СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Международный опыт регулирования субъектов организованных торгов


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ОРГАНИЗОВАННЫХ ТОРГОВ

Сергеева Е. С.,

старший преподаватель кафедры гражданского права ПФ РГУП, г. Нижний Новгород

В статье анализируется международный опыт правового регулирования организованных торгов, приводятся концепции регулирования международных частных отношений в сфере организованных торгов, рассматриваются основные источники правового регулирования на международном уровне; определена роль международного частного права для регулирования правоотношений в сфере организованных торгов.

Ключевые слова: правовое регулирование; организованные торги; международные частные правоотношения на организованном рынке; иностранный элемент.

Под регулированием можно понимать любые формы правил поведения субъектов организованных торгов. Данные правила могут приниматься и разрабатываться носителями государственной власти и самими участниками организованного рынка, на межгосударственном уровне и в рамках отдельных государств.

Правила и стандарты, разрабатываемые международными организациями в виде рекомендаций, получили в юридической литературе наименование норм «мягкого права» [2, с. 7], а стандартные договоры, вырабатываемые участниками рынков, обычно именуются lexmercatoria [3, с. 420].

На национальном организованном рынке первоочередным регулятором является центральный банк или иная подобная организация, основная функция которой - установление общих правил обращения объектов организованных торгов и осуществление банковского надзора. Существуют также специальные ведомства, устанавливающие правила и осуществляющие надзор в отдельных сегментах организованного рынка, например, в области рынка ценных бумаг. В последнее время все больше государств создают единые органы - так называемые «мега-регуляторы» [1, с. 16], к компетенции которых относятся вопросы, связанные с функционированием финансового рынка в целом. В России соответствующие полномочия полностью переданы ме- га-регулятору Центральному Банку.

На международном уровне структура органов регулирования в определенной степени отражает подход, присущий национальным правопорядкам. Во главе находится Международный валютный фонд (далее - МВФ), учрежденный на валютно-финансовой конференции Организации объединенных наций в Бреттон-Вудсе, штат Нью- Хэмпшир (США), в 1944 году. К целям МВФ отнесены: содействие развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере, расширению и сбалансированному росту международной торговли, стабильности валют, оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами и другие [10].

Предполагается, что на мировом уровне еще не было создано единого «мега-регулятора», хотя близко к тому находится Форум финансовой стабильности (далее - Форум). УНИДРУА при разработке некоторых своих инструментов прямо ссылается на документы Форума финансовой стабильности [13]. Форум был создан в 2007 г. министрами финансов Большой семерки для того, чтобы координировать на международном уровне работу национальных финансовых органов и органов, устанавливающих международные стандарты на финансовых рынках. Целью Форума является выработка и распространение эффективной политики регулирования и надзора за финансовыми рынками. Форум взаимодействует с МВФ для целей так называемого «раннего предупреждения» - механизма, разработанного после кризиса 2008 г. по инициативе Большой двадцатки [11].

В рамках Форума был разработан документ, имеющий значение для международного организованного рынка - свод правил, касающихся Основных принципов эффективных режимов для финансовых институтов [14]. Основные принципы эффективных режимов для финансовых институтов касаются холдинговых компаний, филиалов иностранных компаний, финансовых систем. В тексте документа они совместно именуются «инфраструктурой финансового рынка», определяемой в качестве «многосторонней системы финансовых институтов, включающей оператора системы, функционирующего для целей записи, клиринга, взаимозачета платежей, ценных бумаг, деривативов и других финансовых сделок». Данное определение было разработано совместно Комитетом по платежным системам Банка для международных расчетов (далее - БМР) и Международной организацией комиссий по ценным бумагам [4].

Данный свод правил распространяется на ликвидационный неттинг, а также на соглашения о взаимозачете и обеспечительные сделки. В частности, предусматривается право регулирующего органа приостанавливать положения «стандартной рыночной документации для финансовых контрактов», касающихся досрочного исполнения, прекращения и других подобных обязательств. Речь идет о Генеральном соглашении Международной ассоциации свопов и деривативов, широко используемом на международном организованном рынке [12].

На международном уровне действуют специальные органы, задачей которых является регулирование отдельных сегментов международного организованного рынка - так называемые «функциональные регуляторы». Одним из основных «функциональных регуляторов» в сфере организованных торгов является Международная организация комиссий по ценным бумагам (далее - НОСКО) [6], а также БМР, в частности созданный в рамках него Базельский комитет по банковскому надзору [5]. БМР выработал ряд документов, касающихся в первую очередь платежных и расчетных систем. К примеру, в 2001 г. были приняты Ключевые принципы для системно-значимых платежных систем, а также (совместно с НОСКО) Рекомендации для систем расчета по ценным бумагам [7]. Оба документа входят в число международных стандартов, на соответствие которым Мировым банком и МВФ проводится оценка законодательства отдельных стран, регулирующего финансовый сектор, в рамках Программы оценки финансового сектора.

НОСКО отвечает за унификацию регулирования на рынке ценных бумаг. Данная организация была основана в 1983 г., члены НОСКО регулируют более 95% рынков ценных бумаг по всему миру из более ста юрисдикций [6]. Интерес ИОСКО сосредоточен на рынках капитала: основным документом, разработанным ИОСКО, является «Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг» [7]. Данный документ устанавливает три основных цели - защита инвесторов, обеспечение честности, эффективности и прозрачности рынков, а также снижение системного риска - и тридцать принципов, в том числе принципы приведения в исполнение регулирования рынка ценных бумаг; принципы кооперации и регулирования; принципы, адресованные коллективным инвестиционным схемам; принципы, адресованные посредникам на рынке ценных бумаг; принципы вторичного рынка. Например, устанавливается принцип равенства держателей ценных бумаг. В целом, принципы устанавливают правила поведения на рынке, такие как прозрачность, раскрытие информации, требования достаточности капитала к посредникам, запрет манипуляцией рынка и другие.

Вообще на организованном рынке следует выделить две концепции регулирования международных частных отношений.

Первая концепция предполагает, что гражданско-правовое регулирование деятельности субъектов организованных торгов преимущественно сосредоточивается в нормативных документах государственных органах и лишь небольшая часть полномочий передается саморегулирующимся организациям, объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг (Франция).

Вторая концепция допускает, что максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям и значительное место занимают не жесткие предписания, а процесс согласования договорных условий участников организованных торгов. Государство сохраняет за собой основные координационные позиции в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования (Великобритания).

Среди более, чем 30 стран с развитыми организованными рынками и формами клиринговой деятельности, свыше 50 % имеют самостоятельные ведомства, службы по финансовым рынкам (США), примерно в 15 % стран за рынок отвечает министерство финансов, 15 % стран имеют смешанное управление. В некоторых странах с устойчивой банковской моделью рынка (например, Германия, Австрия, Бельгия) основную ответственность за клиринговые операции на фондовом рынке несет центральный банк и орган финансового надзора (если он отделен от центрального банка). Уникальной в этом отношении является Швейцария, где нет единого государственного органа, централизующего регулирование рынка ценных бумаг (эта функции разделены по регионам).

Определенный вклад в область правового регулирования, касающегося международного организованного рынка ценных бумаг, внесли Гаагская конвенция о праве, применимом к определенным правам в отношении ценных бумаг, находящихся у посредника, 2006 г. и Женевская конвенция УНИДРУА о материально-правовом регулировании ценных бумаг, находящихся у посредника, 2009 г. При этом Гаагская конвенция содержит коллизионные нормы, а Женевская - материальноправовые.

В международном регулировании отношений на организованном рынке большую роль играет разработка стандартной документации самими участниками рынка. Создаваемые в рамках такой документации правила формируют так называемые «частные правовые режимы», которые в будущем могут играть значительную роль в системе регулирования международных частных отношений.

Стандартные документы можно рассматривать как специфическую форму правового обычая [16, с. 82]. По мнению Г.В. Петровой, под «типовым международным финансовым контрактом» следует понимать «типовые (общие) условия заключения, гарантии исполнения и прекращения кредитных, расчетных, клиринговых, депозитарных, доверительных по ценным бумагам, инвестиционных, налоговых, страховых договорных отношений с иностранным элементом» [15, с. 71].

На международном организованном рынке разработка стандартных документов ведется по различным секторам рынка. Разработкой правил в сегменте рынке капиталов занимается Международная ассоциация рынков капитала (далее - МАРК). МАРК была создана в 1969 г. с головным офисом в Швейцарии с первоначальным фокусом на рынки капитала [9]. В 1969 г. была образована «Ассоциация облигационных дилеров», которая впоследствии была переименована в «Международную ассоциацию рынка ценных бумаг». В 1984 г. создается «Международная ассоциация первичного рынка». В 2005 г. образовалась ассоциация - «Международная ассоциация рынков капитала».

Сегментом рынка производных финансовых инструментов занимается Международная организация свопов и деривативов (далее - ИСДА). Данная организация была создана в 1985 г. для того, чтобы «сделать внебиржевые рынки более эффективными» [8]. ИСДА насчитывает более 800 членов из 60 стран, среди которых различные корпорации, в том числе энергетические компании, инвестиционные менеджеры, правительства и наднациональные организации, страховые организации, международные и региональные банки. Основной документ, разработанный ИСДА, - это Генеральное соглашение ИСДА, на основе которого могут заключаться различные внебиржевые сделки.

Таким образом, правовое регулирование международных частных правоотношений на организованном рынке - сложный комплексный процесс, в который вовлечены государства, международные правительственные и неправительственные организации, ассоциации участников международного финансового рынка. Результатом деятельности регуляторов - как государств, так и участников рынка - являются две основных группы правил, устанавливающих права и обязанности государств и государственных органов в отношении правового регулирования международного организованного рынка и надзора за участниками данных рынков, и типовые условия сделок, заключаемых между участниками организованных торгов международных частных отношений.

В отечественной юридической литературе практически не предпринимались попытки комплексного изучения частных правоотношений на международном организованном рынке. Работы отечественных авторов базируются в основном на международно-правовых нормах, регулирующих отношения на рынке ценных бумаг и расчетные отношения, и не отражают практику международных правоотношений на организованных торгах, их особенности и сложную структуру.

Можно выделить особенности, присущие всем без исключения международным частным правоотношениям на организованных торгах,

наличие в сделках иностранного элемента, что позволяет вести речь о трансграничных сделках. В первую очередь, иностранный элемент проявляется в субъектном составе. Иностранный элемент будет иметь свои особенности в зависимости от вида конкретного правоотношения на организованном рынке.

Следует отметить, что сделки на организованных торгах с иностранным элементом порождают сложные правоотношения, а также служат стимулом к заключению других сделок и соглашений - сделок по обеспечению, сделок, связанных с расчетами по данным обязательствам, сделок, связанных с представительством и других. В свою очередь это предопределяет особенности их правового режима.

Безусловно, нормы международного частного права имеют большую значимость для регулирования правоотношений, возникающих на организованных торгах. Более того, вырабатываемые международным частным правом нормы оказывают существенное влияние не только на национальное законодательство, но и на практику его применения, и на договорную практику, существующую на организованном рынке.

Список литературы

1 .Баренбойм П.Д. Законопроект о реформе Гражданского кодекса игнорирует интересы российских вкладчиков и мировой опыт антикризисной работы на финансовых рынках // Право и экономика. 2010. № 11.

Бобов М.О. Новые требования к капиталу банков // Внутренний контроль в кредитной организации. 2012. № 4.

Канашевский В. А. Внешнеэкономические сделки: материально-правовое и коллизионное регулирование. М.: Волтере Клувер, 2010. С. 499-514.

Официальный сайт Банка для международных расчетов. URL: www.bis.org/publ/cpss94.pdf.

Официальный сайтБМР. URL: www.bis.org/publ/cpss46.pdf.

Официальный сайт ИОСКО. URL: www.iosco.org/about/index. cfm?section=background.

Официальный сайт ИОСКО. URL: www.iosco.org/library/ pub- docs/pdf/ IOSCOPD154.pdf.

Официальный сайт ИСДА. URL: www2.isda.org/about-isda/.

Официальный сайт МАРК. URL: www.icmagroup.org/assets/ docu- ments/Media/Brochures/2013 a/ICMA-overview-F eb-2013. pdfI.

Официальный сайт МВФ. URL: www.imf.org/extemal/np/ pp/eng/2010/090110.pdf.

Официальный сайт МВФ. URL: www.imf.org/extemal/pubs/ ft/aa/rus/index. pdf.

Официальный сайт Международной ассоциации свопов и деривативов. URL: www.isda.org/publications/isdamasteragrmnt.aspx.

Официальный сайт УНИДРУА. URL: www.unidroit.org/english/ govemments/councildocuments/2013session/cd92-06a-e.pdf.

Официальный сайт Форума финансовой стабильности. URL: www.fmancialstabilityboard.org/publications/r_l 11104cc.pdf.

Петрова Г.В. Международное финансовое право: учебник. М.: Юрайт, 2011. С. 71.

Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. М.: Юридический институт (Санкт-Петербург), 1998. С. 82.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ