СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Особенности расследования экономических преступлений


ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Лелетоеа М. В.,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предварительного расследования НА МВД России, г. Нижний Новгород

В статье рассматриваются и анализируются с различных сторон проблемы, возникающие при расследовании экономических преступлений.

Ключевые слова: расследование; экономические преступления; следственные действия.

Экономические преступления являются одними из самых сложных в уголовном законодательстве России как с точки зрения формулировки норм материального права, так и с точки зрения доказывания факта совершения преступления, особенностей, сложностей расследования в целом. Необходимо отметить, что преступные схемы совершения экономических преступлений постоянно видоизменяются, совершенствуются. Для их совершения преступники используют особенности экономической, правовой, социальной системы, которые существуют в конкретный момент времени и также постоянно изменяются. Поэтому, в целях повышения эффективности их расследования считаю важным понимать общие вопросы, характеризующие особенности расследования экономических преступлений. Это поможет понять не только механизм совершения конкретного преступления, но и выявить сопутствующие преступления. Например, различные виды мошенничеств, коррупционные преступления, легализацию доходов, полученных преступным путем и др.

К особенностям процесса расследования экономических преступлений можно отнести:

Сложности в отграничении сферы действия гражданского и уголовного законодательства. В некоторых случаях в связи с погра- ничностью гражданско-правовых и уголовных отношений происходит подмена гражданско-правовых способов защиты нарушенных прав уголовно-правовыми, или наоборот [1, с. 43].

Путаница и бессистемность в изложении норм гражданского и уголовного законодательства, регламентирующих различные экономические процессы и явления. К сожалению, сотрудники правоохранительных органов не имеют достаточных знаний в указанных областях; а изучение необходимых в таких случаях документов требует значительных затрат времени.

Высокая теоретическая и практическая подготовленность лиц, совершающих экономические преступления в сфере, в которой функционирует предприятие-жертва (в отличие от следователей и других сотрудников правоохранительных органов), так как указанные лица, как правило, имеют большой опыт работы в данной сфере и соответственно в реализации преступных схем.

Умышленное нарушение правильности ведения бухгалтерского учета на предприятии, уничтожение, фальсификация бухгалтерских документов.

Необходимость получения сотрудниками правоохранительных органов консультаций у различных специалистов, обладающим опытом работы в сфере, что и предприятие-жертва, предприятие, руководство (рабочий персонал) которого совершили преступление, для тщательного уяснения всех экономических, технологических, производственных механизмом работы предприятия. Это необходимо для понимания, было ли данное предприятие рентабельно, экономически- эффективно на момент совершения криминальных действий в отношении него (каким образом, за счет чего, получало прибыль, реализовывало продукты труда, какие имело кредитные обязательства, были ли они изначально обеспечены и т.д.). Такими лицами могут быть также наиболее опытные сотрудники предприятия-банкрота или других предприятий, функционирующих в интересующей сфере.

Большие сложности связаны с назначением и производством различных экспертиз, например, экономических, финансовых, оценочных, строительных, бухгалтерских и др. Такие экспертизы в экспертных подразделениях МВД либо не проводятся вообще, либо эксперты могут ответить только на часть вопросов, подлежащих установлению в ходе расследования, что, естественно, неприемлемо для расследования уголовных дел, установления полной картины совершенного преступления. Таким образом, возникает необходимость в проведении этих экспертиз вне экспертных учреждений системы МВД. При этом необходимо решать вопрос о месте их проведения - у экспертного учреждения должна быть лицензия на право осуществления экспертной деятельности, эксперты должны иметь специальное образование, допуски к проведению конкретных исследований, владеть требующимися методиками. Кроме того, методики могут у разных экспертов отличаться, что существенным образом может влиять на результаты экспертных заключений. Также необходимо отметить, что данные экспертизы являются крайне дорогостоящими, в связи с чем возникает вопрос об оплате (кто будет оплачивать их проведение, в каком размере и т.д.). Надо понимать, что рассматриваемые экспертизы проводятся очень долго, что, естественно, негативно сказывается на сроках расследования в целом.

Большое количество следственных действий, которые необходимо проводить для установления и доказывания факта совершения экономического преступления.

Проблемы расчета ущерба, причиненного преступлением, определения, кому именно (физическим, юридическим лицам, учредителям, акционерам, кредиторам, работникам предприятия и др.).

Также сложности возникают при определении субъекта преступления. С одно стороны ясно, что это - то лицо, которое непосредственно подписывало финансовые документы, в результате действия которых было реализовано экономическое преступление. Но в то же время таким лицом может быть, например, генеральный директор предприятия - назначенное советом директоров лицо, которое в соответствии с уставом предприятия выполняет обязательные для него поручения указанного совета, то есть не может не подписывать направляемые ему советом директором финансовые, правовые и другие документы. Полномочия совета директоров (например, по продаже основных средств предприятия, объектов недвижимости, земельных участков), коллегиального и выбранного всеми акционерами (что на самом деле не всегда так) органа, также определяются уставом предприятия. Он в свою очередь должен быть составлен в соответствии с законом об акционерных обществах, действующем в конкретный момент времени (а если не соответствует, то в этом нет состава преступления, хотя, скорее всего, такое несоответствие сделано умышленно и его можно рассматривать как одни из этапов подготовки совершения криминального банкротства). Коллегиальность совета директором также вызывает сложности при решении вопроса о привлечении его членов (кого именно, за совершение каких именно действий) к уголовной ответственности.

Успешность расследования преступлений в сфере экономической деятельности во многом зависит от целенаправленности поиско- во-познавательной деятельности следователя, от правильного и четкого определения предмета расследования - круга обстоятельств, подлежащих установлению по делу.

Характер события, имевшего место в действительности (преступление в сфере экономической деятельности, преступление против собственности, иное правонарушение: гражданско-правовой деликт и т.д.);

Предмет преступления (предпринимательская деятельность, кредит, льготные условия кредитования и т.д.), его основные признаки, соответствие этим признакам исследуемого предмета;

Сфера деятельности, с которой связан предмет преступления (сфера страхования, туристическая деятельность, инвестиционная и т.д.), особенности ее нормативно-правовой регламентации;

Способ совершения преступления;

Содержание подготовительных действий, предшествовавших преступлению;

Способ маскировки, сокрытия преступления (использование организационно-правовых форм, форм законной экономической деятельности и т.д.);

Время, место и обстановка совершения преступления;

Характер последствий преступления (наличие материального ущерба, причинение вреда здоровью и т.д.);

Размер причиненного ущерба, извлеченного дохода;

Лица, являющиеся потерпевшими от преступления (физическое, юридическое лицо и т.д.);

Обстоятельства, характеризующие личность виновных (наличие профессиональных навыков, привлечение ранее к уголовной ответственности за аналогичные преступления и т.д.);

Мотив и цель преступления; факты и обстоятельства, указывающие на них;

Обстоятельства, отягчающие либо смягчающие ответственность виновного;

Другие преступления, совершенные виновным лицом, находящиеся в закономерной связи с расследуемым деянием;

Обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Сведения о преступлениях в сфере экономической деятельности поступают из различных источников. Независимо от их характера необходимость в проверке информации возникает всегда, когда без получения дополнительных данных невозможно правильно решить вопрос о возбуждении уголовного дела [2, с. 67].

Основной источник информирования компетентных органов связан со сферой деятельности оперативно-розыскных и контролирующих органов. Это объясняется прежде всего спецификой экономических преступлений: они совершаются преимущественно в процессе профессиональной деятельности, связаны с использованием служебных полномочий, знаний особенностей отрасли и конкретного производства, с активным использованием различных правовых механизмов и средств. В частности, значительная часть экономических преступлений совершается под видом (посредством) банковских и хозяйственных операций, внешнеторговых сделок и иных форм регулирования имущественных отношений в обществе. В подобных случаях преступный замысел, признаки преступления распознаются с трудом, ибо внешне такое экономическое преступление мало чем отличается от обычной сделки. К тому же, в большей своей части это преступления без потерпевших, без видимых последствий.

Как правило, в материалах содержатся сведения, указывающие на возможное совершение преступления, например, в этих материалах может говориться о противоправном характере сделки, ее фиктивности, о подлоге в бухгалтерских или иных учетных документах, о регистрации фирмы на подставных или вымышленных лиц, о причиненном ущербе и иных признаках, характерных для объективной стороны экономического преступления. Но этого зачастую недостаточно, чтобы обоснованно возбудить уголовное дело, так как по признакам объективной стороны не всегда можно разграничить гражданско-правовой деликт и экономическое преступление. Для этого нередко требуется и знание субъективной стороны поведения виновного, в частности направленности его умысла, цели сделки (уклонение от уплаты налогов, подведение предприятия к банкротству, завладение имуществом, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем и т.д.) и т.д.

Согласно изменениям, внесенным в УПК РФ Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ, на стадии доследственной проверки проводящее ее лицо вправе получать образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно- розыскных мероприятий.

Поводом к возбуждению дела о преступлениях в сфере экономической деятельности могут служить также заявления граждан, рапорт об обнаружении признаков преступления и т.д. Эти сведения в большинстве случаев также подлежат предварительной проверке, характер которой зависит от того, содержатся ли в этих заявлениях и сообщениях указания на конкретные факты, свидетельствующие о преступлении, либо они в общей форме говорят о преступлениях, подготавливаемых или совершенных определенными лицами. В первом случае проверяется достоверность сведений об изложенных фактах, выявляются признаки преступления, которые затем сопоставляются с нормой уголовного закона. При положительном исходе такой проверки уголовное дело возбуждается немедленно.

Во втором случае проверка имеет более сложный характер. Она должна проводиться с максимальной осмотрительностью, чтобы не насторожить преступников, не нанести вреда дальнейшему расследованию, не бросить тень на честных людей. Поэтому формы и методы проверки подобных заявлений должны быть тщательно продуманы и спланированы. Проверку в этом случае целесообразно начинать с получения объяснений от заявителя, предварительно решив вопрос о месте и времени получения объяснений, о способе вызова соответствующего лица. Последующие действия по выявлению признаков преступления планируются с учетом полученных данных.

С момента возбуждения уголовного дела начинается следующий этап поисково-познавательной деятельности - раскрытие и расследование преступления. Следует заметить, что деятельность по раскрытию и расследованию преступлений в сфере экономической деятельности представляет собой весьма сложную и многогранную работу, требующую от оперативного работника и следователя глубоких разносторонних знаний, большого профессионального и жизненного опыта, хороших организаторских способностей и навыков. Эффективность расследования этих преступлений зависит и от того насколько деятельность следователя и взаимодействующих с ним лиц соответствует особенностям преступления и складывающимся ситуациям расследования. Поэтому важнейшим условием успешного расследования таких преступлений является правильное планирование предварительного следствия.

При определении последовательности производства запланированных мероприятий руководствуются рекомендациями о первоочередном производстве следующих действий: промедление с производством которых может привести к утрате или изменению доказательств (осмотр места происшествия, обыск, выемка, допрос очевидцев и др); направленных на установление виновных и предотвращение совершения ими новых преступлений (задержание и др.); нацеленных на обеспечение возмещение материального ущерба, причиненного преступлением (обыск, наложение ареста на имущество); позволяющих проверить несколько версий; дающих возможность получить более надежные доказательства (например, в начале допрашивают очевидцев, а затем иных свидетелей); требующих значительного времени для производства (ревизии, судебные экспертизы, отдельные поручения о выполнении действий в другой области).

Большинство преступлений в сфере экономической деятельности относится к категории сложных, характеризующихся большим числом эпизодов и обвиняемых. Поэтому планирование в таких случаях осуществляется по каждому эпизоду, в отношении каждого лица и по другим направлениям работы, а затем частные планы сводят в общий план расследования.

Выбор направления расследования, а также круг следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий определяют исходя из содержания следственных ситуаций. Для начального этапа расследования экономических преступлений типичны две ситуации.

Первая ситуация характеризуется тем, что предполагаемые участники преступления осведомлены о материале, поступившем к следователю, и принятом по нему решении о возбуждении уголовного дела. Вторая - напротив, исключает такую осведомленность.

Первая ситуация связана, как правило, с возбуждением уголовного дела по материалам контролирующих органов или поступивших из арбитражных и гражданских судов. В этой ситуации рекомендуется проведение следующих действий: допрос лиц, обнаруживших признаки преступления (ревизора, судьи и т.д.), допрос свидетелей, указание на которых дается в материалах, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, выемка и осмотр документов, в которых отражены признаки преступления, допрос подозреваемых лиц, наложение ареста на их имущество, на вклады в банках, на ценные бумаги, назначение судебно-бухгалтерской, криминалистической и иных судебных экспертиз.

Вторая ситуация связана с возбуждением уголовного дела по оперативно-розыскным материалам, сообщениям средств массовой информации, заявлениям граждан. В этом случае существенное значение имеет внезапность и одновременность проведения первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Они носят неотложный характер, так как направлены на получение изобличающих доказательств, которые в любой момент могут быть уничтожены преступником. Учитывая реальность такой опасности, в первую очередь планируются такие действия, как задержание лица в качестве подозреваемого, осмотр места происшествия (офиса, складских помещений, производственной базы и т.д.), действия и мероприятия, направленные на обеспечение сохранности документов и других вещественных доказательств (выемка, обыск, наложение ареста на их имущество и т.д.), на выявление новых источников информации (контроль и запись переговоров, документальная проверка, ревизия, снятие информации с технических каналов связи др.).

На последующем этапе расследования экономических преступлений следователь сосредотачивает свое внимание на проверке доказательств, изобличающих преступника, собирании недостающей информации, на установлении ранее неизвестных эпизодов и соучастников преступления, выявлении обстоятельств, способствовавших совершению преступления. В этих целях он систематизирует и оценивает собранные материалы, уточняет планы расследования, составляет различные схемы и таблицы, назначает судебные экспертизы, производит допросы обвиняемых и очные ставки с их участием, опознание, следственные эксперименты, проверку показаний на месте, принимает меры по расширению доказательственной базы преступления.

Список литературы

Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ) (постатейный). М.: Волтере Клувер, 2014.

Расследование мошенничеств, связанных с расходованием бюджетных средств (теория и практика) // Шмонин А.В., Исаев С.С.-Х. М.: Юрлитинформ, 2014.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ