СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Понятие «услуга» в международном и российском праве


ПОНЯТИЕ «УСЛУГА» В МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

Селезнев А. Н,

преподаватель кафедры гражданского права ПФ РГУП, г. Нижний Новгород

Данная статья посвящена изучению вопроса понятия услуги как неовещест- вленного объекта по российской доктрине и законодательству и анализу международных источников, применимых в Российской Федерации или планируемых к применению. В статье обозначены пути, по которым возможно дальнейшее движение в определении «услуга».

Ключевые слова: услуга; неовеществленный объект; объекты; понятие.

Действующий гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) выделяет большое количество объектов, в том числе не- овеществленных, таких как товарные знаки, некоторые результаты интеллектуальной деятельности, оказание услуг и т.д.

По сути, в ст. 128 ГК РФ нет такого объекта как услуги, т.к. в содержание статьи заложен процесс - оказание услуг. Полноценного определения понятия «услуга» мы не найдем, так же как и его признаков, но в свою очередь мы попытаемся предложить дефиницию «услуги» и соответствующие особенности как неовеществленного объекта гражданского права.

Единое универсальное понятия «услуги» в экономической и правовой доктрине не сложилось. Так, К. Маркс писал: «Услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительной стоимости - товара ли, труда ли» [2, с. 203]. Н.А. Баринов в своей монографии пишет: «Услуга - это экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительные стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека» [1, с. 17]. JI.B. Санникова понимает под «услугами» действия услугодателя по сохранению или изменению состояния невещественных благ (неимущественных прав, информации, нематериальных благ), совершаемых в пользу услугополучателя [6, с. 16]. Е.Г. Шаблова под услугой же понимает «способ удовлетворения индивидуальной потребности лица, который не связан с созданием (улучшением) вещи или объекта интеллектуальной собственности и достигается в результате деятельности, допускаемой действующим правопорядком на возмездных началах» [8, с. 13].

В свою очередь непосредственно сама конструкция оказания заимствована из римского права. Уже тогда закладывалась сущность конструкции услуги - это был особый договорной тип, включавший в себя три разновидности договоров, в котором основным критерием выступало наличие или отсутствие овеществленного результата (opus) [3, с. 189].

Если обратиться к современному российскому законодательству, то определение «услуги» содержится в п. 5 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. 1) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ: «услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности». В то время как ГК РФ не содержит четкого понятия «услуги», но содержит понятие «договора оказания услуг». Законодатель изначально в тексте статьи ограничил применение данного определения только целями налогообложения.

Анализ точек зрения различных авторов, законодательства дает основание полагать, что суть «услуги» со временем не изменилась. Так же, как и в римском частном праве, во время оказания услуги не предполагается создание вещей.

Таким образом, мы считаем, что сущностью услуги является то, что сама услуга как и процесс ее оказания имеют неовеществленный результат, что подтверждено судебной практикой [5], и имеют конкретную цель. Исходя из сформировавшейся правовой позиции, судебная практика идет по пути «все, что не работа (т.е. не имеет овеществленного результата) - услуга».

Согласно классическому определению, обязательство - правоотношение, в силу которого кредитор имеет право требования, а должник обязан совершить определенное действие или воздержаться от определенного поведения. Таким образом, обязательство сводится к правам и обязанностям сторон (содержание) и к тому, на что направлены эти права и обязанности (объект). Анализируя определение обязательства, можно выделить следующее: у объекта обязательства есть две формы: активная (действие) и пассивная (воздержание от действий). Услуги относятся только к первой категории.

На основании анализа доктрины, законодательства и судебной практики можно дать следующее понятие услуги в качестве определенных сторонами правомерных действий одного лица в пользу и/или интересах другого лица, направленные на решение конкретной цели, не связанные с созданием овеществленного результата.

Стоит отметить базовые признаки услуги:

Неовеществленность.

Моментальная потребляемость [7].

Каузальность.

Форма услуги - действие/деятельность лица.

В то же время стоит обратить внимание на международный аспект.

Стоит отметить, что общего определения «услуги» не содержится в зарубежном законодательстве (разберем более подробно на примере финансовых услуг). Так, например, в Решении Экономического совета СНГ «О проекте Концепции либерализации рынка финансовых услуг государств-участников СНГ», принятого в г. Москве 20.03.2012, содержится понятие «финансовая услуга», не содержащее конкретных признаков, но изобилующая абстрактными положениями, а именно: деятельность на рынках финансовых услуг, осуществляется в соответствии с законодательством.

В международном обороте существует большое количество услуг, такие как: «финансовые услуги», «инвестиционные услуги», «ва- лютно-расчетные и клиринговые услуги».

Г.В. Петрова в своей статьей отмечает, что «финансовые услуги выделены в самостоятельную, обособленную группу услуг Генераль- ного соглашения по торговле услугами (ГАТС) в рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО): они являются интегрированной частью группы "Банковские и другие финансовые услуги (исключая страхование)", которая, в свою очередь, относится к более крупной категории - разделу "Финансовые услуги".

В группу "Банковские и другие финансовые услуги (исключая страхование)" входят 12 подвидов услуг, среди которых::

1) прием от населения депозитов и других подлежащих выплате денежных средств; 2) выдача ссуд всех видов, включая потребительский кредит, залоговый кредит, факторинг и финансирование коммерческих операций; 3) финансовый лизинг, гарантии и обязательства; 4) торговля за свой счет и за счет клиентов, на валютной бирже и вне биржи производными продуктами, в том числе фьючерсами и опционами; инструментами, касающимися валютных курсов и процентных ставок, включая форвардные сделки; сделки с переводными ценными бумагами, прочими оборотными инструментами и финансовыми активами, включая золото и серебро в слитках; 5) другие операции» [4 с. 55-66].

Таким образом, в международном праве встречаются различные понятия «услуги». На наш взгляд, это связано с тем, что одним из важнейших признаков «услуги» является каузальность, т.е. цель услуги.

Такой же подход отражен и в Протоколе о присоединении России к ВТО, где нашли отражение как базовые обязательства, применимые ко всем услугам, так и специальные обязательства, применимые ко всем услугам.

Делая выводы, стоит отметить, что услуга является одной из важнейших категорий в ряду объектов национального гражданского права и международного права. В то же время у законодателя, так же, как и у правоприменителя, есть несколько вариантов развития права: конкретизировать и внедрить единое понятие услуги, использовать несколько различных вариантов определений в зависимости от сектора экономики и сферы деятельности (самый распространенный вариант) либо формулировать его в судебной практике, основываясь на базовых признаках, под конкретное дело в связи с его целью. На наш взгляд, целесообразнее сформировать совокупность признаков, которыми следует руководствоваться при разрешении конкретных дел, где наряду с базовыми признаками, выделенными нами выше, в зависимости от конкретной ситуации будут появляться уточняющие признаки, необходимые для правильного и полного разрешения дела.

Список литературы

Баринов Н.А. Услуги: (социально-правовой аспект): монография. Саратов, 2001. С. 17.

Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 23. М., 1962. С. 203-204.

Новицкий И.Б. Римское право. М., 2012. С. 189.

Петрова Г.В. Формирование международного права торговли финансовыми услугами и его влияние на национальное законодательство о финансовых рынках // Международное право и международные организации. 2012. № 4. С. 55-66.

Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010. № 18140/09 по делу N А56-59822/2008.

Санникова J1.B. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве. М., 2007. С. 16.

Степанов Д. Российская юстиция. 2000. № 2.

Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 13.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ