ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Екатеринбург, Россия khannabor[AT]gmail.com
Алехин В.Н.
ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Екатеринбург, Россия referetsf[AT]yandex.ru Одной из актуальных проблем строительной отрасли является проблема обеспечения безопасности. В г. Екатеринбург активно ведется точечная застройка, в том числе вблизи существующих эксплуатируемых подземных сооружений. Примерами такой застройки является возведение жилого дома по ул. Фучика над линиями метрополитена вблизи станции «Ботаническая» или строительство многоквартирного жилого дома с нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по ул. Челюскинцев над участком тоннеля метрополитена между станциями «Динамо-Уральская». Между тем, тоннели метрополитена являются уникальными, технически сложными сооружениями, а также стратегически важными для мегаполиса объектами, от надежности конструкций которых зависит безопасность населения. Это обуславливает необходимость мониторинга их технического состояния для своевременного принятия мер по устранению возможных негативных факторов, которые могут привести к ухудшению этого состояния.
Осенью 2014 г. специалисты УрФУ начали работы по обследованию и мониторингу обделки тюбингов метрополитена на участке путей между станциями «Динамо-Уральская». По заданию заказчика необходимо было исследовать участки тоннелей под строящимся на поверхности земли зданием и определить геометрические параметры объекта. В последующем эти данные сравнивались с проектными данными. По заданию ОАО «Уралгипротранс», для каждого кольца тоннельной обделки определялась эллиптичность по четырем диаметрам: горизонтальному, вертикальному и двум косым под углом 450(см. рис. 1). Деформации конструкций обделок не должны нарушать габарит приближения строений [1].
Рис. 1. Схема установки деформационных марок для определения эллиптичности обделки тоннелей
Поскольку тахеометрическая съемка по пяти точкам обделки не дает полную картину деформированного состояния колец тоннелей, специалистами УрФУ было принято решение выполнить трехмерное лазерное сканирование объекта тахеометром нового поколения Leica MS50. Пример результата работ приведен на рис. 2.
Рис. 2. Пример отсканированного кольца обделки тоннеля метрополитена
Обследование тоннелей путем лазерного сканирования позволило более детально изучить характер деформаций объекта, выявить «слабые» места. Кроме того, полученная трехмерная модель тоннеля может служить основой для создания информационной модели сооружения. Для обработки данных применялось лицензионное программное обеспечение Leica Cyclone, Leica Infinity.
Следующим этапом работ стало проведение мониторинга объекта посредством тахеометрии. С периодичностью не реже одного раза в месяц проводятся наблюдения за деформационным состоянием конструкций. На ребра тюбингов, кроме прочего, установлены тензометрические датчики для наблюдений за изменением напряжений в чугунной обделке тюбингов в процессе строительства здания на поверхности земли. Весной 2015 г. под фундаментную плиту строящегося жилого дома установлены датчики давления на грунт.
В настоящее время работы по мониторингу объекта продолжаются, накапливается статистическая информация по поведению тюбингов метрополитена. Своевременный анализ поведения конструкций поземного сооружения позволяет производить оценку влияния на него нового строительства и разрабатывать решения, препятствующие развитию негативных процессов.
Библиографический список
ГОСТ 23961-80 «Метрополитены. Габариты приближения строений, оборудования и подвижного
состава».
россия ельцин екатеринбург, президент россия ельцин, ельцин екатеринбург россия, станция динамо уральский, габарит приближение строение, федеральный университет президент, университет президент россия, уральский федеральный университет, впый уральский федеральный, трехмерный модель тоннель, федеральный университет президент россия, университет президент россия ельцин, президент россия ельцин екатеринбург, россия ельцин екатеринбург россия, впый уральский федеральный университет, уральский федеральный университет президент, характер деформация объект выявить, изучить характер деформация объект, детально изучить характер деформация, слабый получить трехмерный модель,