СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Использование новых инструментов в организации и проведении следственных действий по уголовным делам о преступлениях в сфере


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Маркелов А. Г.,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминалистики НА МВД России, г. Нижний Новгород

Нефедов М. А.,

преподаватель кафедры криминалистики НА МВД России, г. Нижний Новгород

Статья посвящена вопросам использования новых инструментов на досудебных стадиях по уголовным делам в сфере экономики. Предложены рекомендации по внесению изменений в уголовно-процессуальное законодательство относительно производства отдельных следственных действий с использованием видеоконференц-связи.

Ключевые слова: видеоконференц-связь; инновационные технологии; допрос; предварительное расследование.

В последние годы техническое оснащение правоохранительных органов значительно улучшилось. Кроме телефонной и факсимильной связи, которая используется уже достаточно давно, в настоящее время для передачи информации внутри ведомства широко применяется IP-телефония, защищенные каналы ведомственной электронной почты, проводятся внутриведомственные он-лайн видеоконференции, в том числе с участием территориальных органов всех субъектов Российской Федерации.

Значительное количество используемых мобильных телефонов обладает возможностью совершения видеовызова, обеспечивающего возможность визуального контакта лиц, участвующих в разговоре. При этом необходимо отметить, что заявления и сообщения о преступлениях могут поступать посредством использования электронной почты сети Интернет. Системы же видеоконференц-связи установлены и уже достаточно давно успешно применяются в судах и учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний.

В настоящее время в связи с введением рядом государств экономических санкций в отношении Российской Федерации особенно остро стоит вопрос экономии бюджетных средств, в том числе и средств, выделяемых на финансирование правоохранительных органов. Кроме того, не исключено сокращение либо полное прекращение взаимной правовой помощи в рамках международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства со стороны присоединившихся к санкциям стран, с которыми Российской Федерацией заключены соответствующие международные договоры и соглашения.

В этой связи, учитывая, что инновационные технологии широко применяются правоохранительными органами в своей повседневной деятельности, удивление вызывает тот факт, что действующее уго- ловно-процессуальное законодательство не предусматривает возможности использования видеоконференц-связи в досудебных стадиях производства по уголовным делам.

Возможность использования видеоконференций для производства следственных действий в сети Интернет при расследовании контрабанды были предварительно рассмотрены в октябре 2000 года, в ходе пятой Нижегородской сессии молодых ученых, то есть еще в период действия УПК РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР от 27.10.1963 года. За прошедшие 14 лет существования УПК РФ, введенный в действие Федеральным законом Российской Федерации N 177-ФЗ от 18.12.2001, с изменениями и дополнениями (более 150 федеральных законов), каких-либо результатов в этой части не нашло своего воплощения и возможности использования.

В ходе досудебного производства по уголовным делам в сфере экономики перед правоохранительными органами нередко возникает вопрос о необходимости получения показаний лиц, находящихся или проживающих за пределами места производства предварительного расследования. Следует отметить, что нередко как свидетели, так и потерпевшие не только не имеют желания покидать свое место жительства, место пребывания или место нахождения, но и зачастую не могут это сделать в связи с болезнью, необходимостью отсутствия по месту работы, наличием обязанностей по уходу за детьми, близкими родственниками либо иным причинам. Особенности финансирования не позволяют оперативно покрывать расходы указанных участников уголовного судопроизводства, связанные с их явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием (расходы на проезд, аренда и поднаем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). При этом указанные лица охотнее соглашаются дать объективные показания в местах своего постоянного пребывания, где они чувствуют себя в более комфортных условиях, что очень важно и для следователя, за которым стоит обязанность обеспечение безопасности и созданию благоприятных условий его участников.

Личный выезд лица, производящего расследование, к месту пребывания лиц, показания которых необходимо получить, влечет за собой не только значительные транспортные расходы (суточные, гостиница), но зачастую и существенные затраты сил и времени на организацию командировки. Кроме того, в ряде случаев лицу, производящему расследование, необходимо обеспечить перевозку и сохранность значительного объема предметов и документов, которые необходимо предъявить допрашиваемым лицам, что приводит к дополнительным трудностям.

Реализация лицом, производящим расследование, своих полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), когда в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь или дознаватель вправе поручить производство этих действий следователю или органу дознания, по ряду причин не всегда возможно. Так, в случаях, когда получение ответов на поставленные вопросы требует предъявления большого количества документов, которые на момент направления поручения необходимы лицу, производящему расследование, например, для производства следственных действий по месту расследования.

Необходимость проведения очной ставки, когда ее участники нередко проживают в разных субъектах Российской Федерации и не желают являться к месту проведения предварительного расследования, зачастую ставит перед лицом, производящим расследование, неразрешимую задачу собрать указанных лиц в одно время в одном месте. С учетом транспортной доступности места проведения предварительного расследования, мест проживания участников очной ставки, их целенаправленного уклонения от явки на допрос, при наличии у них прав на неприкосновенность жилища, необходимости одновременного доставления их к месту производства следственного действия, а также невозможности лишения свободы передвижения одного из участников очной ставки до прибытия другого участника к месту ее производства, имеющаяся в распоряжении следователя мера процессуального принуждения в виде принудительного привода в данном случае на практике нереализуема.

Особую важность и сложность имеет проведение процессуальных действий с участием потерпевших, свидетелей или иных участниками уголовного судопроизводства в случаях, когда необходимо обеспечить их безопасность. Так, например, проведение опознания, даже в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, личность последнего в случае, даже если его данные о личности сохраняются в тайне, установить не составит труда, так как опознание будет проводиться в смежных комнатах одного здания. В этом случае решить проблему по сохранению в тайне данных о личности указанного лица фактически нереально, особенно если сторона защиты обладает большими финансовыми возможностями, в связи с чем может обеспечить контроль за выходами из здания для установления личности опознающего, когда тот будет покидать здание, либо может использовать коррумпированные связи в правоохранительных органах. В этой части для решения данной проблемы необходимо обеспечить, дистанционное проведение опознания, когда опознаваемый и опознающий находятся в разных зданиях, а при необходимости и в разных населенных пунктах, что позволит исключить установление сохраняемой в тайне личности участника уголовного судопроизводства. В этой связи в настоящее время особенно актуальным и значимым видится использование в деятельности правоохранительных органов новейших достижений науки и техники для обеспечения возможности дистанционного проведения некоторых следственных действий, а также большинства процессуальных действий, особенно по делам в сфере экономики.

Как выше было указано, все возможности для использования уже имеющихся в распоряжении правоохранительных органов технических средств на стадии проведения проверки сообщений о совершенном или готовящемся преступлении либо на стадии предварительного расследования в настоящее время уже существуют. Однако правовое регулирование использования возможностей вышеуказанных технических средств на стадии досудебного производства отсутствует.

Это выглядит особенно странным, когда как часть 4 ст. 240, ст. ст. 277, 278.1 УПК РФ устанавливают для суда возможность допроса потерпевшего и свидетеля на стадии рассмотрения уголовного дела путем использования систем видеоконференц-связи, а также другие положения (ч. 6 ст. 35, ч. 6.1 ст. 241, ч. 1 ст. 293, ч. 2 ст. 389.12, ч. 8 ст. 389.13, ч. 2, 2.1 ст. 339, ч. 2 ст. 401.13 УПК РФ).

Учитывая указанную выше достаточно подробную регламентацию оснований для использования судом при рассмотрении уголовных дел систем видеоконференц-связи, думается, что использование по аналогии указанных технических систем дознавателем, следователем либо органом дознания на стадии досудебного производства при производстве ряда проверочных мероприятий, следственных и процессуальных действий до внесения соответствующих изменений в уголовно-процессуальное законодательство невозможно. Доказательства, полученные подобным образом, следует считать недопустимыми.

Принимая во внимание, что в соответствии с ч. 2 ст. 17 УПК РФ никакие доказательства не имеют заранее установленной силы, а суд в ходе судебного разбирательства повторно допрашивает лиц, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование, а также потерпевших и свидетелей, мы приходим к выводу, что не имеет абсолютно никакого значения, каким именно образом указанные лица будут допрошены на стадии предварительного расследования: дистанционно, путем использования видеоконференц-связи либо при личной встрече.

Следует отметить, что использование систем видеоконференцсвязи широко внедрено в отраслевое гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство Российской Федерации. Так, Федеральным законом от 26.04.2013 N 66-ФЗ в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации внесены изменения, допускающие возможность использования видеоконференцсвязи при рассмотрении дел. Аналогичные изменения, устанавливающие возможность использования видеоконференц-связи, внесены в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 27.07.2010 (ред. от 28.06.2014) N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации». В постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 100 (ред. от

07.2014) «Об утверждении инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)» в части 8 детально регламентирует организацию видеоконференц-связи и ведение протокола в арбитражных судах при рассмотрении дел. Согласно части 8.3.7 указанного постановления, арбитражный суд, рассматривающий дело, может заслушать объяснения лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса, а также оценить письменные доказательства, иные документы и материалы при условии наличия технических средств, обеспечивающих возможность ознакомления с такими доказательствами (документ-камера). Копии документов, представленных путем ВКС, незамедлительно направляются в суд, рассматривающий дело, по факсимильной связи или по каналам ведомственной электронной почты либо с использованием иных средств связи (в том числе путем сканирования документов посредством технических возможностей).

Опираясь на вышеизложенное, полагаем, что в настоящее время имеются все возможности для внесения в уголовно-процессуальное законодательство изменений и дополнений относительно досудебного производства, позволяющих использовать системы видеоконференц-связи для допросов потерпевшего, свидетелей; подозреваемых; обвиняемых; экспертов и иных участников уголовного судопроизводства, в том числе в других следственных действий (очная ставка, предъявление для опознания), а также для производства таких процессуальных действий, как предъявление обвинения, ознакомление с постановлением о назначении судебной экспертизы либо с заключением эксперта.

Процедуру проведения следственных и процессуальных действий путем использования видеоконференц-связи, по мнению авторов, в общих чертах следует осуществлять в следующем порядке:

принятие решения лицом, производящим расследование, о производстве следственного (процессуального) действия посредством использования видеоконференц-связи по собственной инициативе либо на основании просьбы (заявления, ходатайства) одного из участников уголовного судопроизводства;

направление в орган дознания либо следователю поручения (содействия) об обеспечении проведения следственного действия в режиме видеоконференц-связи;

разъяснение лицом, производящим следственное или процессуальное действие, участникам следственного (процессуального) действия их прав и ответственности, перечня и порядка применения технических средств, о чем делается отметка в протоколе;

непосредственное производство допроса с использованием ви- деоконференц-связи;

предъявление лицом, расследующим уголовное дело, документов, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела. При необходимости сканированные изображения указанных документов в ходе производства следственных и иных процессуальных действий направляются по защищенным каналам ведомственной электронной почты для ознакомления участникам следственного (процессуального) действия;

составление в рукописном либо электронном виде протокола следственного (процессуального) действия в соответствии с общими правилами, предусмотренными ст. 166 УПК РФ, с указанием применявшихся технических средств;

предъявление протокола для ознакомления участникам следственного (процессуального) действия, путем использования видеоконференц-связи;

направление копии протокола факсимильным способом либо посредством ведомственной электронной почты (оригинала протокола почтой) для подписания его участниками следственного (процессуального) действия;

сохранение видеозаписи следственного, процессуального действия в установленном формате на материальных носителях электронной информации (оптических дисках);

возвращение почтой (факсом) лицу, производящему расследование, копии (оригинала) подписанного протокола;

обеспечение сохранности материального носителя информации до принятия решения по делу.

Аналогичным образом можно получить объяснения лиц при проведении проверки по сообщениям о совершении преступлений.

В ходе внесения изменений и дополнений в уголовнопроцессуальное законодательство, в исключительных случаях сразу следует предусмотреть возможность производства допроса свидетелей, потерпевших и иных лиц путем использования возможностей сети Интернет, в случае, если установить их фактическое местонахождение не представляется возможным, но есть сведения о том, что указанные лица готовы дать показания, имеющие значение для расследования уголовного дела, но по каким-либо объективным причинам вынуждены сохранять в тайне место своего пребывания. Разрешение вопроса о допустимости производства указанного следственного действия следует оставить на усмотрение лица, в производстве которого находится данное уголовное дело. При этом должно быть соблюдено условие, что производство допроса по незащищенным каналам связи не нанесет ущерба процессу доказывания; лицу будут должным образом разъяснены его гарантии, включая права, обязанности, порядок и ответственность. Также законодательно следует допустить исключение необходимости подписания протокола допрашиваемым лицом при наличии запечатленного на видеозаписи подтверждения им правильности своих показаний, внесенных в протокол.

Подводя итоги, полагаем, что в связи с оптимизацией бюджетных расходов, в том числе сокращением расходов на правоохранительную деятельность, следует надеяться, что в ближайшее время в УПК РФ будут внесены соответствующие изменения и дополнения, закрепляющие использование видеоконференц-связи и электронной почты на стадии досудебного производства. Данные изменения позволят обеспечить соблюдение разумных сроков уголовного судопроизводства, обеспечить своевременность проверок, проводимых по сообщениям о совершенных или готовящихся преступлениях, а также повысить эффективность расследования уголовных дел в сфере экономики.

Список литературы

Приказ МВД РФ от 29 августа 2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» [Электронный ресурс] URL: base.consultant.ru/cons/cgi/online

Жук И.О. Использование телекоммуникаций при расследовании контрабанды. // Пятая Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки: Сборник трудов. Н.Новгород: Изд-во ИПФ РАН, 2001. С. 168-169.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ