СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Влияние международных финансовых институтов на современную правовую систему


ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ НА СОВРЕМЕННУЮ ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ

Малышева Е. IO.,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права ПФ РГУП, г. Нижний Новгород

Широта формулировки настоящей статьи очевидна, но заявленный и предполагаемый в ней объем темы в предлагаемых ракурсах исследования оправдан исключительной актуальностью современного периода, в котором финансовая составляющая, бесспорно, возглавляет логический ряд экономического цивилизационного развития.

Ключевые слова: правовые исследования; финансовый институт; Вольс- бергские принципы; система Базеля; финансово-правовая система.

О своевременности правовых исследований финансовых факторов международного влияния говорят следующие факты: рост влияния международных финансовых холдингов, переход на электронную форму денежных переводов, создание альтернативных платежных систем и т.д.

Финансовые институты действуют как через глобальные международные финансовые организации: Международный Валютный Фонд (МВФ/IWF), Совет по финансовой стабильности (СФС/FSB), Банк международных расчетов (БМР/BIS), ФАТФ, так и через особые неправительственные организации (Базельская и Вольсбергская группы). Нельзя не отметить и роль международных рейтинговых агентств «Мудис Инвесторе Сервис», «Стандарт энд Пурс» и «Фич».

Например, Советом по финансовой стабильности (FSB) принято более 60 международных стандартов. А МВФ оценивает состояние финансовой системы в отдельных странах по следующим пяти ключевым критериям: применение базельских принципов банковского надзора; применение принципов регулирования рынка ценных бумаг Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO); применение основных принципов страхования; применение принципов для системно важных платежных систем Комитета по платежам и системам расчета; применение Кодекса надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике.

Указанные факторы переносят спектр исследования не только в транснациональную плоскость и требуют осознания конструкции «глобальное финансовое регулирование», но и ставят во главу угла необходимость принятия международных унифицированных финансовых актов в целях стабильности и устойчивости международной финансовой системы в целом.

Бесспорно, все эти обстоятельства не могут не касаться состояния и развития национального права, что соответственно влечет постановку следующих вопросов: есть ли пределы и границы наднационального финансового влияния; каковы последствия такого влияния; будут ли или должны будут видоизменяться другие государственно-правовые институты; должны ли быть скорректированы доктринальные подходы?

Поставленными выше вопросами и объясняется параллельное обращение автора непосредственно к правовой системе.

Напомним, что в структуру правовой системы обычно включают правовые нормы, институты и принципы; юридические учреждения; правовое сознание, правовую культуру; правотворчество; правореали- зацию; правопорядок [2].

С учетом формулировки настоящей работы, акцент в которой смещен на исследование финансовых институтов, мы будем анализировать не все элементы правовой системы, а лишь первые два: правовые нормы (российское законодательство) и юридические институты, на которые оказывается основное влияние со стороны международных финансовых институтов.

Выделение в исследовании международных финансовых институтов как фактора влияния мотивировано следующим:

Возрастание роли финансов в современном гражданском обороте. По оценкам специалистов, финансово-кредитная отрасль изменилась за последние пять лет больше, чем за предыдущие 50 лет [1]. Нельзя не сослаться и на документы ВТО, где финансовые услуги выделены в самостоятельную, обособленную группу услуг. В частности, в группу «Банковские и другие финансовые услуги» входят 12 подвидов таких услуг.

Возрастание роли неправительственных международных финансовых организаций, применяющих так называемое «мягкое право». При этом акты неправительственных организаций в финансовой сфере, формально имеющие рекомендательный характер, фактически являются обязательными для соответствующих национальных структур. Одним из ярких примеров присутствия таких «рекомендательно-обязательных» инструкций в национальной правовой системе являются Указания ЦБ РФ о Вольсбергских принципах [см.: 10].

В этой связи исследованию и объективному осознанию, в том числе и с позиций современной доктрины источников национального права, подлежат факты признания и действия на территории Российской Федерации положений международной (частной, по сути - само- регулируемой) организации, созданной 11 частными банками в 2000 г. и названной «Вольсбергской группой» .

Нельзя не упомянуть и Комитет регулирования и надзора за банковской деятельностью (Базельский комитет), созданный в г. Базеле (Швейцария) в 1974 г. руководителями центральных банков стран «Большой десятки» (G10) под эгидой Банка международных расчетов (БМР) . Система Базеля представляет собой универсальные нормативы по надзору за капиталом со стороны финансовых учреждений (БазельБазель-2, Базель-3). Переход на Базель-3 должен быть осуществлен с

января 2013 до 1 января 2019 года. Российская Федерация в лице гос- регулятора ЦБ РФ применяет нормативы Базеля в национальном банковском секторе. На 2015 г. в РФ действуют и правительственные акты [6], и более 30 документов ЦБ РФ, в текстах которых упоминаются принципы Базеля (например, см. [7]).

Другой международной неправительственной организацией, оказывающей существенное влияние на правовое регулирование деятельности финансовых организаций, является Фонд международных стандартов финансовой отчетности (ФМСФО). В настоящее время разработаны и действуют 13 международных стандартов финансовой отчетности (например, см. [3]). Соответственно с этим в Российской Федерации приняты и действуют нормативно-правовые акты как на уровне закона [11], так и на уровне правительства [8], а также на уровне спецрегулятора [4; 5].

Таким образом, в национальное законодательство вводятся наднациональные (универсальные) правовые механизмы, инициированные на «неправительственном» уровне. Само за себя говорит также и название национального федерального закона № 208-ФЗ от 27.07.2010. «О консолидированной финансовой отчетности».

То есть, если акцентировать внимание на термине «отчетность» в привязке к международному неправительственному инициатору, а также проанализировать возможный и потенциальный охват отчетности/контроля исходя из 13 действующих на данный момент стандартов МСФО , то выводы будут явно выходить за рамки собственно финансово-экономической системы.

Уместно в этой связи привести легальное определение консолидированной финансовой отчетности, содержащееся в статье 1 ФЗ РФ № 208 от 27.07.2010, под которой понимается «систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации (выд. - Е. М), организаций и (или) иностранных организаций

группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО)» Г111.

Показателен факт внедрения в финансово-правовую систему новых конструкций, юридико-техническую природу которых еще следует изучить. Так, в системе МСФО используются понятия: финансовый инструмент; финансовый актив; финансовое обязательство; долевой инструмент, производный финансовый инструмент (дериватив). Некоторые из них уже используются не только в финансовом, но в гражданском законодательстве.

Появились также и новые субъектные категорий. Это в первую очередь касается системно значимые финансовых организаций. О системно значимых финансовых институтах (СЗФИ) практически одновременно (2010 г.) заговорили и в США, и в Швейцарии. Так, в США закон Додда-Френка относит к СЗФИ коммерческие банки с активами 50 млрд долларов США и выше. В соответствии с данным законодательным актом за СЗФИ следует осуществлять более тщательный надзор и требовать от них работы с большим запасом надежности в виде повышенного уровня капитализации, а также более жестко ограничивать их операции.

Помимо банков, в категорию системно значимых финансовых институтов могут входить небанковские финансовые организации - от страховых компаний до специализированных сберегательных учреждений, хеджевых фондов и финансовых компаний, а также учреждений инфраструктуры финансовых рынков (бирж, клиринговых палат) [1]. В российской правовой системе системно значимые субъекты появились в 2015 г. [9].

В заключение настоящей статьи можно сделать следующие общие выводы:

Финансовая составляющая в современном мире является определяющей и не может не повлиять на смещение акцентов в государственно-правовой сфере.

Элементы правовой системы субардиционно требуют пересмотра.

Возрастание наднационального влияния требует одновременного установления границ и пределов такого влияния в целях сохранения национальной безопасности и суверенитета.

Список литературы

Кондрат Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. М.: Юстицинформ, 2014. 928 с.

Кудрявцев В.Н, Васильев А.М., Казимирчук В.П. Правовая система социализма. М.: Юридическая литература, 1986. Кн. 1. С. 38^14.

Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (ред. от 18.07.2012.); Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 11 «Совместная деятельность» (ред. от

; Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» (ред. от 02.04.2013); Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 4 «Договоры страхования» (ред. от 02.04.2013); Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» [Электронный ресурс]. URL: // base.consultant.ru/ (дата обращения: 04.03.2015).

О применении Международных стандартов финансовой отчетности. Информация Минфина России № ОП 1-2012. [Электронный ресурс]. URL: // base.consultant.ru/ (дата обращения: 04.03.2015).

О применении Международных стандартов финансовой отчетности. Информация Минфина России. № ОП 2-2012 [Электронный ресурс]. URL: base.consultant.ru/ (дата обращения: 04.03.2015).

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Правительством РФ 31.01.2013); Заявление Правительства РФ № 1472п-П13, Банка России № 01-001/1280 от 05.04.2011 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года». [Электронный ресурс]. URL: // www.garant.ru/hotlaw/federal/446770/(дата обращения: 04.03.2015).

Положение о методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III») (утв. Банком России 28.12.2012. № 395-П) (ред. от 01.09.2015); Положение о порядке расчета показателя краткосрочной ликвидности («Базель III») (утв. Банком России 30.05.2014. № 421-П) (ред. от 25.11.2014). [Электронный ресурс]. URL: // www.sarant.ги// (дата обращения: 04.03.2015).

Постановление Правительства РФ от 25.02.2011. № 107 (ред. от

«Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: II http: ppt.ru/newstext.vhtml?id=54239 (дата обращения: 04.03.2015).

Указание Банка России от 22.07.2015. № 3737-У «О методике определения системно значимых кредитных организаций». [Электронный ресурс]. URL: // normativ.kontur.ru/document?documentId=257678&moduleId=l (дата обращения: 04.03.2015).

Указание оперативного характера ЦБР от 15 февраля 2001 г. № 24-Т «О Вольфсбергских принципах»; Письмо ЦБ РФ N 105-Т 2006 г. «О документах Вольфсбергской группы» и др. [Электронный ресурс]. URL: // online. zakon.kz/Document/?doc_id=1032231 (дата обращения: 04.03.2015).

Федеральный закон от 27.07.2010. N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». [Электронный ресурс]. URL: // www.zakonprost.ru/ zakony/208-fz-ot-2010-07-27-О (дата обращения: 04.03.2015).








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ