СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Сентябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Формирование культуры умственного труда студентов юридического вуза


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА

Зайцева С. С.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры языкознания и иностранных языков ПФ РГУП, г. Нижний Новгород

В статье рассматривается проблема повышения культуры учебной деятельности обучающихся, а также подчеркивается необходимость усиления культурообразующей функции современного высшего образования в России, заключающейся в воспитании и обучении человека как субъекта культурноисторического процесса, компетентного и ответственного за сохранение и приумножение духовно-нравственных ценностей как основы культуры.

Ключевые слова: нормы умственной деятельности; учебный (умственный) труд; личностно-ориентированная парадигма образования.

Образование как процесс природосообразного развития и саморазвития личности может соответствовать современным представлениям о человеке только тогда, когда соединяет в себе все значимые феномены культуры. Данное положение нашло отражение в государственном документе - «Концепции модернизации российского образования...», предполагающем, что проводимая модернизация утвердит ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Для этого образовательные учреждения любого уровня должны направить свои усилия на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также создание опыта организации самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося за качество своего обучения, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Модернизация российского образования связывается с усилением его культурообразующей функции. Это предполагает воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса, компетентного и ответственного за сохранение и приумножение нравственных ценностей как основы культуры. Формирование культуры умственного труда основывается на глубоком и сознательном освоении норм умственной деятельности, рассматривается как важнейший инструмент познания мира во всем его многообразии.

В качестве результата организации подобного образования общество получает выпускника высшего учебного заведения конкурентоспособного на рынке труда, компетентного и ответственного, свободно ориентирующегося в потоке поступающей информации; готового к постоянному личностному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению образовательных потребностей личности в получении и повышении уровня образования.

Проблема повышения культуры учебной деятельности обучающихся относится к числу тех «вечных» проблем, которые издавна интересовали представителей педагогического труда. Уже начиная с античных времен, выдающиеся мыслители и педагоги прошлого понимали важность и необходимость эффективной организации учебной деятельности обучающихся.

Решение проблемы формирования данного вида культуры у студентов высших учебных заведений обусловлено необходимостью привести содержание образования в соответствие с мировыми образовательными стандартами в свете культурно-гуманистической функции образования в качестве общечеловеческой ценности, как неотъемлемой части культуры; с пониманием образования как способа освоения культуры, овладения ее богатством, накопленным человечеством. Усиление культурообразующей функции современного высшего образования в России предполагает воспитание и обучение человека как субъекта культурно-исторического процесса, компетентного и ответственного за сохранение и приумножение ду- ховно-нравственных ценностей как основы культуры.

Одной из основных задач перестройки вузовского образования является переориентация системы обучения на приоритет развивающей функции обучения. Обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, не формирует у студента умения думать, не учит тем мыслительным операциям (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т.д.), с помощью которых приобретаются осмысленные знания, малоэффективно для умственного развития студентов.

Следует отметить, что учебный (умственный) труд отличается от любого другого вида труда тем, что главным его результатом является изменение самого обучающегося обогащение его новой системой знаний, умений и навыков, отношений к действительности и пр.

В связи с этим, главный воспитательный эффект учебного труда выражен в новых особенностях личностного развития человека.

Современная ситуация развития общества обусловила преобразования во всех его сферах, в том числе и педагогической. Одной из важнейших задач образования сегодня выступает создание условий для интеллектуального развития обучающихся, ориентированного на владение способами самостоятельного приобретения знаний, формирования умений и навыков учебного труда.

В связи с изменившимися социально-экономическими преобразованиями в обществе пересмотрены и многогранные требования к выпускнику высшего учебного заведения, что повлекло за собой изменение парадигмы высшего образования и вызвало настоятельную необходимость перехода от «знаниевой» на личностноориентированную парадигму образования.

Постепенно приходит осознание того, что интеллектуальный потенциал нации создает надежный капитал - человеческий, обеспечивающий процветание России за счет культуры труда, прежде всего, высокоинтеллектуального. Развитие интеллекта, формирование культуры умственного труда в высшем учебном заведении не может обеспечиваться только знаниями, умениями и навыками. Главное - не столько их количество, сколько качество и умение (готовность, потребность) их добывать и творчески применять в разных ситуациях, создание нового знания - интеллектуального продукта, так высоко ценимого в современном обществе. Все это предполагает формирование у обучающихся готовности и привычки к умственному труду. В связи с этим большое внимание необходимо уделить формированию общей культуры современного студента, ядро которой составляет культура умственного труда.

Список литературы

Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание. 1981.

Введенский Н.Е. Условия продуктивности умственной работы // И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский. Физиология нервной системы: Избр. труды. Вып. 3. Кн. 2. М.: Медгиз.1952.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1977.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика. 1989.








МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ