СТАТЬИ АРБИР
 

  2017

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Реформация и контрреформация: немецкая религиозная поэзия XVII века


Реформация и контрреформация: немецкая религиозная поэзия XVII века

Творчество поэтов XYII века (католиков и протестантов) поднимает философские вопросы человеческого бытия, приводит к осознанию разорванности и противоречивости существования, к столкновению духовного и телесного начала, к пониманию временности эстетического идеала. Жизнь человека протекает в двух временных планах - в сфере созданного мира и в сфере высшего предназначения. История понимается как место сражения между добром и злом, которые присущие самому человеку. Поэтому для победы добра необходима свободная добрая воля каждого. Из признания этой необходимости следует особое отношение к значимости каждого поступка и мгновения жизни.

Германия ХYII века подарила европейской культуре Ангелуса Силезиуса, Андреаса Грифиуса, Пауля Герхардта, Симона Даха, Фридриха фон Логау. Период Тридцатилетней войны характеризуется новым подъемом мистических настроений. Волны мистицизма (С.С.Аверинцев), время обращения к творчеству М. Экхарта и эпоха Я. Беме. В истории царят дисгармония, возникающая из борьбы противоречащих друг другу эгоистических интересов. Ангелус Силезиус (настоящее имя Иоганн Шеффлер) утверждает идеи дуальности человека, опираясь во многом на взгляды немецкой мистики (от «цветущего духа Экхарта», который «питается неиссякающими глубокими ключами мира» до Я.Беме).

Как быть мне, если все во мне приют нашло:

Миг, вечность, утро, ночь, жизнь, смерть, добро и зло?![1; c.261]

Родившийся в 1624 году в Бреслау, Силезиус в начале своей жизни много путешествовал, изучал медицину. Вернувшись в 1653 году на родину, он переходит в католицизм. Несмотря на такой значимый для эпохи религиозных войн шаг, песни католического поэта вошли в протестантские сборники гимнов. Пантеистическая позиция особенно четко прослеживается в рассуждениях Шеффлера.

Я знаю, что Бог без меня не просуществует ни одного мгновения.

Если меня не станет, Он должен поневоле испустить дух.

Я также велик как Бог. Он также мал как Я.

Он не может быть надо мною, я не могу быть под Ним.[2; с. 367]

Или это же двустишие в переводе Л. Гинзбурга Бог жив, пока я жив в себе его храня.

Я без него ничто, но что он без меня.[1, с. 261]

В произведениях Экхарта Божество определено как «... божественная сущность уже как таковая, без разделяющих выявлений» [3, с. 159]. Согласно традиции мистического пантеизма Бог нуждается в мире для Своего осознания, мир существует в качестве необходимости Божества осознавать Самого Себя. Осознание необходимости существования человека, сопоставимость Бога и человеческой души у Экхарта - «Я причина того, что «Бог» есть Бог. Пока не было творений и Бог не был Богом» [3, с. 196].

Характерная для немецкой мистики напряженность, осознание уникальности и индивидуальности личности, принятие собственной тварности и греховности, а также страстная жажда искупления наложили отпечаток на выбор тематического поля для немецкой поэзии времен Контрреформации, а также повлияли на стиль поэзии Д.Чепко, Г. Арнольда, А.Силезиуса, К. Кульмана.

Язвительная эпиграмма Фридриха Логау утверждает, что религиозные распри противны истинному служению:

Лютеранская, папская и кальвинистская веры есть,

Спрашивается, где же истинно христианская здесь? [1, с. 208]

Определяющая идея субъективности «моего» времени, представление о скоротечности, невозможности вернуть каждое пережитое мгновение. Пример осознания неумолимости и трагичности хода времени - «непрерывного разрушителя вещей».

Ах, слово «вечность». Вникни в суть!

Оно как меч, сверлит мне грудь [1, с. 214]

- писал Иоганн Рист, и он не одинок в таком горестном понимании «времени вне времен». Вечность несоизмерима со временем. Вечность - атрибут высшей силы. Земное время может быть соотнесено с вечностью только в определенные решающие моменты человеческой истории, когда оно как бы совершает прорыв в вечность.

Что - время, жизнь? Лишь краткий час.

Нещадно вечность гонит нас

И заставляет перейти

Туда, где нет конца пути.

Жизнь человека протекает в двух временных планах - в сфере тварного созданного мира и в сфере высшего предназначения. Земная жизнь и вся история являются местом сражения между добром и злом, которые рассматриваются не как безличные космические силы, а как имманентно присущие самому человеку, следовательно, для победы добра необходима свободная добрая воля каждого. Из признания этой необходимости следует особое трепетное отношение к значимости каждого мига земной жизни.

Что мне принадлежит? Мгновение одно,

В котором годы, век - все, все заключено!

Главная задача в жизни каждого — сохранение и удержание собственной индивидуальности. Несмотря на вмешательство в жизнь человека чуждых сил, как правило, деструктивных, он может оставаться самим собой, не становиться игрушкой воли Другого.

Ни радость, ни печаль не знают постоянства:

Чередованье их предрешено судьбой.

Не сожалей о том, что сделано тобой,

А выполняй свой долг, чураясь окаянства.

П. Флеминг. К самому себе.[1, с. 218]

Для современного человека также важно осознание ценности времени, стремление наполнить каждую минуту поступками, полезными для индивида и мира, в котором он живет и который он созидает.

Список литературы:

Европейская поэзия XYII века. М.: Изд-во «Художественная литература», 1977.

Фогг Ф., Кох М. История немецкой литературы с древнейших времен до настоящего времени. СПб., 1901.

Мейстер Экхарт. Проповеди и рассуждения. М.: Изд-во «Мусагет», 1912. ElenaTimermanis

The Reformation and Counter-Reformation:

17th Century German religious poetry

Angelus Silesius, Andreas Gryphius, Paul Gerhardt, Simon Dach, Friedrich von Logau were important part of German culture of 17th century. During the Thirty Years War (1618-1648) a new mystical moods were getting stronger. The wave of mysticism (by S.S.Averintsev) referred to the work of the German mystics. The disharmony arises from the struggle of conflicting selfish interests. Angelus Silesius (real name Johann Scheffler) approved the idea of the duality of man. Born in 1624 in Breslau, Silesius in his early life traveled and studied medicine. When he returned in 1653 to his homeland, he was interested in Catholicism. Despite this significant for the era of religious wars desicion, the songs of the Catholic poet were included in the Protestant hymnbooks. The pantheistic position is particularly evident in the reasoning Scheffler.

According to the tradition of mystical pantheism, the God needs the world for his understanding, so the world exists as a need to be aware of the Deity Himself. Awareness of the need of human existence, the comparability of God and the human soul is declared in Eckhart's art - "I am the reason that" God "is God... While there were no creatures and God was not God."

The characteristic of German mysticism tensions, awareness of uniqueness and individuality of the person, the adoption of its own creatureliness and sinfulness, as well as a passionate thirst for redemption have left their mark on the selection of the thematic fields for German poetry during Counter-Reformation period, and influenced the style of poetry for D.Chepko, G.Arnold, A.Silezius and K.Kuhlman.

The defining of the idea of subjectivity in "my" time, the idea of transience, leads to the impossibility to obtain each experienced moment. As example awareness of the inexorable passage of time and the tragedy is "continuous destroyer of things." Johann Rist is not alone in this sorrowful sense of "time out of time." The eternity is incommensurable with time. Eternity is an attribute of a higher power. The Earth time can be correlated with eternity only at certain crucial moments in human history, when it seemed to make a breakthrough into eternity.

A person's life takes place in two aspects shedule - in the world created by God, and in the supreme destination. Earthly life and the whole story are the place of the battle between good and evil, which are not believed as impersonal cosmic powers, but as immanent to the person, therefore, they are necessary for the triumph of good free good will of everyone. The recognition of this need is a special reverent attitude to the importance of every moment of earthly life.

The main task in the life of everyone is the preservation and retention of their own individuality. Despite the intervention of a person's life alien forces, usually destructive, it can be yourself, not becoming the follower another people rules.

For the modern person it is also important to recognize the value of time, the desire to fill every minute in actions, which is useful for the individual and the world, where he lives and which he creates.


Е. Б. Тимерманис





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ