ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
Кулагина Т. Д.,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин ПФ РГУП, г. Нижний Новгород
В статье рассмотрена проблема формирования толерантности как интегрального качества личности. Автор статьи разнопланово анализирует понятие толерантности и приходит к выводу о необходимости создания развивающего толерантного пространства посредством организации конкретных педагогических условий.
Как сообщает Интерфакс», президент РФ - В.В.Путин, как действующий председатель «Большой восьмерки», заявил от имени всех лидеров о том, что «толерантность для России имеет особое значение».
«Если российскому обществу не удалось бы достичь определенной гармонии между интересами представителей многочисленных конфессий и национальностей, то нам, наверное, не удалось бы создать единого и централизованного государства», - сказал В. Путин в ходе встречи с представителями «молодежной восьмерки». Как подчеркнул В. Путин, «...толерантность лежит в основе российской государственности, поскольку Россия на всем протяжении своей тысячелетней истории складывалось как многонациональное и много конфессиональное государство. Очевидно, что без решения этого вопроса, без толерантного отношения людей друг к другу, невозможно было бы решить ни одной другой проблемы». Он признал, что вопросы толерантности и терпимости, связаны и с проблемами образования. «Это одна из ключевых проблем развития человечества» [4].
Минувший XX век коренным образом изменил облик современного мира. Сегодня мы наблюдаем интеграцию национальных государств, экономик, культур. Возрастающая мобильность населения превращает многие страны в поликультурные сообщества, а движение за социальное равенство приводит к признанию прав все большего числа разнообразных социокультурных групп. Вместе с этим распространяются идеи нивелирования культурных различий, проекции на весь мир эталонных ценностей и образа жизни. Другой крайностью является распространение идей изоляционизма, национализма и культурной исключительности. Наиболее радикальные их проявления
фашизм и нацизм - также рождены XX веком. В ближайшем будущем культурные различия вообще могут стать главным источником враждебности между людьми. Это актуально и для России.
Наша страна - это страна с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур, с множеством проблем в межкультур- ных отношениях. К сожалению, нетерпимость к представителям иных культур через СМИ, социальное окружение детей все чаще проникает и к подросткам. Расизм, националистические предрассудки, дискриминация становятся распространенным явлением в детской среде. Многими учеными подчеркивается, что особенно важной проблемой сегодня становится проблема формирования толерантности у молодого поколения. Но процесс формирования толерантности не является самопроизвольным - он требует создания благоприятных педагогических условий, так как речь идет о воспитании в подростке толерантности ценностного отношения к другим людям, выражающегося в признании, принятии и понимании им представителей иных культур. В «Декларации принципов терпимости» (ЮНЕСКО) сказано: «Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека» [4].
«Толерантность» означает терпимость к чужому образу жизни, к иному мировоззрению, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, а также к людям иных религиозных, социальных и политических взглядов и традиций. «Понятие «толерантность» произошло от латинского слова «tolerantia», что в переводе означает «терпение, способность переносить, терпеливость». Все словари XX века однозначно указывают прямое толкование-перевод: толерантность - терпимость. Считается, что в России с толерантностью полный крах: русские ненавидят всё чужое, при этом, не очень заботясь и о своём, что делает нас одной из самых нетерпимых стран в мире. Определение толерантности через ценностное отношение к людям не случайно. Традиционно толерантность принято было трактовать как терпимость к другим. Однако в последнее время многие исследователи все чаще высказываются против понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к людям [2, с. 73]. Толерантность рассматривается в двух контекстах: во-первых, в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности), во-вторых, в контексте ценностного отношения к людям - представителям иных групп. Именно второе понимание толерантности легло в основу «Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО» [4].
В советской педагогике проблема толерантности решалась в рамках воспитания детей в духе интернационализма. Отмечая гуманистическую направленность советского интернационализма, следует сказать, что толерантность здесь рассматривалась лишь в контексте межнациональных отношений. Игнорировались проблемы нетерпимости и дискриминации в сфере религии, политики, субкультур. Да и межнациональные отношения рассматривались в основном с классовых позиций. В западных странах принято говорить о толерантности к самым разнообразным проявлениям инаковости и самобытности. В последние годы и в России проблема воспитания толерантности рассматривается в контексте поликультурного образования. Среди его задач исследователи выделяют воспитание подростков в духе терпимости и уважения к другим культурам [1, с. 34].
В науке разрабатываются концептуальные основы поликультурного образования. Но проблему воспитания толерантной личности еще нельзя признать достаточно изученной.
Во-первых, не исследован возрастной контекст воспитания толерантности. В каком возрасте складываются наиболее благоприятные предпосылки для формирования этого личностного качества? Анализ выявленных психологами и педагогами возрастных особенностей подростков позволяет нам предположить, что наиболее эффективным будет воспитание толерантности у подросткового возраста.
Во-вторых, наукой довольно подробно исследованы вопросы: введение в содержание образования специального материала, дающего студентам информацию о культурах, позволяющего организовать ее обсуждение и эмоциональное переживание; воспитывающей роли ознакомления их с традициями дружбы и добрососедства представителей различных рас, народов, конфессий; важности формирования представлений подростков о правах человека, плюрализме как нормах современного общества. При этом малоизученным остается вопрос о том, как педагогу работать с такими сдерживающими формирование толерантности явлениями, как социальные стереотипы, культуроцентризм [8, с. 63]. Какие условия необходимо создать для преодоления подростком этих внутренних барьеров? Расширение кругозора студентов, углубление их знаний в области культуры и прав человека не всегда решают эту проблему.
В-третьих, недостаток многих предлагаемых путей воспитания толерантности в том, что они ориентированы на дополнительные спецкурсы, факультативы, учебные модули. Школьные программы часто оказываются перегруженными. Возникает потребность разработки таких методик, применение которых было бы возможным в рамках университетской программы, на лекциях и внелекционных занятиях. Поэтому мы сталкиваемся уже с научной проблемой, суть которой в противоречии между необходимостью формирования толерантности у студентов и недостаточной разработанностью в науке вопроса о педагогических условиях этого процесса.
Толерантность можно рассматривать как частный случай ценностного отношения человека к другому человеку наряду с такими феноменами, как гуманность, альтруизм. Данное качество проявляется во взаимосвязи с преодолением человеком собственных эгоцентристских установок и переживанием чувства собственной свободы. Условием формирования толерантности у подростков является организация специально подготовленных встреч. Это предполагает знакомство, беседу студентов с представителями иных культур в привлекательной и ценной для подростка среде. Это могут быть непосредственные встречи подростка с представителями иных культур, организуемые во время туристско-краеведческих поездок. Условиями формирования толерантности являются также: проблематизация отношений студентов к представителям иных культур; организация специальных дискуссий, позволяющих им соотнести собственное отношение к иным культурам с взглядами и мнениями сверстников; оказание помощи подростку в овладении им коммуникативными умениями [9. с. 354].
Формирование толерантности у подростков обусловлено и особенностями позиции педагога, разделяющего идеи гуманистического воспитания, поддерживающего свободу ребенка в его ценностном самоопределении, проявляющего толерантность к подростковой субкультуре. Педагогу необходимо выявить влияние возрастных особенностей подростков на процесс воспитания толерантности, разработать модель педагогических условий формирования толерантности у подростков. Педагог обязан экспериментально апробировать разработанную модель в процессе своей воспитательной деятельности по формированию толерантности у подростков, с использованием наблюдения, беседы, анализа педагогических ситуаций, анкетирования, анализа творческих работ студентов [3, с. 118].
Методы исследования могут быть разные: теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы; анализ педагогического опыта; моделирование педагогических условий формирования толерантности у подростков. Толерантность можно охарактеризовать как сущностное, родовое, свойственное природе человека качество, процесс формирования которого требует создания благоприятных условий; как частный случай ценностного отношения человека к людям вообще; как феномен, взаимосвязанный с переживанием человеком чувства собственной свободы и преодолением собственных эгоцентристских установок.
Особенно важно использовать особенности подросткового возраста, влияющие как позитивно (интерес подростков к образу жизни других людей, внимание к вопросам собственной культурной идентичности, стремление заявить о своем мнении по волнующим взрослых проблемам, определение своей позиции в сфере человеческих отношений, развитие чувства социальной ответственности), так и негативно (повышенная конфликтность, эгоизм, инфантилизм некоторых подростков) на формирование толерантности у школьников. После этого можно выявить педагогические условия формирования толерантности у подростков, к которым относятся: организация встреч подростков с иными культурами; проблематизация их отношений к представителям иных культур; организация дискуссий для соотнесения их мнений в отношении иных культур; оказание помощи студентам в овладении ими умениями критически мыслить, анализировать свои и чужие мнения, вести диалог; а также особенности позиции педагога, работающего с подростками [5, с. 99]. Эти выводы об условиях формирования толерантности у подростков вносят вклад в активно развивающуюся сегодня теорию поликультурного образования.
Исследование расширяет научно-педагогические представления о специфике организации воспитательного процесса в контексте возрастных особенностей подростков. Новые способы воспитания толерантности у студентов могут быть использованы для подготовки студентов разных вузов к их профессиональной деятельности в современном многокультурном обществе. В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами. Резкие перемены в жизни общества породили проблемы. Происходит героизация насилия, образы которого обрушивают на детей СМИ (кино, мультфильмы, комиксы). Часто дети используют их в качестве моделей поведения. Возрождаются идеологии ненависти - нацизм, фашизм. Они вовлекают молодежь в политические движения, направленные против иммигрантов и представителей другой культуры (например, движение скинхедов) - это опасные реальности сегодняшнего дня.
Если симптомы нетерпимости существуют в обществе, то они существуют и в учебных заведениях: насмешки, оскорбления, запугивание, подавление, насилие. Эти симптомы могут проявляться в отношениях между всеми участниками образовательного процесса. В сфере образования толерантность можно понимать как признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, способность конструктивно преодолевать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий. Но для того чтобы успешно решать задачи по воспитанию толерантности, педагог сам должен быть толерантен, должен учиться толерантности, постигать ее суть умом и сердцем.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования нового поколения по специальности «Право и организация социального обеспечения» отражены требования к результатам освоения профессиональной образовательной программы.
В число общих компетенций, которыми должен обладать юрист, еошли такие компетенции, включающие способность:
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения
Студент - это молодой человек который имеет все возможности дальнейшего развития и является важнейшим интеллектуальным потенциалом нашего общества. Молодому юристу необходимо умение: конструктивно взаимодействовать с другими людьми, определять предвзятое мнение и стереотипы; видеть и правильно оценивать проявления дискриминации на национальной почве. Поэтому на уроках обществознания, будучи студентом, он должен научиться, с помощью преподавателя, разбираться в таких вопросах, как: нации и национальные отношения, конфликты в обществе. Роль педагога - самому проявлять «активную толерантность».Это - умение «мирно», неконфликтно убедить «другого» в своей правоте, поспорить, отстоять свое мнение. Наконец, «активная толерантность» - это подчас и непосредственное действие, то есть, способность заступиться за униженного, защитить права другого [7].
Изучая курс «Права человека» студент получит знания по следующим темам: понимание и принятие таких ценностей, как толерантность и стереотипы, справедливость, равенство, достоинство, сотрудничество, право и политика, нарушения прав человека, национализм, дискриминация.
Когда-то в большой семье, или на деревенской улице, или в городском дворе дети постигали навыки терпимости, общения, взаимопонимания. Теперь часто в семье - единственный ребенок, а общение со сверстниками во дворе и на улице заменило «общение» с компьютером. В этих условиях учебное заведение является оптимальным местом, где можно приобретать опыт социального взаимодействия, навыки толерантного поведения. Это - центр воспитания толерантности, так как толерантность является важным фактором устойчивости общества в целом [6, с. 76].
Таким образом, проблема формирования толерантного сознания оказывается более чем актуальной, и решение ее требует комплексного подхода, организации определенной системы целенаправленных действий как на уровне каждого образовательного учреждения, так и в широких рамках всего российского образования.
Из сказанного можно сделать вывод: формирование толерантности как интегрального качества личности подростков заключается в создании развивающего толерантного пространства и обеспечивается: разработкой и внедрением программы формирования толерантного взаимодействия подростков; формированием культурнообразовательной среды; использованием вариативных форм организации толерантного взаимодействия педагогов и подростков; формированием опыта толерантного взаимодействия подростков, согласованностью действий педагогов, родителей и детей, а также созданием условий для личностного развития и самореализации подростков.
Причем процесс этот должен быть разнонаправленным и многоступенчатым. Необходима специальная программа повышения квалификации - в виде обязательного модуля, вводимого в программы разных курсов, - направленная на формирование толерантного сознания преподавателей, на мотивацию их дальнейшей педагогической деятельности в этом направлении. В работе с педагогами, а затем и со студентами прежде всего должно быть уточнено и расширено само значение понятия толерантность, причем одним из самых важных для усвоения должен быть такой его важнейший аспект, как «толерантность к самому себе и к своему народу». Нельзя быть подлинно толерантным без любви «к отеческим гробам», будучи равнодушным к судьбам собственного народа. Но и нельзя быть настоящим патриотом, любя только собственный народ и ненавидя или презирая все остальное человечество.
Еще одна проблема, связанная с понятием толерантности, - это критерии и «границы» толерантности. Где кончается толерантность и начинаются равнодушие, попустительство? Еще в 30-е годы XX века писатель Бруно Ясенский написал замечательные слова: «Бойся равнодушных людей - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство» [3, с. 116].
Толерантность как ценностное отношение человека к другим людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур, можно отнести к сущностным, свойственным природе человека качествам. Феномен толерантности неразрывно связан с внутренним ощущением человеком собственной свободы. Это позволяет ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям толпы, преодолевать собственный эгоцентризм, который проявляется в стремлении полагать свои взгляды, ценности, образ жизни единственно верными и правильными. Процесс формирования толерантности не является самопроизвольным и требует создания благоприятных педагогических условий, которые могли бы способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации. На всех своих занятиях преподаватель должен преследовать цель: развитие культуры толерантности у студентов. Задача его деятельности: попытаться определить некоторые свои (и существующие в обществе) стереотипы в отношении представителей разных национальностей; задуматься над способами улучшения отношений между людьми разных национальностей; воспитание толерантного отношения к людям другой национальности, и постоянно создавать условия для формирования терпимости к национальным различиям между людьми. «Русский, немец и башкир - пусть меж нами будет мир. Ты - цыган, татарин - я, но мы - добрые друзья! Все в России мы живем, а Урал - наш общий дом».
Список литературы
Андрианов М. С. Психологические механизмы воздействия средств массовой информации на процессы правовой социализации. // Научные труды «Юридическая психология» / под ред. проф. Г.Х. Ефремовой. М., 1998. С. 34.
Биочинский В.И. Психолого-педагогические предпосылки формирования толерантности у подростков: учеб . пособие. Н. Новгород: Изд-во НА МВД России, 2010. С. 73
Васильев А.И. Инновации в системе непрерывного профессионального образования: материалы VIII Междунар. науч.-метод, конф. преподавателей вузов, ученых и специалистов. Н. Новгород, 2007. Т. 1. С. 116-118.
Карпухин О.И. Педагогика в деятельности преподавателя: краткий курс лекций. Н. Новгород: Изд-во ГГПУ, 2010. С. 99.
Коровин В.М. Коммуникативные умения преподавателя вуза как составляющая педагогической культуры // Актуальные научные достижения: сб. статей X Междунар. науч. конф. Прага, 2011. С. 71-76.
Молодёжь России 2000-2025: Развитие человеческого капитала. Министерство образования и науки РФ. Москва, 2013.
Климова М.В. Нравственная и педагогическая культура преподавателя как основа гуманизации педагогического общения: материалы V Всерос. конф.: В 2 т. Н. Новгород, 2009. Т. 1. С. 58-63.
Тетерский С.В. Введение в социальную работу: учеб . пособие. М.,
С. 354
Щукин Г.И. Роль деятельности педагога в познавательном процессе. М.: Просвещение, 1986. С. 271.
Федеральная целевая программа «Молодежь России».
формирование толерантность подростковый, условие формирование толерантность, педагогический условие формирование, толерантность рассматриваться контекст, возрастной особенность подростковый, толерантность ценностный отношение, формирование толерантность являться, развивать толерантный пространство, требовать создание благоприятный, создание благоприятный педагогический, условие формирование толерантность подростковый, педагогический условие формирование толерантность, формирование толерантность интегральный качество, процесс формирование толерантность являться, толерантность интегральный качество личность, формирование толерантность являться самопроизвольный, создание благоприятный педагогический условие, толерантность являться самопроизвольный требовать, являться самопроизвольный требовать создание, самопроизвольный требовать создание благоприятный,