СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Этический аспект культуры речи юриста


ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ЮРИСТА

Русакова Н. Г.,

кандидат юридических наук, доцент кафедры психологии и педагогики НА МВД России, г. Нижний Новгород

В статье рассматриваются основные принципы и нормы речевого этикета юриста; необходимость их соблюдения в служебной деятельности.

Ключевые слова: служебный этикет юриста; речевой этикет; тактичность; вежливость.

Специфика профессиональной деятельности юристов сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые обычно не встречаются в деятельности представителей других профессий.

К работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право.

Профессиональный этикет юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания. Этикет - устойчивый порядок поведения, выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, одежда и др.). Устойчивый порядок поведения означает совокупность устоявшихся правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Ритуальные формы этикета имеют место в сфере дипломатических отношений (соблюдение так называемого дипломатического протокола [1, с. 35]).

Служебный этикет юриста - устойчивый порядок поведения юриста при выполнении служебных полномочий (например, решении юридического дела), выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и др.) [2, с. 106].

Этикет имеет правила, которые облачены в конкретные формы, представляющие собой единство двух сторон: этической (проявление

заботы, уважения и др.) и эстетической (красота, изящество поведения).

Требования этикета в юридической практике приобретают особую значимость, так как являются строго регламентированным церемониалом, где определенные официальные формы поведения юриста не должны выходить за пределы жестко установленных рамок. Он выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обратиться, кого как должно титуловать), правил поведения в различных кругах.

Строгое соблюдение правил служебного этикета - важное условие высокой нравственной культуры поведения юриста.

Немаловажную роль в системе профессионального этикета юриста играет речевой этикет или этический аспект культуры речи юриста. Специфика культуры речи определяется не только знанием лингвистического словаря, тезаурусом личности, но и культурой общества [7, с. 3]. Культура речи рассматривается как совокупность трех взаимосвязанных компонентов: этического, нормативного и коммуникативного. Каждый из этих компонентов по-своему важен и необходим. Рассмотрим этический компонент культуры речи, или речевой этикет.

Специфика юридической деятельности такова, что юристу ежедневно приходится сталкиваться с большим количеством людей и поэтому очень трудно выбрать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист во время осуществления своей профессиональной работы.

К основным принципам речевого этикета юристов относится тактичность. Такт предполагает внимательное отношение к личности собеседника, умение юриста корректно обойти по возможности вопросы, которые могут вызвать неловкость у окружающих [4, с. 248]. Чувство такта можно соотнести с чувством эмоционального сопереживания с каждым из участников решения юридического дела; оно помогает определить должную меру в выражениях и поступках. Важно постоянно помнить, что соблюдение речевого этикета и проявление такта - неотъемлемая часть духовной культуры юриста как должностного лица.

К принципам речевого этикета следует отнести корректность, вежливость, любезность, доброжелательность, порядочность и др. Корректность - сдержанность в словах и манерах, исключение нелепых вопросов, чрезмерной настойчивости и т.п. Вежливость - внешнее проявление доброжелательности, обращение по имени и отчеству, душевное расположение. Любезность - готовность оказать услугу тому, кто в этом нуждается. Доброжелательность - способность творить добро. Порядочность - органичная неспособность к бесчестному поступку. Главное, чтобы за строгим соблюдением правил речевого этикета не было скрытого неуважения, недоброжелательности к людям. Если этикет будет иметь чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания, форму, строго канонизированный характер, он превратится в официальную форму лицемерия [5, с. 29].

Доброжелательность придает разговору солидность и компетентность. Следует очень осторожно проявлять свое остроумие, как бы живо оно ни было, потому что человек, находящийся в зависимом положении от юриста, не всегда его оценит положительно, а может посчитать это признаком несерьезности следователя, адвоката, судьи.

Наряду с вышеперечисленными принципами, на формирование речевого этикета юриста влияют тон и манера разговора, мимика и жесты, умение выслушать собеседника.

Тон и манера разговора имеют почти такое же значение, как и его содержание. Следует обращаться на «Вы», избегать слишком резкого тона в суждениях, потому что такая манера говорить оскорбляет гордость собеседника. По возможности, речь юриста должна быть представлена в простых предложениях. В этом случае свидетель, подозреваемый и т.д. смогут лучше уловить смысл сказанного, в том числе и юридические термины.

Нередко умную, хорошую речь портят слова-паразиты, а также поговорки, пословицы, присказки, употребляемые неоднократно и не к месту. Следует быть осторожным с употреблением иностранных слов и выражений: их значение может быть непонятным коллеге, клиенту.

Серьезной проблемой речевого этикета юриста является даже фрагментарное использование инвективной (нецензурной, бранной) лексики. Употребление в речи слов, которые по сути несут вербальную агрессию, является в высшей степени безнравственным и недопустимым для юриста.

Никогда не следует защищать своих убеждений оскорбительным тоном или повышением голоса, как бы они ни были справедливы. В жизни и в юридической практике возникают ситуации, когда требуется быть твердым во что бы то ни стало, но даже в таких случаях умеренный тон речи и доброжелательное отношение к собеседнику обязательны для юриста-профессионала. В этой связи уместно вспомнить правило: «Сила довода не в силе голоса, а в силе доказательств».

Для юриста-практика характерным должно быть умение выслушать собеседника, какой бы степени важности не была его проблема. Невнимание к словам - личная обида для говорящего, которая обязательно скажется негативно в будущем. Невнимание к словам собеседника - это и невозможность сделать выводы, упущенные мелочи в разговоре, которые часто гораздо ближе к истине, чем заключения, сделанные из двух-трех важных событий.

Благодаря этому юрист получает возможность своевременно сформировать объективное суждение о конкретной личности, о ее возможных действиях, решениях и выбрать соответствующую тактику и стратегию во взаимоотношениях. С другой стороны, манеры поведения самого юриста находятся под постоянным вниманием окружающих его лиц.

По мимике и жестам можно определить многие эмоции. Юристу предпочтительно, если есть такая возможность, общаться со всеми заинтересованными по делу лицами непосредственно, а не по телефону. Это связано с тем, что нередко по лицу человека мы узнаем больше, чем из его слов. Язык жестов и телесных движений обладает не меньшей информированностью для наблюдательного человека, чем мимика.

На межличностное общение в юридической практике очень сильно влияет то, как проявляется в жестах юриста его заинтересованность [3, с. 169].

Легче всего распознаются положительные эмоции - радость, восхищение, удивление. Труднее распознать отрицательные эмоции - печаль, гнев, раздражение, отвращение.

Голос является настолько же характерной чертой человека, как отпечатки пальцев. Говорить можно громко или тихо, гневно или любезно, успокаивающе или раздражающе. По интонации, тембру голоса можно многое узнать о человеке. Нередко одна только манера разговоров производит на собеседника такое же впечатление, как и умные, дельные поступки [6, с. 102]. Важной особенностью голоса является то, что многие люди, выражая свои мысли, как правило, размышляют над содержанием своих слов, а не над способом их изложения. Поэтому голос следует относить к первичным проявлениям человечеством природы.

Ясное изложение мыслей - неразлучный спутник разума, лучшее его украшение, и нет ни одной ценной мысли, которая бы не выиграла, будучи изложена четко и логично. Меткость и уместность сказанного слова имеют часто решающее значение для того понятия, которое им выражается.

Таким образом, значение речевого этикета состоит в том, что он придает нравственный характер деятельности, осуществляемой юри- стами-профессионалами. Нравственные нормы наполняют юридическую деятельность в целом гуманистическим содержанием.

Речевой этикет способствует правильному формированию сознания, взглядов юристов, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей.

Список литературы

Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2007.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов на/Д, 2007.

Демиденко Л.П. Речевые ошибки. М., 2006.

Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 2008.

Кивайко В.Н. Юридическая психология. М., 2008.

Уитмор Ж. Деловой этикет. Основы этикета, которые помогут вам добиться успеха в бизнесе. М., 2007.

Сташ С.М. Культура речи в процессе социальной коммуникации: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2005.

Саеина А. А.,

преподаватель кафедры языкознания и иностранных языков ПФ РГУП, г. Нижний Новгород








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ