СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Педагогические условия формирования толерантности у будущих юристов


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Кулагина Т. Д.,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин ПФ РГУП, г. Нижний Новгород

В статье рассмотрена проблема формирования толерантности как интегрального качества личности. Автор статьи разнопланово анализирует понятие толерантности и приходит к выводу о необходимости создания развивающего толерантного пространства посредством организации конкретных педагогических условий.

Ключевые слова: толерантность; педагогические условия; интернационализм; поликультурное образование; гуманистическое воспитание; развивающее толерантное пространство.

Международный день толерантности -16 ноября.

Как сообщает Интерфакс», президент РФ - В.В.Путин, как действующий председатель «Большой восьмерки», заявил от имени всех лидеров о том, что «толерантность для России имеет особое значение».

«Если российскому обществу не удалось бы достичь определенной гармонии между интересами представителей многочисленных конфессий и национальностей, то нам, наверное, не удалось бы создать единого и централизованного государства», - сказал В. Путин в ходе встречи с представителями «молодежной восьмерки». Как подчеркнул В. Путин, «...толерантность лежит в основе российской государственности, поскольку Россия на всем протяжении своей тысячелетней истории складывалось как многонациональное и много конфессиональное государство. Очевидно, что без решения этого вопроса, без толерантного отношения людей друг к другу, невозможно было бы решить ни одной другой проблемы». Он признал, что вопросы толерантности и терпимости, связаны и с проблемами образования. «Это одна из ключевых проблем развития человечества» [4].

Минувший XX век коренным образом изменил облик современного мира. Сегодня мы наблюдаем интеграцию национальных государств, экономик, культур. Возрастающая мобильность населения превращает многие страны в поликультурные сообщества, а движение за социальное равенство приводит к признанию прав все большего числа разнообразных социокультурных групп. Вместе с этим распространяются идеи нивелирования культурных различий, проекции на весь мир эталонных ценностей и образа жизни. Другой крайностью является распространение идей изоляционизма, национализма и культурной исключительности. Наиболее радикальные их проявления

фашизм и нацизм - также рождены XX веком. В ближайшем будущем культурные различия вообще могут стать главным источником враждебности между людьми. Это актуально и для России.

Наша страна - это страна с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур, с множеством проблем в межкультур- ных отношениях. К сожалению, нетерпимость к представителям иных культур через СМИ, социальное окружение детей все чаще проникает и к подросткам. Расизм, националистические предрассудки, дискриминация становятся распространенным явлением в детской среде. Многими учеными подчеркивается, что особенно важной проблемой сегодня становится проблема формирования толерантности у молодого поколения. Но процесс формирования толерантности не является самопроизвольным - он требует создания благоприятных педагогических условий, так как речь идет о воспитании в подростке толерантности ценностного отношения к другим людям, выражающегося в признании, принятии и понимании им представителей иных культур. В «Декларации принципов терпимости» (ЮНЕСКО) сказано: «Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека» [4].

«Толерантность» означает терпимость к чужому образу жизни, к иному мировоззрению, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, а также к людям иных религиозных, социальных и политических взглядов и традиций. «Понятие «толерантность» произошло от латинского слова «tolerantia», что в переводе означает «терпение, способность переносить, терпеливость». Все словари XX века однозначно указывают прямое толкование-перевод: толерантность - терпимость. Считается, что в России с толерантностью полный крах: русские ненавидят всё чужое, при этом, не очень заботясь и о своём, что делает нас одной из самых нетерпимых стран в мире. Определение толерантности через ценностное отношение к людям не случайно. Традиционно толерантность принято было трактовать как терпимость к другим. Однако в последнее время многие исследователи все чаще высказываются против понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к людям [2, с. 73]. Толерантность рассматривается в двух контекстах: во-первых, в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности), во-вторых, в контексте ценностного отношения к людям - представителям иных групп. Именно второе понимание толерантности легло в основу «Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО» [4].

В советской педагогике проблема толерантности решалась в рамках воспитания детей в духе интернационализма. Отмечая гуманистическую направленность советского интернационализма, следует сказать, что толерантность здесь рассматривалась лишь в контексте межнациональных отношений. Игнорировались проблемы нетерпимости и дискриминации в сфере религии, политики, субкультур. Да и межнациональные отношения рассматривались в основном с классовых позиций. В западных странах принято говорить о толерантности к самым разнообразным проявлениям инаковости и самобытности. В последние годы и в России проблема воспитания толерантности рассматривается в контексте поликультурного образования. Среди его задач исследователи выделяют воспитание подростков в духе терпимости и уважения к другим культурам [1, с. 34].

В науке разрабатываются концептуальные основы поликультурного образования. Но проблему воспитания толерантной личности еще нельзя признать достаточно изученной.

Во-первых, не исследован возрастной контекст воспитания толерантности. В каком возрасте складываются наиболее благоприятные предпосылки для формирования этого личностного качества? Анализ выявленных психологами и педагогами возрастных особенностей подростков позволяет нам предположить, что наиболее эффективным будет воспитание толерантности у подросткового возраста.

Во-вторых, наукой довольно подробно исследованы вопросы: введение в содержание образования специального материала, дающего студентам информацию о культурах, позволяющего организовать ее обсуждение и эмоциональное переживание; воспитывающей роли ознакомления их с традициями дружбы и добрососедства представителей различных рас, народов, конфессий; важности формирования представлений подростков о правах человека, плюрализме как нормах современного общества. При этом малоизученным остается вопрос о том, как педагогу работать с такими сдерживающими формирование толерантности явлениями, как социальные стереотипы, культуроцентризм [8, с. 63]. Какие условия необходимо создать для преодоления подростком этих внутренних барьеров? Расширение кругозора студентов, углубление их знаний в области культуры и прав человека не всегда решают эту проблему.

В-третьих, недостаток многих предлагаемых путей воспитания толерантности в том, что они ориентированы на дополнительные спецкурсы, факультативы, учебные модули. Школьные программы часто оказываются перегруженными. Возникает потребность разработки таких методик, применение которых было бы возможным в рамках университетской программы, на лекциях и внелекционных занятиях. Поэтому мы сталкиваемся уже с научной проблемой, суть которой в противоречии между необходимостью формирования толерантности у студентов и недостаточной разработанностью в науке вопроса о педагогических условиях этого процесса.

Толерантность можно рассматривать как частный случай ценностного отношения человека к другому человеку наряду с такими феноменами, как гуманность, альтруизм. Данное качество проявляется во взаимосвязи с преодолением человеком собственных эгоцентристских установок и переживанием чувства собственной свободы. Условием формирования толерантности у подростков является организация специально подготовленных встреч. Это предполагает знакомство, беседу студентов с представителями иных культур в привлекательной и ценной для подростка среде. Это могут быть непосредственные встречи подростка с представителями иных культур, организуемые во время туристско-краеведческих поездок. Условиями формирования толерантности являются также: проблематизация отношений студентов к представителям иных культур; организация специальных дискуссий, позволяющих им соотнести собственное отношение к иным культурам с взглядами и мнениями сверстников; оказание помощи подростку в овладении им коммуникативными умениями [9. с. 354].

Формирование толерантности у подростков обусловлено и особенностями позиции педагога, разделяющего идеи гуманистического воспитания, поддерживающего свободу ребенка в его ценностном самоопределении, проявляющего толерантность к подростковой субкультуре. Педагогу необходимо выявить влияние возрастных особенностей подростков на процесс воспитания толерантности, разработать модель педагогических условий формирования толерантности у подростков. Педагог обязан экспериментально апробировать разработанную модель в процессе своей воспитательной деятельности по формированию толерантности у подростков, с использованием наблюдения, беседы, анализа педагогических ситуаций, анкетирования, анализа творческих работ студентов [3, с. 118].

Методы исследования могут быть разные: теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы; анализ педагогического опыта; моделирование педагогических условий формирования толерантности у подростков. Толерантность можно охарактеризовать как сущностное, родовое, свойственное природе человека качество, процесс формирования которого требует создания благоприятных условий; как частный случай ценностного отношения человека к людям вообще; как феномен, взаимосвязанный с переживанием человеком чувства собственной свободы и преодолением собственных эгоцентристских установок.

Особенно важно использовать особенности подросткового возраста, влияющие как позитивно (интерес подростков к образу жизни других людей, внимание к вопросам собственной культурной идентичности, стремление заявить о своем мнении по волнующим взрослых проблемам, определение своей позиции в сфере человеческих отношений, развитие чувства социальной ответственности), так и негативно (повышенная конфликтность, эгоизм, инфантилизм некоторых подростков) на формирование толерантности у школьников. После этого можно выявить педагогические условия формирования толерантности у подростков, к которым относятся: организация встреч подростков с иными культурами; проблематизация их отношений к представителям иных культур; организация дискуссий для соотнесения их мнений в отношении иных культур; оказание помощи студентам в овладении ими умениями критически мыслить, анализировать свои и чужие мнения, вести диалог; а также особенности позиции педагога, работающего с подростками [5, с. 99]. Эти выводы об условиях формирования толерантности у подростков вносят вклад в активно развивающуюся сегодня теорию поликультурного образования.

Исследование расширяет научно-педагогические представления о специфике организации воспитательного процесса в контексте возрастных особенностей подростков. Новые способы воспитания толерантности у студентов могут быть использованы для подготовки студентов разных вузов к их профессиональной деятельности в современном многокультурном обществе. В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая, вражда между отдельными людьми и социальными группами. Резкие перемены в жизни общества породили проблемы. Происходит героизация насилия, образы которого обрушивают на детей СМИ (кино, мультфильмы, комиксы). Часто дети используют их в качестве моделей поведения. Возрождаются идеологии ненависти - нацизм, фашизм. Они вовлекают молодежь в политические движения, направленные против иммигрантов и представителей другой культуры (например, движение скинхедов) - это опасные реальности сегодняшнего дня.

Если симптомы нетерпимости существуют в обществе, то они существуют и в учебных заведениях: насмешки, оскорбления, запугивание, подавление, насилие. Эти симптомы могут проявляться в отношениях между всеми участниками образовательного процесса. В сфере образования толерантность можно понимать как признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, способность конструктивно преодолевать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий. Но для того чтобы успешно решать задачи по воспитанию толерантности, педагог сам должен быть толерантен, должен учиться толерантности, постигать ее суть умом и сердцем.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования нового поколения по специальности «Право и организация социального обеспечения» отражены требования к результатам освоения профессиональной образовательной программы.

В число общих компетенций, которыми должен обладать юрист, еошли такие компетенции, включающие способность:

понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения

Студент - это молодой человек который имеет все возможности дальнейшего развития и является важнейшим интеллектуальным потенциалом нашего общества. Молодому юристу необходимо умение: конструктивно взаимодействовать с другими людьми, определять предвзятое мнение и стереотипы; видеть и правильно оценивать проявления дискриминации на национальной почве. Поэтому на уроках обществознания, будучи студентом, он должен научиться, с помощью преподавателя, разбираться в таких вопросах, как: нации и национальные отношения, конфликты в обществе. Роль педагога - самому проявлять «активную толерантность».Это - умение «мирно», неконфликтно убедить «другого» в своей правоте, поспорить, отстоять свое мнение. Наконец, «активная толерантность» - это подчас и непосредственное действие, то есть, способность заступиться за униженного, защитить права другого [7].

Изучая курс «Права человека» студент получит знания по следующим темам: понимание и принятие таких ценностей, как толерантность и стереотипы, справедливость, равенство, достоинство, сотрудничество, право и политика, нарушения прав человека, национализм, дискриминация.

Когда-то в большой семье, или на деревенской улице, или в городском дворе дети постигали навыки терпимости, общения, взаимопонимания. Теперь часто в семье - единственный ребенок, а общение со сверстниками во дворе и на улице заменило «общение» с компьютером. В этих условиях учебное заведение является оптимальным местом, где можно приобретать опыт социального взаимодействия, навыки толерантного поведения. Это - центр воспитания толерантности, так как толерантность является важным фактором устойчивости общества в целом [6, с. 76].

Таким образом, проблема формирования толерантного сознания оказывается более чем актуальной, и решение ее требует комплексного подхода, организации определенной системы целенаправленных действий как на уровне каждого образовательного учреждения, так и в широких рамках всего российского образования.

Из сказанного можно сделать вывод: формирование толерантности как интегрального качества личности подростков заключается в создании развивающего толерантного пространства и обеспечивается: разработкой и внедрением программы формирования толерантного взаимодействия подростков; формированием культурнообразовательной среды; использованием вариативных форм организации толерантного взаимодействия педагогов и подростков; формированием опыта толерантного взаимодействия подростков, согласованностью действий педагогов, родителей и детей, а также созданием условий для личностного развития и самореализации подростков.

Причем процесс этот должен быть разнонаправленным и многоступенчатым. Необходима специальная программа повышения квалификации - в виде обязательного модуля, вводимого в программы разных курсов, - направленная на формирование толерантного сознания преподавателей, на мотивацию их дальнейшей педагогической деятельности в этом направлении. В работе с педагогами, а затем и со студентами прежде всего должно быть уточнено и расширено само значение понятия толерантность, причем одним из самых важных для усвоения должен быть такой его важнейший аспект, как «толерантность к самому себе и к своему народу». Нельзя быть подлинно толерантным без любви «к отеческим гробам», будучи равнодушным к судьбам собственного народа. Но и нельзя быть настоящим патриотом, любя только собственный народ и ненавидя или презирая все остальное человечество.

Еще одна проблема, связанная с понятием толерантности, - это критерии и «границы» толерантности. Где кончается толерантность и начинаются равнодушие, попустительство? Еще в 30-е годы XX века писатель Бруно Ясенский написал замечательные слова: «Бойся равнодушных людей - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство» [3, с. 116].

Толерантность как ценностное отношение человека к другим людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур, можно отнести к сущностным, свойственным природе человека качествам. Феномен толерантности неразрывно связан с внутренним ощущением человеком собственной свободы. Это позволяет ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям толпы, преодолевать собственный эгоцентризм, который проявляется в стремлении полагать свои взгляды, ценности, образ жизни единственно верными и правильными. Процесс формирования толерантности не является самопроизвольным и требует создания благоприятных педагогических условий, которые могли бы способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации. На всех своих занятиях преподаватель должен преследовать цель: развитие культуры толерантности у студентов. Задача его деятельности: попытаться определить некоторые свои (и существующие в обществе) стереотипы в отношении представителей разных национальностей; задуматься над способами улучшения отношений между людьми разных национальностей; воспитание толерантного отношения к людям другой национальности, и постоянно создавать условия для формирования терпимости к национальным различиям между людьми. «Русский, немец и башкир - пусть меж нами будет мир. Ты - цыган, татарин - я, но мы - добрые друзья! Все в России мы живем, а Урал - наш общий дом».

Список литературы

Андрианов М. С. Психологические механизмы воздействия средств массовой информации на процессы правовой социализации. // Научные труды «Юридическая психология» / под ред. проф. Г.Х. Ефремовой. М., 1998. С. 34.

Биочинский В.И. Психолого-педагогические предпосылки формирования толерантности у подростков: учеб . пособие. Н. Новгород: Изд-во НА МВД России, 2010. С. 73

Васильев А.И. Инновации в системе непрерывного профессионального образования: материалы VIII Междунар. науч.-метод, конф. преподавателей вузов, ученых и специалистов. Н. Новгород, 2007. Т. 1. С. 116-118.

Декларации принципов терпимости. ЮНЕСКО. 16.11.1995.

Карпухин О.И. Педагогика в деятельности преподавателя: краткий курс лекций. Н. Новгород: Изд-во ГГПУ, 2010. С. 99.

Коровин В.М. Коммуникативные умения преподавателя вуза как составляющая педагогической культуры // Актуальные научные достижения: сб. статей X Междунар. науч. конф. Прага, 2011. С. 71-76.

Молодёжь России 2000-2025: Развитие человеческого капитала. Министерство образования и науки РФ. Москва, 2013.

Климова М.В. Нравственная и педагогическая культура преподавателя как основа гуманизации педагогического общения: материалы V Всерос. конф.: В 2 т. Н. Новгород, 2009. Т. 1. С. 58-63.

Тетерский С.В. Введение в социальную работу: учеб . пособие. М.,

С. 354

Щукин Г.И. Роль деятельности педагога в познавательном процессе. М.: Просвещение, 1986. С. 271.

Федеральная целевая программа «Молодежь России».








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ