Каждый человек уникален, неповторим, талантлив. И государство обеспечивает ему права и свободы.
Гражданские права: на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на частную жизнь, на личную тайну, на тайну корреспонденции, на судебную защиту, на квалифицированную юридическую помощь, презумпцию невиновности.
Гражданские свободы: от пыток и жестокого обращения, совести и вероисповедания, передвижения, выбора места жительства.
Политические права: на участие в управлении делами государства, выборы, государственную службу.
Политические свободы: убеждений и слова, искать, получать, распространять информацию, мирных собраний и ассоциаций.
Экономические и социальные права: на собственность, на труд и вознаграждение за него, на защиту от безработицы, на отдых, на создание профсоюзов, на социальное и медицинское обеспечение, на достойный уровень жизни.
Экономические и социальные свободы: выбора занятия.
Всегда найдутся желающие нарушить права и свободы человека. Педагоги должны нести знания о законах жизни, законах экологии, воспитывать экологическую культуру подрастающего поколения, воспитывать подрастающее поколение, чтобы соблюдали права и свободы. Там, где уходила культура, гибло всё.
Любая система нацелена на результат, необходим чёткий путь достижения цели. Моя работа по достижению экологической культуры студентов складывается из равноценных компонентов: силы мысли (образование), силы слова (просвещение), силы дела (практика). Если стрелки сложить в одном направлении, цель будет достигнута, в противном случае позитивного результата не достигнуть.
Наша будущая жизнь зависит от воспитания сегодняшнего.
Сила мысли (образование) включает самообразование педагога, публикации, проекты и исследования, внеклассные мероприятия.
Сила слова (просвещение) - газеты; просвещение с помощью буклетов по экологии, буклетов о ЗОЖ, мультимедийных презентаций.
Сила дела (практика) - практические акции: очистка берега реки, родников, посадка деревьев, экологические субботники, озеленение, благотворительные акции, акции против распространения наркотических веществ.
История человеческого общества - это история его взаимодействия с природой. Человек с давних пор использует её в своих хозяйственных целях: охота, собирательство, рыболовство, в качестве природных ресурсов. Удовлетворение потребностей невозможно без эксплуатации природных ресурсов.
Однако использовать природу можно по-разному. Можно оставлять за собой бесплодные, безжизненные, враждебные человеку пространства. Но можно и облагораживать природу, помогать ей полнее раскрывать свои жизненные силы.
В настоящее время активная роль человека в использовании природы нашла своё отражение в природопользовании как особой сфере хозяйственной деятельности.
Н.Ф. Реймерс, активный участник становления заповедного дел, писал: «...Без природопользования невозможно существование человечества. Но необходимо соблюдение одного обязательного условия: оно должно быть рациональным. Все беды, которые претерпело и терпит человечество, не от природопользования вообще, а от природопользования нерационального».
Природопользование - совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению.
Природопользование - процесс эксплуатации природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
Природопользование - совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.
Природопользование - наука, разрабатывающая общие принципы осуществления всякой деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на них, которые помогут избежать экологической катастрофы.
Само понятие рациональности предполагает опору на разум и знания, поэтому под рациональным природопользованием принимают отношение к природе, которое означает, прежде всего, заботу о сохранении экологического равновесия в окружающей среде и полностью исключает восприятие природы в качестве неисчерпаемой кладовой.
В связи с нерациональным природопользованием возникла угроза жизни на земле. Самые тяжелые последствия возникают от загрязнений.
Вот несколько определений:
Загрязнение - природные ресурсы, оказавшиеся не в свое время не на своем месте.
Загрязнение - это принесение в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных, физических, химических, информационных или биологических агентов или превышение их естественного среднемноголетнего уровня в различных средах, приводящее к негативным воздействиям.
Учеными разработана теория взаимодействия общества и природы, исходя из требований закона оптимального соответствия состояния природной среды темпам и характеру развития общества.
Для поддержания целостности биосферы современное общество должно следовать определенным принципам.
Первым и основным методологическим принципом теории взаимодействия общества и природы должен быть принцип оптимального соответствия общества и природной среды. Это значит, что общество должно поддерживать целостность биосферы на основе познания и использования естественных процессов.
Вторым принципом теории взаимодействия общества и природы рассматривается принцип естественного равновесия биосферы. Этот принцип означает, что проблему использования ресурсов нельзя рассматривать без учета значений меры природных компонентов для сохранения целостности биосферы.
Третий принцип взаимодействия общества и природы - принцип компенсации производимых у природы изъятий. Он тесным образом связан со вторым принципом, так как базируется на значениях меры.
Четвертый принцип - принцип экологической чистоты человеческой деятельности, который подразумевает полную утилизацию побочных продуктов производства и бытового потребления.
Пятый методологический принцип природопользования - принцип комплексности и экологической обоснованности принимаемых решений, что означает доминирование долгосрочных решений над краткосрочными.
Шестой методологический принцип - принцип обеспечения приоритета общественного интереса над частным. Этот принцип требует иной организации общественной жизни людей (объединение народов мира в ассоциацию трудящихся). В подтверждение можно привести слова Ф. Энгельса: «Только общество, способное установить гармоническое сочетание... производительных сил по единому общему плану... [может] устранить нынешнее отравление воздуха, воды и почвы».
Необходимость перехода к разумно управляемому обществу диктуется теперь не только факторами экономического, но и природного порядка. В этом состоит важное социальное значение теории взаимодействия общества и природы.
Учеными сейчас разрабатывается концепция устойчивого развития, которая означает гармоничное соразвитие общества с его природной средой, биосферой.
В этом плане принципиальное значение имеют документы конференции ООН по окружающей среде и развитию (июнь 1992 г.), состоявшейся в Рио-де-Жанейро (Бразилия).
Центральными документами этой встречи явились:
Повестка дня на XXI век;
Программа действий ООН;
Декларация по окружающей среде и развитию;
Заявление о принципах в отношении лесов;
Рамочная конвенция об изменении климата под влиянием газов, вызвавших парниковый эффект;
Конвенция о сохранении биологического разнообразия.
Эти исторические документы охватывают все аспекты устойчивого развития.
В 1997 г. состоялась специальная сессия ООН для подведения итогов сделанного в мире за пять лет по реализации целей встречи на высшем уровне в г. Рио-де-Жанейро. Кроме подобных глобальных встреч, проводятся сотни региональных конференций, семинаров, симпозиумов и других мероприятий по охране природы и экологическому воспитанию людей. Координатором этих действий и многообразных международных правительственных и неправительственных организаций выступает Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР), созданная по решению Генеральной ассамбл еи ООН в 1983 году.
К настоящему времени в документах МКОСР названы ряд аспектов и составляющих их элементов устойчивого развития. Это, во- первых, политико-правовой аспект, который включает множество элементов современного правового государства, подлинно гражданского общества. Во-вторых, экономический аспект, включающий разумное сочетание разных форм собственности, развитых товарно- денежных отношений, государственного регулирования экономики. В-третьих, экологический аспект, в обобщенном виде представленный элементами, нацеленными на формирование ноосферы. В- четвертых, социальный аспект, заключающий в себе борьбу с голодом, нищетой, безработицей, получение достойного воспитания, образования и другого. В-пятых, международный аспект, включающий борьбу за мирное сосуществование всех стран и народов, экономическое сотрудничество, оказание помощи слаборазвитым странам, активное содействие ООН в природоохранной деятельности. В- шестых, информативный аспект, в состав которого входят кибернетизация и информатизация всего народного хозяйства и культуры, пропаганда успехов стратегии устойчивого развития, выдвижение на приоритетное место информационных ресурсов перед вещественноэнергетическими и другие составляющие.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек - это всего лишь часть природы.
Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, но и вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательное, целенаправленное взаимодействие с ней. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологонравственных культуры и сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Какой будет биосфера в будущем - решать всем и каждому!
Список литературы
ГладкийЮ.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс! М.: Просвещение, 1985.
Дмитриев А.И. Экологический практикум. Н. Новгород, 1995.
Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. М.: 5 за знания, 2005.
Медоуз XД., Медоуз Д.Л., Рэндерс Й, Беренс В. Пределы роста: Доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества». М.: Изд-во МГУ, 1991.
Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир / пер. с англ. М.: Мир, 1993. Т. 1,2.
ОдумЮ. Экология. М.: Мир, 1986. Т. 1, 2.
Программа действий. Документы конференции в Рио-де-Жанейро, 1993.
Природопользование / под ред. Э.А. Арустамова. М.: «Дашков и К0»,
2001.
Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. М.: Мысль,
1990.
Самкова В.А. , Прутченков А.С. Экологический бумеранг. М.: Новая школа, 1996.
Скурлатов Ю.И. и др. Введение в экологическую химию. М.: Высшая школа, 1994.
Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химия и экология. Н. Новгород, 1994.
Шустов С.Б. Теория ресурсов и ресурсные циклы. Н. Новгород: Изд- во НГПУ, 2009.
law.edu.ru/article/article.asp?articleID= 156233
slovari.yandex.ru/
взаимодействие общество природа, теория взаимодействие общество, окружающий среда развитие, принцип теория взаимодействие, сила мысль образование, общество природный среда, сила деть практик, общество природа принцип, эксплуатация природный ресурс, состояться специальный сессия, теория взаимодействие общество природа, принцип теория взаимодействие общество, взаимодействие общество природа принцип, аспект устойчивый развитие состояться, устойчивый развитие состояться специальный, развитие состояться специальный сессия, охватывать аспект устойчивый развитие, документ охватывать аспект устойчивый, конвенция сохранение биологический разнообразие, эффект конвенция сохранение биологический,