СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Обучение английскому языку студентов юридического вуза на основе методов технологии критического мышления


ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Хайруллин Р. Д.,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка для гуманитарных специальностей ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

В статье рассматриваются различные методы обучения технологии критического мышления. Авторы статьи обращают внимание на актуальность применения активных методов в подготовке студентов юридического вуза при обучении английскому языку. Формирование критического мышления студентов современного вуза позволит будущим специалистам гибко адаптироваться в современном информационном пространстве, а умение понять и анализировать информацию на иностранном языке позволяет достичь этой цели. Использование методов обучения в смысле активизации учебной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога.

Ключевые слова: технологии критического мышления; активные методы обучения; иностранный язык; активизация учебной деятельности; формирование критического мышления.

Удовлетворение потребности общества в высококвалифицированных специалистах одинаково актуальна как для нашей, так и для зарубежных стран. Главной задачей современной высшей школы является раскрытие способностей каждого студента, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Концепция модернизации российского образования указывает на необходимость подготовки высококвалифицированного специали- ста, обладающего критическим мышлением, высокой мобильностью, компетентностью, толерантностью, готового к постоянному профессиональному росту. Указанные требования связаны с необходимостью формирования и развития критического мышления студентов, являющегося неотъемлемой и необходимой частью их профессиональной компетентности [5, с. 5].

Высокие темпы развития мировой экономики, стремительно меняющиеся требования к выпускнику вуза, большой объем информации, необходимой для усвоения, требуют использовать в вузовском образовании различные методы активного обучения.

Критический стиль мышления - важнейшая стратегия и необходимое условие успешного социального и профессионального функционирования выпускника вуза - может быть сформировано в числе прочих учебных дисциплин и на базе иностранного языка как неотъемлемой составляющей подготовки студента юридического вуза. Для успешного обучения необходим высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности, восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, а также владения определенным кругом логических операций и т.д.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской деятельности культуры студента и преподавателя, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах [4, с. 56].

Формирование критического мышления студентов современного вуза позволит будущим специалистам гибко адаптироваться в современном информационном пространстве, а умение понять и анализировать информацию на иностранном языке позволяет достичь этой цели. В связи с этим в системе высшего профессионального образования возникает необходимость создания условий для развития критического мышления в процессе обучения иностранному языку [1, с. 23].

Получая новую информацию, обучающиеся должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности. На занятиях по иностранному языку в юридическом вузе необходимо использовать информацию, которая позволит студенту понять, что изучение иностранного языка в боль шей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными преподавателем приемами и средствами обучения [2, с. 69].

Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога [3, с. 184].

Надо заметить, что обучение по технологии развития критического мышления становится продуктивным лишь тогда, когда сам преподаватель, осмыслив свой опыт, способен пересмотреть официально утвержденные и годами практикуемые методы обучения.

На наш взгляд, нужны новые оценки к традиционным подходам в педагогической практике:

оценка преподавателем обучаемых;

студент не должен делать ошибок;

преподаватель знает, как и что должен отвечать студент;

преподаватель учит, а студент учится;

преподаватель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии;

на вопрос преподавателя всегда должен быть ответ.

Современная система образования направлена не только на передачу определенного набора знаний, умений и навыков, но и на интеллектуальное и нравственное развитие личности. Основные цели обучения - формирование креативного и критического мышления, умения оперировать полученной информацией и применять знания на практике в различных ситуациях [6, с. 199].

Технологическую основу обучения составляет базовая модель трех стадий:

- вызов - пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации,

- осмысление содержания - получение новой информации,

- рефлексия - размышление, рождение нового знания [7, с.

17].

На стадии вызова, используя разнообразные приемы (проблемные вопросы, мозговая атака, прогнозирование содержания и т.д.), преподаватель побуждает учащихся рассказать о том, что им уже известно по данной теме, привлекая их внимание, возбуждая интерес и активность. Так, полученные ранее знания выходят на уровень осознания и могут стать основанием для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее сочетать новую информацию с полученной ранее. Это помогает им критически подходить к пониманию новой информации.

На стадии осмысления, когда учащиеся вступают в контакт с новой информацией и идеями при прочтении текста, просмотре фильма, прослушивании лекций, они учатся отслеживать свое понимание и записывать в виде вопросов то, что непонятно. Обучение такому самоанализу обязательно. При организации работы учащихся с новой информацией используются приемы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц, кластеров.

На стадии рефлексии обучающиеся размышляют о том, что они узнали, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новое. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать партнера, аргументированно и корректно отстаивать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, умений, навыков. На этой стадии возможно проведение дискуссии, написание отчета, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, тезисов, схем.

Существуют различные приемы развития критического мышления:

«Кластеры».

Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучаемые логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив слова в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры в зависимости от поставленной цели.

«Дерево предсказаний».

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможными предположениями учащиеся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования.

Концепт «Дерева предсказаний»:

«Ствол» - тема;

«Ветви» - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям: «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено);

«Листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

«Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой-либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения.

«Техника "Пятистишье"».

Этот прием способствует творческому развитию ученика, заставляет его самостоятельно мыслить, творить. Данную стратегию можно использовать в качестве речевой зарядки для отработки звуков. «Пятистишье» - это стих из пяти строк, который требует синтезирования информации и материалов в немногословное выражение по той или иной теме. Когда предлагается составить пятистишье, необходимо объяснить его структуру.

Структура пятистишья:

Первая строка - одно слово, описывающее тему (обычно существительное).

Вторая строка - два слова, описывающие тему (обычно два прилагательных).

Третья строка - три слова, выражающие действие по теме (обычно три глагола).

Четвертая строка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка - одно слово (обычно синоним слова из первой строки), которое еще раз подчеркивает сущность темы.

Каждый ученик имеет 5-7 минут, чтобы написать пятистишье. Эффективный способ организации работы - работа в парах.

«Инсерт».

Метод очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексикограмматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает и на стадии осмысления.

Основные приемы технологии «Инсерт»: чтение текста с пометками:

+
я это знал
я этого не знал
т
это меня удивило
хотел бы узнать подробнее

Для заполнения таблицы понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

«Загадка».

Прием «Загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти. Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц.

«Чтение с остановками».

Этот метод эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а также при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Прием «Чтение с остановками» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. Все имеющиеся лексико-грамматические навыки востребованы, поскольку от учащихся требуется связное монологическое высказывание. Если таковая цель имеется, то можно направить речевую деятельность учащихся в конкретном грамматическом русле, например, на стадии прогнозирования активизировать структуры будущего времени и сослагательного наклонения.

«Круги по воде».

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в аудитории и иметь продолжение дома.

«Толстый и тонкий вопросы».

Этот прием может быть использован как на стадии осмысления

для активизации чтения, так и на стадии вызова - для совместного целеполагания к получению новой информации.

Посредством данного приема развиваются навыки активного восприятия информации и умение задавать вопросы разного уровня:

«Толстый вопрос» - вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ.

«Тонкий вопрос» - вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ.

«Шесть шляп мышления».

В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put ony our think in ghat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами.

Метод «Шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после практики, после изучения достаточно большой темы и так далее). Группа студентов делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

Белая шляпа - мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату.

Желтая шляпа - позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.

Черная шляпа - противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую, и - объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.

Красная шляпа - это эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и так далее), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа.

Зеленая шляпа - это творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.

Синяя шляпа - это философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т.д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: сначала походить по другим группам, послушать, что они говорят; затем вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними - последнее слово.

«Фишбоун». Одним из эффективных и популярных инструментов активизации мыслительной деятельности обучаемых является технология «Fishbone» (в переводе с английского языка значит «рыбная кость» или «скелет рыбы»). Стратегия «Fishbone» - это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый ряд проблем.

Алгоритм действий при работе со стратегией «Fishbone» следующий. Как известно, любая проблема начинается с головы. Поэтому проблема помещается в голове рыбы. На верхних «косточках» записываются формулировки причин любой проблемы, на нижних - факты и аргументы, которые подтверждают, что данные причины, проблемы существуют. Хвост рыбы - вывод. Студентам предлагается информация (текст, видеофильм и т.д.) проблемного содержания и схема «Fishbone» для систематизации причин проблемы и нахождения фактов или аргументов, подтверждающих эти причины. Работа с текстом или исследование может проводиться индивидуально или по группам. При этом технология работы может варьироваться [6, с. 200].

Таким образом, технологии критического мышления на занятиях по английскому языку (и не только) - это развитие интеллектуальных способностей студентов, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности (умение применять решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, сравнивать, работать самостоятельно и в коллективе и др.). Студенту данные технологии позволяют оценить, анализировать информацию, что повышает эффективность восприятия; поднимают настрой на изучение материала и интерес к предмету, развивают умение мыслить, размышлять; учат работать в сотрудничестве (в группах, парах); повышают качество образования.

Список литературы

Алешугина Е.А. Использование метода «Case Study» в рамках курса «Деловой английский язык» // Проблемы преподавания иностранных языков в вузе и школе: сб. тр. II Межународ. научн.-практич. конф. Борисоглебск: Изд-во Борисоглеб. гос. пед. ин-та, 2009. С. 23-25.

Биренбаум М.Я. Особенности использования технологии РКМЧП при обучении иностранным языкам // Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования XXI века (материалы конференции). Н. Новгород: АРАБЕСК, 2001. С. 68-71.

Грудзинская Е.Ю. Педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Инновации в образовании». Выпуск 1 (6). Н. Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2005. С. 181— 188.

Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Технология развития критического мышления: перспективы высшего образования (на правах монографии). СПб.: Скифия, 2002. 136 с.

Иванова И.Н. О тенденциях развития современного образования // Инновации в образовании. 2004. № 3. С. 5.

Хайруллин Р.Д., Храмова Ю.Н. Проблемное обучение современного российского менеджера на занятиях по иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2015. №4 (46). Ч. 2. С. 198-200.

Zair-Bek S.I., Mariko VV, Schvets I.M. Working with Adults // Thinking Classroom: a Journal of Reading, Writing and Critical Reflection. 2006. Volume 7. № 1. P. 11-9.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ