произведений Мартина Лютера «О свободе христианина» [1], подготовленный И. Л. Фокиным. Если основной темой предшествующего издание было выявление глубинной связи религиозной культуры Реформации и философии немецкого идеализма, то в этом издании тематический горизонт расширяется и включает в себя и новую проблематику: какова связь и каково отношение протестантизма к русской культуре? Появление этого акцента обусловило, отчасти, и новый состав включенных в издание текстов. В основную часть этого издания вошли все вышеперечисленные главные труды раннего периода творчества немецкого реформатора 1517 -1521 годов (часть из них - в переводах И. Л. Фокина), а также впервые переведенная И. Л.
Фокиным на русский язык Речь Лютера на Вормском Рейхстаге 18 апреля 1521 года. Основная часть издания дополнена новым, переработанным приложением, включающим 16 текстов, комментариями и примечаниями.
Издание, на сей раз, оказалось выпущено меньшим тиражом - 1000 экземпляров, что в условиях возрастающей информатизации и падения общего спроса на «бумажную» книгу представляется обстоятельством объяснимым, а потому не в коем случае не ущемляющим высокого содержательного и издательского уровня данной книги.
Основную часть книги, как и в предыдущем издании, предваряет вводная статья И.Л.Фокина (36 страниц) - «Всемирно-историческая цель христианской Церкви и немецкая Реформация как осуществление перехода всемирного христианства от принципа слепой необходимости авторитета к принципу зрячей свободы веры» - где автор, опираясь на философский принцип познания религии Откровения Шеллинга («Философия Откровения», 1842), раскрывает внутреннюю связь метафизической последовательности апостолов Петра, Павла и Иоанна (как субстанциального, деятельного и завершающего начал) с тремя историческими эпохами Церкви Христа, что позволяет не только выявить сущность Реформации как начала второй, переходной эпохи, но, вместе с тем, определить ее особую цель в контексте всеобщей цели исторического христианства.
По сравнению с предшествующим изданием, в Приложении представлены 13 новых текстов (из прежних - сочинение Ф. Меланхтона «Аугсбургское вероисповедание» (1530) и сочинение Я. Бёме «Что такое христианин?» (1623)). В приложение включены сочинения И. Гихтеля, Г. В Лейбница, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга (в изложении к. Фишера), Г. В. Ф.
Гегеля (в изложении К. Фишера), Т. Карлейля, А.Гарнака и Куно Фишера. Еще один пласт исследований - это работы отечественных историков, философов, писателей, посвященные личности Лютера и истории Реформации - работы В.Михайловского, С.Соловьева, Д.Мережковского и И.Соколова. Без всякого сомнения, открытием этого издания являются впервые публикуемые на русском языке фрагмент сочинения Teosophia Practica - «О трех принципах и мирах в человеке» (1696) одного из первых бемеанцев, Иоганна Гихтеля (перевод с немецкого Сергея Шаулова, 2013). Можно только приветствовать это начинание и пожелать успеха переводчику и его издателям. Следует особо отметить исследование И. Л. Фокина «История Реформации в Финляндии и Ингерманландии» (2009), не только открывающее малоизученную область современного отечественного гуманитарного знания, но и способствующее укреплению надежды на возрождение Церкви Ингрии.
Статья историка церкви второй половины XIX в И. Соколова «Отношение протестантизма к России в XVI-XVII вв.», во многих отношениях примечательна, будучи не вполне свободной от некоторой тенденциозности, она стремится выявить степень влияния европейского протестантского образования и культуры на образование и культуру России. Статья эта в чем-то даже провокационна - она заставляет современника отнестись с большим
вниманием к изучению вопроса об истории протестантского влияния на многие сегменты русской православной культуры, в том числе и на практики
повседневности, на образование, а также глубже изучить вопрос о протестантских истоках русского просвещения.
«Комментарии» содержат весьма ценный исторический, биографический и историко-литературный материал, (в частности, в этом издании текст Речи Лютера на Вормском Рейхстаге в комментариях дополнен не только историческими справками, но и текстами обращений Ульриха фон Гуттена к Лютеру).
Публикация этого издания представляется значимым событием в
отечественной гуманитаристике. Книга, ориентированная на широкий круг читателей, адресована прежде всего профессиональным теологам, философам, историкам, литературоведам, религиоведам и культурологам, она может рассматриваться как прекрасное учебное пособие по истории
Реформации, истории европейской и русской культуры, истории
новоевропейской философии и др.
Список литературы::
1. Лютер М. О свободе христианина (Сост., вступ. ст., пер. с нем., коммент., прим., - И. Л. Фокина). Издательство ARC: Уфа, 2013.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / AUTHORS
ВОЛЖИН Сергей Викторович - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Культорология и философия культуры» Института философии Санкт-Петербургского государственного университета; 199034, Менделеевская линия, 5, Санкт-Петербург, Россия; e-mail:
sergey.volzhin[AT]gmail.com
VOLZHIN, Sergej V. - St. Petersburg State University, 199034, Mendeleevskaya liniya, 5, St. Petersburg, Russia; e-mail: sergey.volzhin[AT]gmail.com
ГУРА Владимир Авраамович - доктор философских наук, профессор кафедры «Философия» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; email: opasuch[AT]mail.ru
GURA, Vladimir A. - St. Petersburg, Polytechnic University, 195251, Polytechnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: opasuch[AT]mail.ru
ДУШИН Олег Эрнестович - доктор философских наук, профессор кафедры «История философии» Института философии Санкт-Петербургского государственного университета; 199034, Менделеевская линия, 5, СанктПетербург, Россия; e-mail: odushin[AT]mail.ru
DUSHIN, Oleg E. - St. Petersburg State University, 199034, Mendeleevskaya liniya, 5, St. Petersburg, Russia; e-mail: odushin[AT]mail.ru
ЕВЛАМПИЕВ Игорь Иванович - доктор философских наук, профессор кафедры «История философии» Института философии Санкт-Петербургского государственного университета; 199034, Менделеевская линия, 5, СанктПетербург, Россия; e-mail: yevlampiev[AT]mail.ru
EVLAMPIEV, Igor I.
- St. Petersburg State University, 199034, Mendeleevskaya liniya, 5, St. Petersburg, Russia; e-mail: yevlampiev[AT]mail.ru
ЗАЛАТОВСКИ, Саша - доктор наук, университетская исследовательская библиотека Эрфурта/Готы; D-99867, Шлосс Фриденштайн, Гота, Германия; email: sascha.salatowsky[AT]uni-erfurt.de
SALATOWSKY, Sascha - Dr., Universitats- und Forschungsbibliothek Erfurt/Gotha, Studienstatte Protestantismus; D-99867, Schloss Friedenstein, Gotha, Deutschland; e-mail:sascha.salatowsky[AT]uni-erfurt.de
КРАУЗ Петра - магистр искусств, научный сотрудник Немецкого театрального музея; Гаейрштрассе, 4а, Мюнхен, Германия; e-mail:
kraus[AT]deutschestheatermuseum.de
KRAUS, Petra - Deutsches Theatermuseum , 80539, Galeriestrafte 4a, Munich, Deutschland; e-mail: kraus[AT]deutschestheatermuseum.de
МЕДНИС Наталья Вольдэмаровна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Калининградского государственного технического университета; 236004, Советский пр., 1, Калининград, Россия; email: natalymednis[AT]gmail.com
MEDNIS, Natalja V. - Kaliningrad State Technical University, 236004, Sovetskiy pr. 1, Kaliningrad, Russia; e-mail: natalymednis[AT]gmail.com
SMAGIN, Yuri E. - St. Petersburg Institute of Jewish Studies Historical Department, 191036, 1st Sovetskaya str., 10, St. Petersburg, Russia; e-mail: yuri_smagin[AT]mail.ru
ТИМЕРМАНИС Елена Борисовна - кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; email: etimermanis[AT]gmail.com
TIMERMANIS, Elena B. - St. Petersburg, Polytechnic University, 195251, Polytechnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: etimermanis[AT]gmail.com
ТРОФИМОВА Виолетта Стиговна- кандидат философских наук, докторант кафедры «Культорология и философия культуры» Института философии Санкт-Петербургского государственного университета; 199034, Менделеевская линия, 5, Санкт-Петербург, Россия; e-mail:
violet_trofimova[AT]mail.ru
TROFIMOVA, Violetta S. - St. Petersburg State University, 199034, Mendeleevskaya liniya, 5, St. Petersburg, Russia; e-mail: violet_trofimova[AT]mail.ru
ФОКИН Иван Леонидович - доктор философских наук, профессор кафедры «Международные отношения» Института международных
образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт- Петербург, Россия; e-mail: iwan.phokin[AT]mail.ru
PhOkIN, Iwan L. - St. Petersburg, Polytechnic University, 195251, Polytechnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: iwan.phoki[AT]mail.ru
ШИПИЛОВ Александр Викторович - магистрант кафедры теории и истории культуры факультета философии человека РГПУ им. А.И. Герцена; 197046, ул. Малая Посадская, д. 26, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: 17ash08[AT]gmail.com
SHIPILOV, Alexander V. - St. Petersburg, Pedagogical University of A.Herzen, 197046, Malaya Posadskaya str., 26, St. Petersburg, Russia; e-mail: 17ash08[AT]gmail.com
ШПАРН Вальтер - доктор, профессор кафедры «Систематическая теология» института теологии Эрлангенского университета Александра- Фридриха; D-91054, Кохштрассе, 6, Эрланген, Германия; e-mail:
walter.sparn[AT]t-online.de
SPARN, Walter - Friedrich-Alexander University Erlangen-Nuernberg, D- 91054, Kochstr. 6, Erlangen, Deutschland; e-mail: walter.sparn[AT]t-online.de
ЦУМШТАЙН Марина Куртовна - студентка факультета Теологии Гейдельбергского университета имени Рупрехта и Карла; Гейдельберг, Германия; e-mail: marina_zumstein[AT]gmx.de
ZUMMSTEIN, Marina K. - University Heidelberg, D-69117, Hauptstrafte 231, Heidelberg, Deutschland; e-mail: marina_zumstein[AT]gmx.de
ЦЫПИНА Лада Витальевна - кандидат философских наук, доцент кафедры «История философии» Института философии Санкт-Петербургского государственного университета; 199034, Менделеевская линия, 5, Санкт- Петербург, Россия; e-mail: lada.zypina[AT]gmail.com
TSYPINA, Lada V. - St. Petersburg State University, 199034, Mendeleevskaya liniya, 5, St. Petersburg, Russia; e-mail: lada.zypina[AT]gmail.com
С. В. Волжин
философия санкт петербургский, санкт петербург россия, государственный университет менделеевский, университет менделеевский линия, лютер свобода христианин, петербургский государственный университет, санкт петербургский государственный, институт философия санкт, кандидат философский наука, наука профессор кафедра,
петербургский государственный университет менделеевский, государственный университет менделеевский линия, санкт петербургский государственный университет, философия санкт петербургский государственный, институт философия санкт петербургский, доктор философский наука профессор, философский наука профессор кафедра, великое политехнический санкт петербург, петр великое политехнический санкт, политехнический санкт петербург россия,
Количество показов: 1127