SIMUL IUSTUS ET PECCATOR - Мартин Лютер и Гейдельбергский Диспут
Спустя полгода после обнародавания своих первых 95-и тезисов касающихся индульгенции (тридцать первого октября 1517-го года в Виттенберге), последовало первое публичное выступление Мартина Лютера вне Виттенберга. Дватцать шестого апреля 1518-го года Лютер впервые выступил в Гейдельберге перед более широкой публикой, с целью разьяснения и защиты своих реформаторских идей и тезисов перед своими критиками.
Сам Гейдельбергский диспут проходил в рамках общего собрания немецкого Августинского ордена, однако по неофициальному "заказу" Ватикана: Лютер должен был обьяснить свою точку зрения и обоснавать свою резкую критику системы индульгенции и церкви. По этому поводу и состоялся научный спор под председательством самого Лютера.
Все теологические и философские тезисы Мартина Лютера являются не только провокацией в этот очень напряженный период истории: они также представляют собой смену парадигм.
Будучи католическим монахом и довольно набожным человеком, Мартин Лютер достиг свою критическую точку зрения после многих лет, проведенных в монастыре, в библиотеке и за кафедрой Виттенбергского университета. Так Лютер решился на критику понятия о божьей благодати, заимствованной из схоластики и в то время преобладающей в католической церкви. Именно в этой доктрине Лютер видел корень проблематики покаяния и индульгенции.
В отличии от Виттенбергских тезисов, Лютер полностью избежал проблематику индульгенции в Гейдельбергском диспуте. Напротив, основным моментом его сорока тезисов являются как раз таки чисто теологические темы: доктрина о божьей благодати и доктрина оправдания верой. Обе основываются на понятии сущности как формы и материи. Так называемая via moderns предписывает верующим стремление к благодати с помощью совершенной и безграничной любви к богу (dilectio dei super omnes). Абсолютная любовь со стороны человека по отношению к богу возможна, без божьей помощи, только полагаясь на свои собственные силы (ex pures naturalibus).
Теология креста (theologia crucis) сформулированная Мартином Лютером трактует понятие благодати в совершенно новой форме: Бог дарит нам сквозь благодать прощение нашей вины. Таким образом благодать - это божья, то есть чужая праведность. Только Бог может быть праведным, и только он делает человека праведным. Следовательно каждый человек является одновременно грешником и праведником (simul iustus et peccator).
В форме своей аргументации Лютер опирается на традицию апостола Павла и святого отца Августина, различая между творцом и творением, благодатью и грехом, божьей волей и творческим действием (creare) и человеческой волей и трудом (fieri), божьей любовью и человеческой страстью. Таким способом Лютер противоставит theologia crucis и theologia gloriae.
Тезисы Гейдельбергского диспута нашли отзвук не только у таких реформаторов как Мартин Буцер, Иоханн Бренц и Ерхард Шнепф, но и у многих других присутсвуйщих на Гейдельбергском диспуте. В настоящее время многие учения известных теологов по всему миру, таких как Карл Барт, Еберхард Юнгель и Юрген Мольтманн являются частью традиции теологии креста Мартина Лютера.
SIMUL IUSTUS ET PECCATOR –
М. К. Цумштайн
понятие благодать совершенно, трактовать понятие благодать, благодать совершенно форма, совершенно форма бог, бог дарита сквозь, форма бог дарита, лютерый трактовать понятие, мартин лютерый трактовать, собственный сила теология, полагаться собственный сила, понятие благодать совершенно форма, трактовать понятие благодать совершенно, благодать совершенно форма бог, совершенно форма бог дарита, бог дарита сквозь благодать, форма бог дарита сквозь, лютерый трактовать понятие благодать, мартин лютерый трактовать понятие, собственный сила теология крест, полагаться собственный сила теология,