СТАТЬИ АРБИР
 

  2017

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Значение Реформации для упрочения независимости и государственного


Значение Реформации для упрочения независимости и государственного

суверенитета Шведского королевства

Одна из основных особенностей Реформации в Швеции связана с тем, что преобразования в церковно-религиозной сфере в стране были обусловлены не только состоянием внутреннего социально-политического развития страны, но и примерно в равной степени внешнеполитическими факторами. Речь идет о борьбе вокруг Кальмарской унии. Преобладающая роль в унии принадлежала Дании. Два других ее участника оказались в неравноправном положении. Норвегия, со временем оказываясь под все большим датским влиянием, в конечном итоге полностью утратила свой национальный суверенитет. История Швеции на протяжении большей части XV в. была сопряжена с борьбой между сторонниками и противниками унии среди аристократии. Борьба против унии со временем переросла в широкое движение за государственную самостоятельность Швеции, в которой участвовали все слои общества. Карл VIII Кнутссон (1448-1457, 1464-1465, 1467-1470),

избранный риксродом (riksrad - государственный совет) отдельным королем Швеции после смерти датско-шведско-норвежского короля Христофора Баварского, стал проводить антидатскую политику, опираясь на поддержку бюргерства. Архиепископ Йёнс Бенгтссон начал борьбу против него, выступая в защиту унии. В результате мятежа, поднятого в 1457 г. архиепископом и его сторонниками среди аристократии, Карлу пришлось бежать в Данциг, и уния была восстановлена под властью датского короля Кристиана I. Через несколько лет Карл Кнутссон, пользуясь недовольством в стране политикой Кристиана и поднятым против него восстанием (королевское войско было разбито восставшими при Харакере в области Вестманланд зимой 1464 г.), сумел вернуть себе шведскую корону [2, с. 128-130; 4, с. 146-191; 9, s. 424-439].

Противостояние с Данией достигло особой остроты в период правления регентов (riksforestandare) из рода Стуре: Стена Стуре Старшего (Sten Sture den aldre, 1471-1497 и 1501-1503), Сванте Нильссона Стуре (Svante Nilsson Sture, 1504-1511) и Стена Свантессона или Стена Стуре Младшего (Sten Svantesson, Sten Sture den yngre, 1512-1520). Стен Стуре Старший (племянник Карла Кнутссона) добился фактической независимости Швеции, нанеся поражение войскам Кристиана I в сражении при Брункеберге недалеко от Стокгольма в 1471 г. Это противостояние сопровождалось обострением конфликта светских властей с церковью, которая, с одной стороны, препятствовала укреплению центральной власти, к которому стремились регенты, а с другой стороны, воспринималась как продатская сила, так как епископат шведской церкви нередко демонстрировал поддержку унии. Стен Стуре Старший предпринимал энергичные попытки ограничить могущество церкви. Духовенство поддерживало против него датского короля Ханса (в Дании - 1481-1513, в Швеции - 1497-1501), сына Кристиана I. В 1497 г. Ханс, воспользовавшись ослаблением Швеции в результате очередного шведско-русского конфликта (1495-1497), сумел нанести поражение сторонникам Стена Стуре и занять шведский престол. Через четыре года, после поражения войска Ханса и его брата Фредерика в битве против восставших крестьян в северогерманской области Дитмаршен, Швеция вновь вышла из-под датского влияния, и Стен Стуре вернулся к власти [2, с. 130, 9, s. 460-465].

Еще решительнее в борьбе против церковных магнатов действовал Стен Стуре Младший. Конфликт между регентом и архиепископом Густавом Тролле (сыном Эрика Тролле, одного из лидеров продатской партии), начавшийся в 1515 г., перерос в открытое противостояние и получил международный резонанс. Архиепископ, поддерживаемый папой, обратился за помощью к датскому королю Кристиану II, сыну Ханса. На риксдаге в ноябре 1517 г. Густав Тролле был объявлен изменником и лишен сана, что явилось нарушением канонического права (подобное решение было прерогативой папы). Войска регента захватили замковый лен Альмаре-Стэкет, вокруг прав на который, собственно, и разгорелся конфликт, а сам Тролле был заключен в тюрьму. За эти действия папа особой буллой отлучил регента от церкви [2, с. 144-145; 9, s. 466-472].

В конфликте Стена Стуре и низложенного архиепископа Густава Тролле наступила драматическая развязка в результате датского вмешательства. Датский король Кристиан II, к которому архиепископ обратился за помощью, отнюдь не был убежденным католиком: он также благосклонно относился к

лютеранскому учению и предпринимал меры по преобразованию строя церкви в Дании в соответствующем духе. Однако конфликт регента и архиепископа в Швеции создавал для него удобный повод для вмешательства во внутренние дела соседней страны и восстановления в ней датского влияния, которое было почти полностью ликвидировано благодаря деятельности правителей из рода Стуре. Поэтому Кристиан отозвался на просьбу опального шведского архиепископа о помощи. В начале 1520 г. наемная армия датского короля высадилась в Швеции и двинулась на Стокгольм. Войска Стена Стуре потерпели поражение, а сам регент умер от полученного ранения. Стокгольм был осажден и в сентябре, после пятимесячной осады, капитулировал на условиях амнистии сторонникам бывшего правителя. Густав Тролле был восстановлен в должности архиепископа, а Кристиан II в ноябре 1520 г. короновался шведской короной [2, с. 145-146; 9, s. 472-484].

Правление Кристиана II в Швеции оказалось, однако, недолгим. Стремясь укрепить свою власть, Кристиан и архиепископ Густав решили расправиться со своими противниками. Воспользовавшись коронационными торжествами, на которые в Стокгольм съехались представители сословий, король сразу после своей коронации арестовал и приказал казнить многих бывших сторонников Стена Стуре по обвинению в ереси и заговоре против своей власти, грубо нарушив, образом, свое обязательство не преследовать их. Среди казненных были представители старинных дворянских семей, рыцари, лица духовного звания, в том числе два епископа (стренгнесский Матиас и скарский Винсент). Всего было казнено более 100 человек. Эта расправа на Большой Площади (Stortorg) в Стокгольме 8 ноября 1520 г. получила в шведской историографии наименование «Стокгольмской кровавой бани» (”Stockholms blodbad”) [5, с. 3233; 6, с. 8-9].

Тираническая политика Кристиана вызвала всеобщее возмущение в стране и привела к восстанию. Освободительное движение возглавил молодой дворянин Густав Эрикссон Васа (Ваза) (его отец находился в родстве со Стеном Стуре Старшим, а сам Густав служил при дворе Стена Стуре Младшего). Из Дании, где он находился в качестве заложника, Густав Васа бежал в Любек, затем в шведскую провинцию Даларна (в средней Швеции), где в 1521 г. возглавил антидатское восстание. На собрании своих сторонников в

Вадстене в августе 1521 г. Густав был избран правителем Швеции. Собрав армию благодаря финансовой поддержке ганзейцев, Густав начал борьбу против датчан и их сторонников. К середине 1523 г. почти вся территория Шведского королевства была в руках сторонников Густава (война 1521-1523 гг. в шведской историографии получила наименование освободительной - befrielsekriget). На риксдаге в Стренгнесе 6 июня 1523 г. он был провозглашен королем Швеции. Кальмарская уния была окончательно ликвидирована. Вслед за этим Густав начал осаду Стокгольма, и 20 июня 1523 г. город был занят. Кристиан II был официально низложен со шведского престола, а архиепископ Тролле вторично лишился сана и был вынужден бежать из Швеции [2, 150-151; 6, с. 9-10; 10, s. 20-32].

Были избраны новые епископы, которых король утвердил в сане своей властью, без санкции папы. Папа Климент VII их не утвердил и потребовал восстановить в должности Густава Тролле. На это Густав Васа в конце 1523 г. отвечал, что он не намерен повиноваться повелению папы, и если папа впредь будет защищать изменника Тролле, он силой собственной власти устроит дела шведской церкви. Отношения со святым престолом были прерваны. Шведскодатские отношения были урегулированы благодаря соглашению, подписанному 1 сентября 1524 г. в Мальмё между Густавом и новым датским королем Фредериком I (т. н. рецессия Мальмё) [8, s. 215-219].

Одновременно в Швеции началось распространение идей Реформации. Главными проповедниками нового учения в стране стали браться Улоф и Ларс Петерссоны, имена которых более известны в латинизированной форме - Олаус и Лаврентиус Петри (Olaus, Laurentius Petri). Они были родом из города Эребру. Олаус в 1510-х гг. проходил обучение в Германии в Ростокском, затем в Виттенбергском университете, где посещал выступления Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона, благодаря которым проникся идеями преобразования церкви. В 1518 г. Олаус был возведен в степень магистра artium liberalium (свободных искусств). В том же году он вернулся в Швецию. Получив в 1520 г. должность диакона и секретаря епископа в городе Стренгнес, Олаус начал вести проповеди в духе учения Лютера. Так, он учил против почитания святых, против монашества и устной исповеди, говорил о преимуществе проповеди перед мессой, указывал на Священное Писание как на единственный источник веры и отвергал Священное Предание, а также восставал против внешнего строя римско-католической церкви, говоря, что она должна возвратиться к тому состоянию, в котором находилась в первые времена христианства. Проповеди Олауса Петри и его последователей отнюдь не сразу и не у всех находили поддержку: нередкими были случаи, когда прихожане враждебно реагировали на них и сгоняли проповедников с кафедр, кидаясь в них палками и камнями. Однако со временем новое учение приобретало все больше сторонников [1, с. 12-15; 6, с. 10-11].

Находясь в Стренгнесе, Густав услышал проповеди учеников Олауса Петри. Принято считать, что поначалу он отнесся к новому учению отрицательно. Известен его указ о запрете ввозить, хранить и распространять сочинения Лютера. Некоторые исследователи, однако, придерживаются мнения, что такая позиция имела скорее показной характер: хотя католическая церковь себя заметно скомпрометировала, ее авторитет был еще высок в глазах значительной части населения, и король опасался сразу открыто проявить себя сторонником нового учения. Будучи прагматичным человеком, Густав в полной мере оценил те возможности, которые открывали перед ним церковные преобразования, прежде всего в плане притязаний на церковную собственность. Ликвидация церковного и монастырского землевладения давала бы в руки светской власти значительные средства, в которых она остро нуждалась: нельзя было исключить возможность новых попыток Кристиана II вернуть себе власть в Швеции. Кроме того, необходимо было расплачиваться по кредитам любекских купцов [1, с.20; 8, s. 248-254].

С начала 1524 г. Густав начал более определенно покровительствовать новому учению. Ключевую роль в становлении национального государства и осуществлении Реформации в Швеции сыграл риксдаг 1527 г. в Вестеросе. К тому времени обстановка в стране оставалась сложной. Ганзейские купцы требовали выплаты долгов по кредитам. В провинции Даларна вспыхнуло восстание, которое возглавил самозванец, некий Ёнс Ханссон, выдававший себя за Нильса Стуре, сына Стена Стуре Младшего (т.н. Daljunkern). В этих условиях король потребовал согласия сословий на проведение церковной реформы, угрожая в противном случае отречься от престола. Программа реформ была выдвинута на Вестеросском риксдаге, созванном в июне 1527 г.

Три основных постановления, принятые риксдагом, заключались в следующем::

1) король получал право для восполнения нужд казны конфисковывать замки, принадлежавшие епископам, и распоряжаться излишними доходами как епископов, так и соборных капитулов и монастырей; 2) дворяне могли возвратить себе наследственные имения, которые с 1454 г. отошли к церкви; 3) слово Божье должно было проповедоваться чисто и ясно. К этим постановлениям имелись добавления (т. н.

Вестеросская ординация):

1) король становился главой церкви, которая теперь не подчинялась папе; 2) пресвитеры в светских делах должны были отвечать перед светским судом, а не перед духовным. Через полгода после проведения риксдага, 12 января 1528 г., состоялась официальная коронация Густава Васы [1, с. 60; 7, с. 61-108].

Реформационные преобразования, которые осуществлялись в Швеции в правление Густава Васа, затрагивали не только догматическую сферу, но и организационную сторону. Из епископата были устранены все лица, которых можно было заподозрить в нелояльности к новому руководству, в симпатиях к Риму или к Дании. В этот период, одновременно с формированием полностью суверенного Шведского королевства, свободного от каких-либо вешних политических влияний, был создана независимая лютеранская Шведская церковь.

Старший сын и преемник Густава I Эрик XIV (1560-1568) придерживался той же политики. Однако в 1568 г. Эрик был смещен с престола своим братом, вторым сыном Густава Юханом [10, s. 246-250]. Новый король Юхан III (15681592), женатый на польской принцессе Екатерине из династии Ягеллонов, сестре польского короля Сигизмунда II Августа, находился под влиянием жены и ее католического окружения и был склонен к компромиссу с католической церковью. В частности, в 1576 г. была издана новая литургия ("Liturgia Svecanae Ecclesiae”), известная по цвету переплета как «Красная книга» (”Roda boken”). В основу ее был положен римский служебник, одобренный на Тридентском соборе католической церкви. были восстановлены некоторые монастыри, закрытые во время правления Густава Васы. В Швецию был открыт доступ иезуитам [1, с. 115-118; 6, с. 12].

Меры, проводившиеся в его царствование в церковной сфере, знаменовали собой откат Реформации и отказ от наиболее радикальных её сторон. Эти меры вызвали в Риме надежду на возможность возвращения

Шведской церкви в лоно католицизма. Впервые вопрос о воссоединении был поставлен в 1576 г. при встрече посланного Юханом в Рим маршала Понтуса де ла Гарди с папой. В 1577 г. в Швецию прибыла миссия папского легата Антонио Поссевино, которая начала переговоры с Юханом о церковном воссоединении. Шведский король выразил принципиальное согласие на воссоединение своей церкви с римским престолом, однако выдвинул ряд условий, при выполнении которых считал такое воссоединение возможным. Эти условия были перечислены в 12 пунктах. В частности, к их числу относились требования сохранения шведской мессы, причастия для мирян под обоими видами, брака пресвитеров, подсудности епископов светскому суду и принесения ими присяги королю, отказа от реституции церковной собственности. Основные достижения шведской Реформации, таким образом, должны были остаться в силе. Для святого престола это было, однако, неприемлемо. Папа отклонил большинство пунктов, согласившись пойти на компромисс лишь в наименее значимых из них. Воссоединение не состоялось. В 1579 г. А. Поссевино повторно прибыл в Швецию во главе миссии. Новый раунд переговоров, однако, также не имел результата [1, с. 121-123].

В то же время, церковные контрреформы Юхана вызвали недовольство широких слоев духовенства, дворянства и бюргерства. Новая литургия вызвала сопротивление части духовенства на риксдаге в 1577 г. В церковную историю Швеции период с 1576 г. до церковного собора в Упсале в 1593 г. вошел как время «литургической борьбы» (”liturgiska striden”). Сторонники оппозиции группировались вокруг герцога Карла, младшего сына Густава I. После смерти королевы Екатерины (в 1583 г.) король, женившись вторично, вовсе охладел к идее воссоединения с римско-католической церковью. В основных

богослужебных вопросах Юхан III все же оставался верным основным положениям протестантизма, хотя одновременно он по-прежнему нетерпимо относился к противникам своих литургических преобразований и окружению герцога Карла [1, с. 125-126; 10, s. 260-261].

Опасность контрреформации в Швеции сохранялась и, более того, стала особенно явной, когда после смерти Юхана III в 1592 г. шведским королем стал его сын от Екатерины Ягеллоники Сигизмунд, занимавший к тому времени в течение нескольких лет также польский престол. Сигизмунд, воспитанный в польском духе, был убежденным католиком. Стоявшая за его спиной польская шляхта рассчитывала с его помощью добиться реставрации католицизма в Швеции и заключения польско-шведской унии. Сопротивление католической реставрации в Швеции было одновременно борьбой за сохранение национального суверенитета. Политика Сигизмунда в церковной сфере с самого начала встретила мощную оппозицию. Идеи Реформации к тому времени уже глубоко укоренились в Швеции. Их активно поддерживали дворянство и бюргерство. Сторонниками реформ были теперь и большинство священников, многие из которых получили образование в лютеранских учебных заведениях в Германии [2, с. 164-165; 6, с. 12].

В конце февраля - первой половине марта 1593 г. в Упсале состоялся церковный собор, который покончил с контрреформацией в Швеции. Лютеранство было провозглашено государственной религией, и было объявлено, что отныне в Швеции может совершаться только лютеранское богослужение. «Красная книга» была запрещена. Был подтвержден Шведский церковный устав 1571 г., Впервые объявлялось об официальном принятии Аугсбургского вероисповедания. Решения Упсальского собора вошли в состав «Исповедания веры» ("Confessio fidei”), утвержденного в следующем 1594 г. и ставшего основным вероучительным документом шведского лютеранства. В 1595 г. закрылся монастырь в Вадстене - последний действующий монастырь на территории Швеции. Сигизмунд в 1594 г. был вынужден утвердить решения Упсальского собора. По прибытии в Стокгольм он, однако, начал действовать вопреки его положениям и демонстративно организовал в городе католическое богослужение. Однако после отъезда Сигизмунда в Польшу герцог Карл получил от риксрода титул «первейшего лица совета и регента государства». Его разрыв с королем принял открытую форму после того, как он начал военные действия против замков, находившихся в руках ленников короля [1, с. 128; 6, с. 12; 10, s. 268-270].

Сигизмунд предпринял попытку силой привести шведов к покорности. На его сторону перешла часть членов риксрода, недовольных единовластными приемами правления герцога Карла. В 1598 г. Сигизмунд высадился с армией в Швеции, однако в сражении при Стонгебру близ Линчёпинга войска Карла нанесли ему поражение. Сигизмунд был вынужден вернуться в Польшу, а в 1599 г. риксдаг объявил его низложенным. Сторонники Сигизмунда нашли поддержку в Финляндии, где на его стороне выступила часть финляндского дворянства во главе с родом Флемингов. В 1597 г. войска Карла осадили и взяли Або (Турку), а в 1599 г. Карл предпринял еще один поход в Финляндию и сурово расправился со своими противниками. В марте 1600 г. четверо видных сторонников Сигизмунда были казнены в Линчёпинге. После этого власть Карла в Швеции и её владениях уже ничего не ограничивало. Победа Реформации в Швеции была окончательно закреплена в начале XVII в. В 1604 г. на риксдаге было принято постановление о том, что подданные шведского короля могут исповедовать только лютеранство, иначе им грозило изгнание. Наконец, риксдаг 1617 г. в Эребру принял постановление о смертной казни за связи с Польшей [3, с. 221-225; 10, s. 271-278].

Таким образом, в Швеции утверждение новой веры было тесно связано с борьбой за сохранение суверенитета страны в борьбе сначала с датским, а позднее с польским политическим влиянием. В результате завершения Реформации в конце XVI - начале XVII вв. сформировалась национальная Шведская церковь, основные черты которой сохранились до начала нынешнего столетия.

Список литературы

Дементьев Г. А. Введение реформации в Швеции. СПб.: Тип. А. Катанского и К°, 1892.

История Швеции. А. С. Кан (отв. ред.). М.: «Наука», 1974.

История Швеции. М.: «Весь мир», 2002.

Петри О. Шведская хроника. М.,: «Наука», 2012.

Чернышева О. В. Швеция: церковь и общество // Очерки истории западного протестантизма. О. О. Кислова (отв. ред.) М.: ИВИ РАН, 1995.

Чернышева О. В., Комаров Ю. Д. Церковь в скандинавских странах. М.: «Наука», 1988.

Щеглов А. Д. Вестеросский риксдаг 1527 года и начало Реформации в Швеции. М.: «Наука», 2008.

Larsson L.-O. Gustav Vasa - landsfader eller tyrann? Stockholm: Prisma, 2005.

Sveriges historia genom tiderna. Forsta delen. Forntiden och medeltiden. Stockholm: Saxon & Lindstoms forlag, 1947.

Sveriges historia genom tiderna. Andra delen. Gustav Vasa - Vasasonerna de sista Vasarna. Stockholm: Saxon & Lindstoms forlag, 1948.


В. И. Мусаев





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ