Специфика профессиональной деятельности юристов сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые обычно не встречаются в деятельности представителей других профессий.
К работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право.
Профессиональный этикет юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания. Этикет - устойчивый порядок поведения, выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, одежда и др.). Устойчивый порядок поведения означает совокупность устоявшихся правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Ритуальные формы этикета имеют место в сфере дипломатических отношений (соблюдение так называемого дипломатического протокола [1, с. 35]).
Служебный этикет юриста - устойчивый порядок поведения юриста при выполнении служебных полномочий (например, решении юридического дела), выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и др.) [2, с. 106].
Этикет имеет правила, которые облачены в конкретные формы, представляющие собой единство двух сторон: этической (проявление
заботы, уважения и др.) и эстетической (красота, изящество поведения).
Требования этикета в юридической практике приобретают особую значимость, так как являются строго регламентированным церемониалом, где определенные официальные формы поведения юриста не должны выходить за пределы жестко установленных рамок. Он выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обратиться, кого как должно титуловать), правил поведения в различных кругах.
Строгое соблюдение правил служебного этикета - важное условие высокой нравственной культуры поведения юриста.
Немаловажную роль в системе профессионального этикета юриста играет речевой этикет или этический аспект культуры речи юриста. Специфика культуры речи определяется не только знанием лингвистического словаря, тезаурусом личности, но и культурой общества [7, с. 3]. Культура речи рассматривается как совокупность трех взаимосвязанных компонентов: этического, нормативного и коммуникативного. Каждый из этих компонентов по-своему важен и необходим. Рассмотрим этический компонент культуры речи, или речевой этикет.
Специфика юридической деятельности такова, что юристу ежедневно приходится сталкиваться с большим количеством людей и поэтому очень трудно выбрать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист во время осуществления своей профессиональной работы.
К основным принципам речевого этикета юристов относится тактичность. Такт предполагает внимательное отношение к личности собеседника, умение юриста корректно обойти по возможности вопросы, которые могут вызвать неловкость у окружающих [4, с. 248]. Чувство такта можно соотнести с чувством эмоционального сопереживания с каждым из участников решения юридического дела; оно помогает определить должную меру в выражениях и поступках. Важно постоянно помнить, что соблюдение речевого этикета и проявление такта - неотъемлемая часть духовной культуры юриста как должностного лица.
К принципам речевого этикета следует отнести корректность, вежливость, любезность, доброжелательность, порядочность и др. Корректность - сдержанность в словах и манерах, исключение нелепых вопросов, чрезмерной настойчивости и т.п. Вежливость - внешнее проявление доброжелательности, обращение по имени и отчеству, душевное расположение. Любезность - готовность оказать услугу тому, кто в этом нуждается. Доброжелательность - способность творить добро. Порядочность - органичная неспособность к бесчестному поступку. Главное, чтобы за строгим соблюдением правил речевого этикета не было скрытого неуважения, недоброжелательности к людям. Если этикет будет иметь чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания, форму, строго канонизированный характер, он превратится в официальную форму лицемерия [5, с. 29].
Доброжелательность придает разговору солидность и компетентность. Следует очень осторожно проявлять свое остроумие, как бы живо оно ни было, потому что человек, находящийся в зависимом положении от юриста, не всегда его оценит положительно, а может посчитать это признаком несерьезности следователя, адвоката, судьи.
Наряду с вышеперечисленными принципами, на формирование речевого этикета юриста влияют тон и манера разговора, мимика и жесты, умение выслушать собеседника.
Тон и манера разговора имеют почти такое же значение, как и его содержание. Следует обращаться на «Вы», избегать слишком резкого тона в суждениях, потому что такая манера говорить оскорбляет гордость собеседника. По возможности, речь юриста должна быть представлена в простых предложениях. В этом случае свидетель, подозреваемый и т.д. смогут лучше уловить смысл сказанного, в том числе и юридические термины.
Нередко умную, хорошую речь портят слова-паразиты, а также поговорки, пословицы, присказки, употребляемые неоднократно и не к месту. Следует быть осторожным с употреблением иностранных слов и выражений: их значение может быть непонятным коллеге, клиенту.
Серьезной проблемой речевого этикета юриста является даже фрагментарное использование инвективной (нецензурной, бранной) лексики. Употребление в речи слов, которые по сути несут вербальную агрессию, является в высшей степени безнравственным и недопустимым для юриста.
Никогда не следует защищать своих убеждений оскорбительным тоном или повышением голоса, как бы они ни были справедливы. В жизни и в юридической практике возникают ситуации, когда требуется быть твердым во что бы то ни стало, но даже в таких случаях умеренный тон речи и доброжелательное отношение к собеседнику обязательны для юриста-профессионала. В этой связи уместно вспомнить правило: «Сила довода не в силе голоса, а в силе доказательств».
Для юриста-практика характерным должно быть умение выслушать собеседника, какой бы степени важности не была его проблема. Невнимание к словам - личная обида для говорящего, которая обязательно скажется негативно в будущем. Невнимание к словам собеседника - это и невозможность сделать выводы, упущенные мелочи в разговоре, которые часто гораздо ближе к истине, чем заключения, сделанные из двух-трех важных событий.
Благодаря этому юрист получает возможность своевременно сформировать объективное суждение о конкретной личности, о ее возможных действиях, решениях и выбрать соответствующую тактику и стратегию во взаимоотношениях. С другой стороны, манеры поведения самого юриста находятся под постоянным вниманием окружающих его лиц.
По мимике и жестам можно определить многие эмоции. Юристу предпочтительно, если есть такая возможность, общаться со всеми заинтересованными по делу лицами непосредственно, а не по телефону. Это связано с тем, что нередко по лицу человека мы узнаем больше, чем из его слов. Язык жестов и телесных движений обладает не меньшей информированностью для наблюдательного человека, чем мимика.
На межличностное общение в юридической практике очень сильно влияет то, как проявляется в жестах юриста его заинтересованность [3, с. 169].
Голос является настолько же характерной чертой человека, как отпечатки пальцев. Говорить можно громко или тихо, гневно или любезно, успокаивающе или раздражающе. По интонации, тембру голоса можно многое узнать о человеке. Нередко одна только манера разговоров производит на собеседника такое же впечатление, как и умные, дельные поступки [6, с. 102]. Важной особенностью голоса является то, что многие люди, выражая свои мысли, как правило, размышляют над содержанием своих слов, а не над способом их изложения. Поэтому голос следует относить к первичным проявлениям человечеством природы.
Ясное изложение мыслей - неразлучный спутник разума, лучшее его украшение, и нет ни одной ценной мысли, которая бы не выиграла, будучи изложена четко и логично. Меткость и уместность сказанного слова имеют часто решающее значение для того понятия, которое им выражается.
Таким образом, значение речевого этикета состоит в том, что он придает нравственный характер деятельности, осуществляемой юри- стами-профессионалами. Нравственные нормы наполняют юридическую деятельность в целом гуманистическим содержанием.
Речевой этикет способствует правильному формированию сознания, взглядов юристов, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей.
Список литературы
Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2007.
Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 2008.
Кивайко В.Н. Юридическая психология. М., 2008.
Уитмор Ж. Деловой этикет. Основы этикета, которые помогут вам добиться успеха в бизнесе. М., 2007.
Сташ С.М. Культура речи в процессе социальной коммуникации: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2005.
Саеина А. А.,
преподаватель кафедры языкознания и иностранных языков ПФ РГУП, г. Нижний Новгород
речевой этикет юрист, устойчивый порядок поведение, умение выслушать собеседник, состоять править вежливый, править вежливый обхождение, обхождение общество манер, вежливый обхождение общество, мораль состоять править, содержание принцип мораль, принцип речевой этикет, состоять править вежливый обхождение, править вежливый обхождение общество, мораль состоять править вежливый, содержание принцип мораль состоять, выражать внешний содержание принцип, внешний содержание принцип мораль, вежливый обхождение общество манер, принцип мораль состоять править, этический аспект культура речь, аспект культура речь юрист,