НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Банщикова И. А.,
преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин ПФ РГУП, г. Нижний Новгород
В статье предпринята попытка осмысления феномена правовой социализации молодежи как фактора развития гражданского общества. Также анализируется проблема девиантного поведения и экстремистские тенденции в правовой социализации молодежи.
Сегодня многие специалисты отмечают усиление криминогенного влияния на молодежь (особенно в возрасте от 16 до 21 года), что ведет за собой нежелание большинства молодых людей содействовать органам правопорядка в борьбе с преступностью; возрастание влияния блатного жаргона, уголовно-тюремного фольклора, татуировок; ослабление правовых регуляторов поведения молодежи вместе с расширением правового нигилизма и т.д. Факторы, усиливающие преступность, многозначны, но для молодежи главными являются следствие отчужденных отношений, незнание своих прав, обесценивание человеческой жизни и здоровья, что свидетельствует о далеко зашедших процессах нравственной деградации.
Молодежная преступность - часть контекста всей динамики общества. Преступность - не сама болезнь, а лишь симптом более глубоких социальных заболеваний общества. Преступления не только обозначают девиантные линии поведения, а испытывают прочность и надежность нормативно-ценностной структуры общества.
Для понимания своеобразия правовой культуры России особое значение имеет проблема взаимоотношения права и нравственности. Соотносясь друг с другом в рамках нравственно-правовой культуры, право и нравственность оказывают регулятивное воздействие на сферу свободы и объективно направлены на стимулирование правомерной активности личности, создание всех необходимых предпосылок для ее социализации. Полная нравственно-правовая социализация личности - это идеал, стремиться к которому человеку предписывает долг его практического разума. На фоне обострения социально- экономических и политических отношений в российском обществе проблемы нравственно-правовой социализации молодежи приобретают актуальный характер.
Молодежь - особая социально-демографическая группа, она участвует во всех сферах жизнедеятельности общества и при этом отличается инновационностью. Молодежь в гражданском обществе и правовом государстве, как и все группы общества, сталкивается с системой права и правосознания.
Термин «правовая социализация» стал использоваться в 60-е годы XX века. Одним из наиболее известных исследователей этого феномена является французский социолог Ж. Карбонье. Он обратил внимание на социальность правовых явлений. Задача правовой социализации не только в том, чтобы члены социума усвоили правовые нормы, но и в том, чтобы они могли соотнести их с другими нормативными системами. Сама же правовая социализация выступает не как воспитание привычки повиноваться принуждению, а как привитие молодому поколению сознательной потребности обращаться к судье-арбитру, к третьему лицу в споре. Уровень правовой культуры личности и ее правосознания определяется степенью ее правомерного поведения, мотивами которого должны выступать внутренняя убежденность человека в справедливости требований правовых норм и значимости системы нравственных ценностей [1, с. 105].
Правовая социализация подразумевает передачу социального опыта от общества к личности. Важнейшим результатом правовой социализации является формирование правосознания, которое составляет собственно образовательный момент в процессе социализации (образование и воспитание здесь нераздельно связаны). Для этого можно выделить три составляющие нравственно-правовой социализации в ее динамической структуре.
Вначале право как таковое воспринимается по преимуществу сквозь призму нравственных требований, как моральный императив. Важнейшее значение на этом этапе имеет социализирующее действие семьи. Именно здесь молодой человек усваивает систему ценностей, определяющую его нравственную и правовую позицию. Затем следует восприятие нравственным сознанием норм права в форме закона. На этой ступени в личности молодого человека прежде всего формируются качества гражданина. И наконец, право само по себе воспринимается субъектом как нравственная ценность [2, с. 126]. Это - высшая ступень развития нравственно-правового сознания. Ее достижение свидетельствует о наибольшей степени социализации личности, поскольку здесь нравственное и правовое начало самосознания человека выступают в наиболее глубоком взаимодействии. Достижение этого уровня социализации говорит о полной включенности индивида в общественные процессы, о его признании в социальной среде в качестве легитимного субъекта социально-политического управления. На данном уровне социализации личности ее десоциализация невозможна, или возможна только как сравнительно редкое исключение.
Отношения права и нравственности в правовой социализации молодого человека особо важны при оценке девиантного поведения. Девиантное может быть созидательным и разрушительным. Границы между ними подвижны, т.к. меняются идеалы и ценности, нормы и правила. Если отклоняющееся поведение становится стойким, то обществу следует переоценить социальные нормы. С другой стороны, следует расширить доступ к законным способам социализации личности молодого человека, соблюдать социальное равенство перед законом всех членов общества, постоянно совершенствовать само законодательство, стремиться к адекватности наказаний.
Особенность нашего времени - возрастание числа молодых людей, вынужденных рисковать при усложненной реальности. Практика показывает, что все больше девиантное поведение становится рациональным - это сознательный выбор риска при опоре на профессионализм и творческую интуицию. С другой стороны, девиантное поведение и преступность связаны с маргинальностью, возникает состояние отчужденности, отверженности от общества.
Маргинальность свойственна молодым людям, находящимся в состоянии незавершенной социализации, особенностью которой является изменение, развитие личности в социальном времени. Молодой человек, будучи внешне прикреплен к определенным социальным общностям - семье, школе, малым группам дворовых, спортивных и других товариществ, вместе с тем внутренне находится в состоянии духовно-нравственной нестабильности, неопределенности, пребывает в процессе поиска самого себя и своего места в социуме. Эта внутренняя изменчивость, вовлеченность, связанная с взрослением, порождает основную массу проблем.
В условиях морально-правового конфликта молодому человеку чаще всего нелегко совершать выбор и принимать решение, которое отвечало бы необходимым нравственно-правовым критериям. Процесс принятия решений затормаживается, личность как бы застревает перед альтернативой: либо смирение и покорность, либо опасный конфликт, чреватый непредсказуемыми последствиями. Это поведение ведет не к разрешению проблемно-конфликтных ситуаций, а к их усугублению.
Состояние агрессивности в определенной степени имеет в своей основе генетическую (защитную) природу и, по сути, свойственно молодежи в силу возраста, получая выражение в отстаивании адекватно или ложно понимаемых прав, в завышенных претензиях и самооценках, стремлении идти к цели кратчайшим, хотя и не всегда правовым путем. Исследования показали, что молодежный экстремизм провоцируется шестью группами факторов: социально- психологическими, социально-экономическими, информационными, жизнеустройства, факторами исторического плана, психоэпидемическими.
Существенную роль в провоцировании экстремизма играет социально-психологический фактор страха. Экстремистский потенциал в молодежи сохраняется и может проявиться в том случае, если будут задеты ее ценностно-коренные интересы. Замечено, что молодые люди в большей степени устойчивы к проявлению экстремизма, если в них проявлены качества граждан и патриотов. Существенное значение имеет воспитательное воздействие, предполагающее переход от провоцирующих агрессию и экстремизм старых моделей воспитания к новым неконфликтным моделям.
В армейской среде существуют факторы, способствующие возникновению агрессивности, которая зачастую является благоприятной основой экстремизма и преступности. Недостаточная включенность в общество ведет к тому, что, придя в армию, молодой человек попадает в новый круговорот событий, а неподготовленность в правовой сфере приводит к новым проблемам. Оказалось, что 16 % военнослужащих знают свои права хорошо, 84 % - плохо; 14 % офицеров признались, что не знают прав военнослужащих, и еще 26 % затруднились с ответом [3, с. 55-56].
Молодежь, допускающая участие в криминальных группах, отличается определенным психологическим и нравственным складом. Среди основных характеристик выделяются: жестокость и прагматичность в оценке ситуации и выборе способа действий, понижен- ность значений морального фактора, правовой нигилизм, ярко выраженная неприязнь к органам охраны правопорядка, определенная практика правонарушений, оценка людей как средств достижения целей, принятие тезиса «цель оправдывает средства». Этой группе свойственны анархистский настрой, потребительское отношение к людям, ослабленность связей с семьей («уличные дети») [4, с. 43].
Абсолютное большинство совершаемых молодежью преступлений обусловлено тем, что они оказываются не в состоянии справиться с собственными внутренними противоречиями, не находят оптимальных, социально одобряемых путей, средств и способов их разрешения.
Правовая социализация позволяет молодому человеку выбрать цель и определить стратегию поведения, не противоречащую правовым нормам общества, позволяющая снизить или исключить проявления экстремизма как радикальной формы преступления. Действенность системы правовой социализации в профилактике экстремистских тенденций находится в прямой зависимости от степени ее совпадения с внутренне присущей каждой личности молодого человека системы взглядов, принципов, ценностей и норм поведения.
Законопослушное поведение является результатом успешного использования молодым человеком уроков общества. В борьбе с наркоманией, преступностью и в целом с девиантным поведением необходимо создание гибкой системы, сочетающей различные формы и способы (пропаганда, профилактика, социальная поддержка и помощь, силовые операции, психологическое воздействие, экономическое стимулирование и т.д.). При этом существенной частью является выработка в ребенке, начиная с раннего детства, внутренних защитных механизмов и личностного непримиримого отношения к нарушениям базовых принципов нормального бытия.
Единая государственная политика должна основываться на развитой законодательной базе. При этом гражданско-правовое воспитание, формирование патриотического и национального самосознания на основе общенациональной идеи возрождения России, в целом нравственно-правовая социализация молодежи является фактором успешного развития гражданского общества.
Список литературы
КарбонъеЖ. Юридическая социология. М.: Прогресс, 1986.
Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М.: Юрист, 1995.