СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Судебный процесс как одна из форм урока литературы, способствующая правовой социализации личности


СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Хутчееа И. А.,

преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин ПФ РГУП, г. Нижний Новгород

Статья посвящена проблеме правовой социализации личности на уроках литературы. Автор рекомендует ролевую игру в форме судебного процесса как одну из возможных форм урока, способствующих решению данной проблемы. Автором предложена технологическая цепочка урока-суда, которая использовалась преподавателем на практике.

Ключевые слова: правовое воспитание; правовая социализация; правовая культура; ролевая игра; урок-суд.

Существование любого общества трудно представить без системы правил, норм, регулирующих отношения индивидов. Та структура морально-правовых представлений, которая сформируется у человека к юношескому возрасту, во многом будет определять его отношение к сложным социальным явлениям, способствовать соблюдению норм, принятых в обществе, или наоборот - совершению асоциальных действий. Понимание природы нормативных представлений создает условия для поиска путей развития адекватной в социальном отношении личности.

Важную роль в формировании нормативных представлений играют институты социализации, социальные группы, в которых происходит развитие личности. Школа - один из основных институтов социализации личности. Школа осуществляет силами учителя продуктивное обучение и воспитание большой группы учеников, передавая им единые для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и ценности, нормы поведения, необходимые для самостоятельной и творческой жизнедеятельности личности в обществе, что отражает две стороны процесса социализации.

Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. Книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус. Если студент научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, это будет способствовать развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности молодежи, формированию ее нравственных идеалов.

Воспитание - часть процесса социализации и представляет собой целенаправленное управление процессом развития личности на основе ее включенности в различные виды социальных отношений. От того, насколько эффективно построен процесс обучения и воспитания, насколько полно используются возможности и условия образовательной среды в целях развития личности, зависит и более успешная социализация подростков, и их дальнейшее активное включение в социально значимую деятельность. Воспитание имеет некоторые возможности предотвратить столкновение человека с теми или иными опасностями стихийной социализации, а также минимизировать и отчасти корректировать последствия случившихся столкновений, т.е. уменьшить риск превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

Таким образом, «правовое воспитание - система мер, направленных на интеграцию в сознании людей правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры» [1, с. 456]. Правовая социализация - это процесс усвоения человеком системы правовых знаний, ценностей и норм, благодаря которому происходит его успешная адаптация к общественноправовой жизни.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта воспитания. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека. «Личностно ориентированная модель правовой социализации способствует включению правовых норм, как ценностей, в личностную структуру, происходит достижение баланса между жизненными интересами и способностями личности» [4, с. 61]. А это значит, что правовая социализация предусматривает замену правомерного поведения по принуждению правомерным поведением, обусловленным личностными особенностями.

Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих потребностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. «Всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте» [2, с. 92].

Правовая социализация - это еще и процесс включения индивида в систему правоотношений данного общества на основе усвоения всей правовой культуры данного общества. «Усвоение, овладение культурными ценностями, которые суть самоценности, не может быть пассивным» [2, с. 92].

Весь учебно-воспитательный процесс: задачи, содержание, разработки тем уроков, формы и методы, личностное влияние учителя, учебно-материальное обеспечение - помогает решению задачи социализации личности. В результате изучения литературы на профильном уровне студент, в частности, должен знать образную природу словесного искусства, содержание изученных литературных произведений. Студент должен уметь воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать литературное произведение, соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры, связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией, выявлять авторскую позицию. Таким образом, студент вырабатывает умения критически мыслить, анализировать ситуации, давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, политики, нравственную оценку героям произведений. Студент должен владеть навыками различных форм устной речи, с помощью которых каждый сможет грамотно реализовать свои личные права и свободы.

Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления,

и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка не на основе слепого их воспроизведения, а на основе творческого использования. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. «Ценности не принуждают, а побуждают к действию» [2, с. 93].

Для решения проблемы правовой социализации личности на уроках литературы рекомендуется множество современных технологий. Среди них, я считаю, особую ценность представляет ролевая игра в форме судебного процесса, которая развивает самостоятельность суждений, готовит студентов к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия.

Ролевая игра в форме судебного процесса над негативными явлениями русской жизни, человеческими пороками, безнравственными поступками литературных героев позволяет вовлечь студентов в серьезный нравственный анализ и самоанализ, оценку и самооценку. Читателю предлагается мысленно представить себя в тех обстоятельствах, в которые его вместе с героями поставил писатель, начать жить в этих обстоятельствах и смотреть на мир, на поступки и взаимоотношения с людьми с той точки зрения, к которой вынуждает эта позиция. Игровые действия позволяют расширить границы собственной жизни ребенка. Погружаясь в книгу, читатель получает возможность, какую не дает ему реальность: в одной жизни пережить множество других жизней, попробовать себя в разных обстоятельствах и тем самым получить опосредованный жизненный опыт, чужую жизнь сделать своей. Именно подобная форма урока позволяет выявить и внутренний мир самого студента, его нравственные ориентиры.

Достаточно распространенным стало мнение о том, что «социализация будет успешной, если индивид научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях» [3, с. 169]. Такая форма урока, как судебный процесс, направлена на развитие у студентов способности к активному восприятию информации, готовности рассматривать проблему с разных точек зрения; умению отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способности применять полученные знания и приобретенные навыки в различных ситуациях. Так формируется личность, способная ориентироваться в современном, постоянно меняющемся мире.

Технологическая цепочка ролевой игры «Суд» может быть выстроена по-разному. В качестве примера ниже предлагается технологическая цепочка, которая использовалась нами на практике.

В зале, где расставлены столы в соответствии с ролевой игрой, находятся «присяжные заседатели» (отдельные скамьи), «зрители» (в центре зала), «прокурор», «адвокат» сидят за отдельными столами, «обвиняемый(ые)» - в стороне за отдельным столом, «свидетели обвинения» и «свидетели защиты» в зале. «Секретарь» обращается к залу: «Встать, суд идет!» (Все присутствующие встают.)

Входит «судья». Он сообщает, что слушается дело по обвинению... (какого-либо явления, вина которого против нравственности или человечества будет обосновываться в ходе судебного заседания). Судья предоставляет слово «обвинителю». После короткой речи (5 мин.) «прокурора» «судья» может задать вопросы «прокурору». Затем «судья» вызывает по очереди «свидетелей обвинения», которым задают вопросы или просто выслушивают их заявления. «Адвокат» может задавать дополнительные вопросы «свидетелям обвинения». Затем в течение 5 минут выступает «адвокат», его факты поддерживаются показаниями «свидетелей защиты». «Судья», «прокурор» могут также задавать им дополнительные вопросы. Затем «судья» предоставляет слово «обвиняемому» (3 мин.). «Секретарь» следит за регламентом в процессе всего обсуждения проблемы. После всех выступлений наступает время обсуждения фактов, представленных на суде, «присяжными заседателями». Каждый из них выносит решение «виновен» или «не виновен», представляя свои аргументы, объясняющие его решение. «Секретарь» подсчитывает количество высказываний «за» и «против». После обсуждения «присяжными заседателями» «судья» выносит окончательное решение: «виновен» или «не виновен» с последующей аргументацией, отражающей мнение большинства «присяжных заседателей».

Подготовка к уроку-суду включает в себя:

1) самоопределение детей относительно тех ролей, которые они хотели бы исполнять, 2) перечитывание произведения с целью отобрать «свой» материал, 3) создание собственного варианта выступления.

Студентам предлагается не просто сыграть роль судьи, защитника, обвинителя и других героев судебного действа, а также персонажей произведения, но и осмыслить эту роль, вжиться в нее, для чего необходимо свободно ориентироваться в событиях эпохи. Требуется также продумать аргументы в защиту своей ролевой позиции.

В форме литературного суда могут проводиться различные по тематике уроки1. Играя роли возможных или реальных обвинителей и

1 Темы урока-суда по литературе:

1. Кто виноват в гибели Катерины Кабановой? (А.Н. Островский «Гроза»). 2. Базаров - победитель или проигравший? (И.С. Тургенев «Отцы и дети»), 3. Суд над Обломовым (И.А. Гончаров «Обломов»), 4. Раскольников - страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»), 5. Сметут ли Лопахины культуру России? (А.П. Чехов «Вишневый сад»). 6. Обитатели дна - утонувшие или утопленные? (М. Горький «На дне»). 7. Два голоса одной эпохи - Анна Ахматова и Марина Цветаева.

защитников, в острой полемике ребята учатся отстаивать своё мнение, используя полученные знания.

Важное место в подготовке игры отводится опережающим заданиям, которые помогают школьникам сориентироваться в материале, определить основные идеи своей ролевой позиции, подобрать соответствующие цитаты, продумать план выступления.

На подобном уроке идет и групповая работа, поскольку студенты, выступающие в роли прокурора и свидетелей обвинения, адвоката и свидетелей защиты, должны вместе обсудить те пункты обвинения или защиты, которые кажутся им наиболее убедительными и важными. Это необходимо, чтобы не упустить главное, чтобы не было лишних повторов, чтобы выступление каждого дополняло и обогащало выступление группы. Это форма урока литературы, которая в своей основе имеет ролевую игру, строящуюся на подготовленных монологах действующих лиц и неподготовленных диалогах, диалогах- импровизациях, неизбежно возникающих входе «судебных прений». Урок-суд обязательно включает в себя элементы дискуссии. Преподавателю необходимо реализовать стремления подростков поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, реализовать интерес к перевоплощениям и импровизациям.

Форма урока в виде судебного процесса несомненно способствует усвоению правовых знаний, ценностей и норм, развивает творческие качества, коммуникативные умения, ораторские способности. В итоге все это оказывает благотворное влияние на правовую социализацию подрастающего поколения.

Список литературы

Большая юридическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2008. 688 с.

Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания // Вопросы философии. 2011. №8.

Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. 5-е изд., доп. М.: ИЦ Академия, 2005. 200 с.

Столяренко Д.В. Правовой нигилизм и правовая социализация современной молодежи: социально-философский аспект // Теория и практика общественного развития. 2012. № 4.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ