СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Правовое поле реализации норм закона «о торговле» в условиях вступления россии в вто


ПРАВОВОЕ ПОЛЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ ЗАКОНА «О ТОРГОВЛЕ» В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Чилингарян JI. В.,

старший преподаватель кафедры гражданского права ПФ РГУП, г. Нижний Новгород

Вступление Российской Федерации в ВТО ознаменовалось введением в отношении иностранного товара, а соответственно и в отношении его производителей, принципов правового регулирования, установленных международными актами, изданными в рамках ВТО. В связи с этим, при регламентации деятельности товаропроизводителей на территории Российской Федерации, в частности в сфере продовольственного рынка, в отношении отечественных производителей и отечественных продуктов питания устанавливаются более жесткие «правила игры» при обороте указанных товаров, нежели в отношении иностранных товаропроизводителей, деятельность которых регламентируется международно-правовыми договорами и Законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Ключевые слова: Закон о торговле; ВТО; принципы; иностранные товары.

Принципы международного торгового права, воплощенные в праве ВТО, юридически скрепляют международную торговую систему в единое целое. К таким принципам можно отнести в частности: принцип развития торговли («свободы торговли»); принцип либерализации правового режима международной торговли; принцип защиты национального рынка.

Правовое закрепление на уровне принципов получили некоторые идеологические постулаты: честной конкуренции, рыночной экономики (при всех различиях в их интерпретации и во взглядах на степень их реального воплощения в жизнь). Большое значение для функционирования международной торговой системы и обеспечения международного торгового правопорядка имеют международно- правовые принципы взаимности, взаимной выгоды, сотрудничества, равноправия государств.

В качестве метода обеспечения, реализации всех или многих принципов используются особые - специальные - «принципыпоз

методы», «принципы-стандарты»: принцип экономической не дискриминации (или принцип не дискриминации в торговле); принцип наибольшего благоприятствования (правильнее было бы называть его принципом предоставления режима наибольшего благоприятствования); принцип предоставления национального режима; принцип преференций (или принцип предоставления преференциального режима). Без этих принципов организация международной торговли и стабильный правопорядок были бы невозможны.

Принцип недискриминации в торговле означает, что каждое государство должно обеспечить в своей торгово-экономической системе одинаковые (равные) общие условия для всех государств, их вещей и лиц - с соответствующими правомерными исключениями. Принцип недискриминации запрещает выборочно ухудшать условия отдельному государству, его вещам и лицам, но он не запрещает выборочно улучшать эти условия, в результате чего общий правовой режим может превратиться в дискриминационный для отдельных государств, их вещей и лиц.

Противодействует такому развитию событий принцип наибольшего благоприятствования. Он означает обязанность государства предоставить государству-партнеру, его вещам и лицам в согласованной сфере наиболее благоприятные (т.е. наилучшие) условия, которые предоставлены любому третьему государству, его вещам и лицам. Тем самым государствами используется метод уравнивания условий не в общем, а в наилучшем режиме.

В преамбуле Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) указано, что государства-участники должны устранить дискриминационный режим в международной торговле. В статье XIII прямо закрепляется недискриминационное применение количественных ограничений: государства не должны применять запреты или ограничения на ввоз/вывоз товара из любой страны/с любой территории, если такой ввоз/вывоз не запрещен либо не ограничен из всех третьих стран подобным же образом. В статье XVII говорится, что государственные торговые предприятия в своих операциях, касающихся внутренней и внешней торговли, должны действовать в рамках общего недискриминационного режима так же, как действуют частные коммерсанты.

Основная сфера действия принципа наибольшего благоприятствования определена в статье I ГАТТ: таможенные пошлины и с возом или вывозом. Практически вся тарифная и нетарифная сфера регулирования импорта-экспорта попадает под действие ПНБ. Согласно Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС), принцип наибольшего благоприятствования применяется также в сфере международной торговли услугами. Согласно Соглашению ТРИПС, применение принципа наибольшего благоприятствования, наряду с национальным режимом, предусматривается в области прав интеллектуальной собственности.

Принцип предоставления национального режима означает, что государство предоставляет вещам и лицам государства-партнера в согласованной сфере отношений такие же условия, какие оно предоставляет национальным вещам и лицам. Например, в отношении импортированных иностранных товаров действуют такие же налоги, какие действуют в отношении отечественных товаров. Принцип предоставления национального режима в определенных сферах международной торговли постепенно сливается с принципом наибольшего благоприятствования, поскольку высшим показателем наибольшего благоприятствования часто является уравнивание иностранного компонента с национальным; предоставление иностранному товару или лицу такого же правового режима, как и национальному товару или лицу. Этот принцип также препятствует дискриминации.

Принцип предоставления национального режима, вместе с принципами недискриминации и набольшего благоприятствования, представляют собой «триединство», которое организует правовое пространство для международной торговли. Сфера действия принципа предоставления национального режима определена в статье III ГАТТ: иностранные товары должны получить национальный режим в том, что касается внутренних продаж, перевозок, потребления, налогообложения и т.п.

В зоне контроля находится все внутреннее законодательство. Неблагоприятное - дискриминационное - отношение к иностранным вещам и лицам может прятаться глубоко во внутреннем законодательстве - на общегосударственном, региональном и местном уровнях; как в законах, так и в подзаконных актах, в судебных решениях. Согласно тексту ГАТС, национальный режим должен быть предоставлен услугам и поставщикам услуг любого другого члена ВТО (п. 1 ст. XVII). Согласно тексту Соглашения ТРИПС, клаузула о национальном режиме распространяется на лиц из стран - членов ВТО в части прав на интеллектуальную собственность (ст. 3).

Через принцип предоставления национального режима происходит конвергенция правовых систем разных государств, унификация правовых режимов и национальных законодательств. Все это, среди прочего, движет правовые надстройки к формированию единого - глобального - правового пространства.

Принцип предоставления преференциального режима развивающимся и наименее развитым странам также представлен в различных нормах соглашений ВТО. Возможность принятия особых мер применительно к наименее развитым странам/территориям предусмотрена в статье XVIII ГАТТ. В 1965 г. в текст ГАТТ была инкорпорирована Часть IV «Торговля и развитие», адаптированная к новым условиям постколониального устройства международной торговой системы (статьи XXXVI-XXXVIII). Предоставление торговых преференций не считается теперь нарушением ПНБ.

В статье XXXYII ГАТТ зафиксировано обязательство развитых государств «в максимально возможной степени»: устранять барьеры для товаров из развивающихся стран; не повышать тарифные ставки и нетарифные барьеры; снижать фискальные меры в отношении сырьевых и прочих товаров из развивающихся стран. В 1979 г. было принято специальное Решение о дифференцированном и более благоприятном режиме взаимности и более полном участии развивающихся стран.

Прослеживается тенденция на предоставление наименее развитым странам (примерно 50 государств Африки и Азии) дополнительных преференций и более льготного правового режима в отдельных вопросах; например, для наименее развитых стран устанавливается льготная периодичность представления в Орган ВТО обзоров о своей торговой политике. В Решении о мерах в пользу наименее развитых стран признаются особые потребности этой группы государств в области доступа на рынки; решено, что уступки по тарифным и нетарифным мерам в отношении товаров из наименее развитых стран могут осуществляться с опережением сроков; их экспортным интересам будет уделяться особое внимание.

С 1 февраля 2010 года на территории Российской Федерации начали действовать положения Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» [2]. Указанный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности на территории Российской Федерации.

Часть 1 статьи 1 вслед за названием самого Закона указывает на содержание и основной предмет правового регулирования данного Закона: этот Закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в России. Как говорилось во введении, основной идеей Закона, по мнению авторов его проекта, является упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории России, в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, не обусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранения излишних административных барьеров в торговле. Там же говорилось, что разработка законопроекта предусматривалась в рамках создания и развития рыночных институтов, обеспечивающих конкурентоспособность экономики, а также в рамках повышения эффективности государственного управления.

В части 2 указанной статьи определены цели Закона, т.е. обозначены желаемые результаты регулирования, осуществляемого данным Законом.

Целями указанного Федерального закона являются:

обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;

обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;

разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов

Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

Указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

Часть 4 статьи 1 определяет изъятия из сферы действия указанного Закона, т.е. отношения, к которым положения данного Закона не применяются. В отношении этих изъятий необходимо отметить следующее. Положения указанного Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности.

Формальным основанием исключения из сферы действия Закона отношений в связи с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности является существование самостоятельного федерального закона, регулирующего указанные отношения - Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [1]; фактическим - существенное различие в методах регулирования торговых отношений во внешней и внутренней торговой среде (включая запрет на применение для регулирования внешнеторговых отношений, не поименованных в данном Федеральном законе методов), обусловливаемое не только международными договорами, участником которых является Российская Федерация, но и требованиями Всемирной торговой организации, других международных торговых организаций о приведении национального законодательства в соответствии с принятыми указанными организациями стандартами, принципами и документами.

Раздельное регулирование внутренней и внешней торговли характерно для национальных систем законодательства значительной части государств. Однако есть и примеры объединения регулирования двух сфер торговли в едином законодательном акте (например, в Республике Казахстан - в Законе 2004 г. «О регулировании торговой деятельности», Республике Хорватия - Закон 2008 г. «О торговле», других странах, принявших торговые кодексы и иные кодифицированные акты или комплексные законодательные акты о торговле).

Согласно статье 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. В свою очередь, внешняя торговля товарами определяется как импорт и (или) экспорт товаров.

Существует мнение, что обособление отношений в связи с организацией и осуществлением внешней торговли от отношений в связи с организацией и осуществлением торговли на внутреннем рынке Российской Федерации позволяет автономно решать характерные для обеих сфер торговли проблемы и таким образом не осложнять процесс вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Достаточно нестандартное для стран с рыночно ориентированной экономикой государственное регулирование внутренней торговли в Российской Федерации, на наш взгляд, не причинит существенного вреда внешней торговле Российской Федерации; напротив, для некоторых категорий зарубежных поставщиков товарный рынок Российской Федерации может даже стать привлекательным ввиду фактически государственных гарантий высокоскоростных расчетов за поставленные продовольственные товары, «очищения» товарных договоров от сервисных элементов и т.д.

Что касается внутренней торговли, то установление на внутреннем рынке более жестких правил, чем предусмотрены национальными законодательствами других государств, может способствовать развитию внешней торговли товарами за счет увеличения со стороны крупных торговых компаний интереса к организации деятельности по импорту в Российскую Федерацию отдельных видов продовольственных товаров и тем самым деформировать такой сектор внутреннего рынка Российской Федерации, как производство и оборот соответствующих товаров [3, с. 4-12].

В таких условиях, когда Закон о торговле применяется только к отношениям, складывающимся на территории Российской Федерации между российскими компаниями, устанавливая ряд жестких запретов в отношении российских субъектов торговой деятельности на продовольственном рынке, в том числе на включение в дистрибьюторские соглашения ограничений по территории и покупателям, косвенным образом создаются преференции для вхождения на российский продуктовый рынок иностранных производителей и поставщиков продовольственных товаров, на которых не распространяются положения указанного закона.

Список литературы

Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.

Собрание законодательства РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

Щур-Труханович JI.B. Предмет Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»: регулируемые и нерегулируемые отношения // Торговое право. 2011. № 1. С. 4- 21; №2. С. 4-12.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ